Петровских Татьяна Ивановна
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 г. Урай, Тюменской области, ХМАО.
Урок математики 1 класс
Тема: Волшебные цифры.
Цели:
-
Закрепить понимание отличий «число» и «цифра».
-
Познакомить учащихся с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации.
-
Закреплять навыки счета в пределах 9.
-
Развивать у детей интерес к математике, творческие способности, умение мыслить обобщенно.
Оборудование:
Римские цифры, арабские цифры, набор счетного материала, художественное
оформление – снеговик, письмо приглашение, музыкальная фонограмма.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Представление гостей.
-
Создадим хорошее настроение.
-
-
Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
Руки на месте? (На месте!)
Ноги? (На месте!)
Локти? (У края!)
Спинка? (Прямая!)
-
Декабрь месяц на дворе, город украшают. К какому празднику готовится детвора?
-
У ёлки скоро день рождения.
-
Только злая Баба Яга не любит праздники. Разбросала, разметала украшения, украла приглашения. Надо отправляться в путь. А чтобы не было скучно идти, надо разминку провести.
-
Устный счет.
-
Проверка внимания:
-
-
Поднимаемся по ступенькам и запоминаем слова:
СТОЛЬКО ЖЕ
МИНУС
ВОСЕМЬ
МАТЕМАТИКА
-
Назовите 2 слово.
-
Назовите 4 слово.
-
Повторите слова по порядку.
-
Задачи в стихах:
Как-то четверо ребят
С горки покатались.
Двое в саночках сидят
Сколько в снег свалились?
Составь выражение 4-2 . Ищем часть (2).
Три синицы на ветку сели
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро детки
Сколько птиц сидит на ветке?
Составь выражение 3+2 . Ищем целое (5).
3) Игра «День, ночь»: 9 – 1 – 6 – 1 – 1 + 7 – 5 + 4 – 3 = 3
4) По линеечке: 15 – 3 – 2 – 4 + 3 – 5 = 4
Найди значение выражений:
9 – 6 = 3 8 – 6 =2 7 – 6 = 1
6 + 3 = 9 6 + 2 = 8 6 + 1 = 7
-
Прочитать по разному выражения.
-
Что интересного заметили? (В выражении каждого столбика одинаковые части и целое).
-
В первой строчке: Все выражения разности.
Вычитаемое равно 6.
Уменьшаемое на 1 уменьшается.
-
Во второй строчке: Все выражения суммы.
Первое слагаемое 6.
Второе слагаемое на 1 уменьшается.
-
Назовите последующее число 7
-
Как получили последующее число? (+1)
-
Назовите предыдущее числа 10.
-
Как получили предыдущее число? (- 1)
-
Назовите соседей числа 8.
-
Какое число стоит между числами 6 и 8.
-
Какое число стоит слева от 10 справа от 5?
-
Что происходит с числом при перемещении вправо, влево?
-
Дорога была трудна, но мы пришли в волшебный лес. Но вот беда. Цифры смешались со снежинками и улетели.
-
А в волшебном лесу какие бывают цифры? (волшебные, необыкновенные).
-
Открываем доску. Тема: Волшебные цифры.
-
А чем отличается число от цифры? (Число – это количественная характеристика совокупностей предмета. Цифра – знак для обозначения числа).
-
Посчитайте гостей. Какой цифрой обозначим количество?
-
Посчитайте количество детей на 1 ряду. Какой цифрой обозначим количество?
-
Сколько учителей? Какой цифрой обозначим количество?
-
А это что? Числовой отрезок, но нет ни одной цифры.
. . . . . . . . . ( линейка из учебника)
-
Сможем ли мы обойтись без цифр?
-
Каким предметом обозначены числа 0, 3, 7.
-
Какое число обозначено:
-
Какое число следует за грибом?
-
Как найти?
-
На сколько груша больше, чем гриб? (2)
-
Как найти, на сколько меньше?
Вывод: Каждое следующее натуральное число на 1 больше предыдущего, а каждое предыдущее на 1 меньше следующего.
-
При вычитании того же числа получается 0. Он обозначен шаром.
-
Физминутка.
Как живешь? Вот так!…( с движением )
7. Работа с учебником.
№ 1
Первый столбик с объяснением у доски.
2 и 3 столбики – самостоятельно. Взаимопроверка.
№ 2
Сравните, с пояснением каждый пример.
№ 3
Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
Повторяем вывод.
8. ФИЗМИНУТКА.
Счет с движением до 20. Счет от 20 ( только четные числа ).
Повернемся влево к свету — нет ли нашего билета.
Повернемся вправо и присядем вниз,
Может, укатилось или провалилось.
Может где-то, на шкафу, я приглашение найду.
( Ищем по классу. Нашли письмо. Прочитать не можем).
Утренник состоится
XXVI декабря в XI часов.
-
С давних времен люди ведут счет, но не сразу были придуманы цифры. У разных народов свои системы счета. Одни из самых древних египетские – клинопись (книга). Наиболее удобные цифры появились 15 веков назад. Они быстро распространились в других странах. К нам были занесены 8 веков назад арабами. Поэтому их часто называют – арабскими. 1, 2, 3 – арабские цифры. (таблица)
-
А это арабские цифры?
-
Нет. Есть еще более древние цифры – римские.
-
Мы попробуем с вами римские цифры изобрести сами при помощи палочек.
-
Один предмет – I…
-
Больше палочек нет. Посмотрите на руки. Сколько пальцев? (Это 5)
-
Кто увидел вилочку. Ей обозначили число 5.
-
А как же получить 4?
-
Как показать это 5 без 1? (С лева положить 1 палочку)
-
Как получить 6 из 5? (справа положить 1 палочку)…
-
Чтобы изобразить следующую цифру, вернемся к 5. (Две ладони – это 10)
-
Как из 10 получить 9? (аналогично)
Вывод: Если число увеличивается – справа единица, уменьшается – единица слева.
9. № 4
Запись по образцу.
10. № 5
Соотнести арабские с римскими цифрами в ответе. Проверяем карточками.
-
-
№ 6 (дополнительно).
11. Итог урока.
-
Что понравилось на уроке?
-
Кто запомнил, какие новые цифры мы выучили?
-
Почему цифры назвали волшебными?
-
Какую закономерность, при работе на числовом отрезке вы запомнили?
-
Давайте попробуем разгадать письмо (перевод римских цифр на арабские).
-
Утренник состоится 26 декабря в11 часов.
-
Молодцы!
-
Урок окончен.