4

Петровских Татьяна Ивановна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 г. Урай, Тюменской области, ХМАО.

Урок математики 1 класс

Тема: Волшебные цифры.

Цели:

  • Закрепить понимание отличий «число» и «цифра».

  • Познакомить учащихся с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации.

  • Закреплять навыки счета в пределах 9.

  • Развивать у детей интерес к математике, творческие способности, умение мыслить обобщенно.

Оборудование:

Римские цифры, арабские цифры, набор счетного материала, художественное

оформление – снеговик, письмо приглашение, музыкальная фонограмма.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

    1. Представление гостей.

    2. Создадим хорошее настроение.

  • Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

Руки на месте? (На месте!)

Ноги? (На месте!)

Локти? (У края!)

Спинка? (Прямая!)

  • Декабрь месяц на дворе, город украшают. К какому празднику готовится детвора?

  • У ёлки скоро день рождения.

  • Только злая Баба Яга не любит праздники. Разбросала, разметала украшения, украла приглашения. Надо отправляться в путь. А чтобы не было скучно идти, надо разминку провести.

  1. Устный счет.

    1. Проверка внимания:

  • Поднимаемся по ступенькам и запоминаем слова:

СТОЛЬКО ЖЕ

МИНУС

ВОСЕМЬ

МАТЕМАТИКА

  • Назовите 2 слово.

  • Назовите 4 слово.

  • Повторите слова по порядку.

  1. Задачи в стихах:

Как-то четверо ребят

С горки покатались.

Двое в саночках сидят

Сколько в снег свалились?

Составь выражение 4-2 . Ищем часть (2).

Три синицы на ветку сели

К ним две галки прилетели.

Сосчитайте быстро детки

Сколько птиц сидит на ветке?

Составь выражение 3+2 . Ищем целое (5).

3) Игра «День, ночь»: 9 – 1 – 6 – 1 – 1 + 7 – 5 + 4 – 3 = 3

4) По линеечке: 15 – 3 – 2 – 4 + 3 – 5 = 4

Найди значение выражений:

9 – 6 = 3 8 – 6 =2 7 – 6 = 1

6 + 3 = 9 6 + 2 = 8 6 + 1 = 7

  • Прочитать по разному выражения.

  • Что интересного заметили? (В выражении каждого столбика одинаковые части и целое).

  • В первой строчке: Все выражения разности.

Вычитаемое равно 6.

Уменьшаемое на 1 уменьшается.

  • Во второй строчке: Все выражения суммы.

Первое слагаемое 6.

Второе слагаемое на 1 уменьшается.

  1. Назовите последующее число 7

  • Как получили последующее число? (+1)

  • Назовите предыдущее числа 10.

  • Как получили предыдущее число? (- 1)

  • Назовите соседей числа 8.

  • Какое число стоит между числами 6 и 8.

  • Какое число стоит слева от 10 справа от 5?

  • Что происходит с числом при перемещении вправо, влево?

  • Дорога была трудна, но мы пришли в волшебный лес. Но вот беда. Цифры смешались со снежинками и улетели.

  • А в волшебном лесу какие бывают цифры? (волшебные, необыкновенные).

  • Открываем доску. Тема: Волшебные цифры.

  • А чем отличается число от цифры? (Число – это количественная характеристика совокупностей предмета. Цифра – знак для обозначения числа).

  • Посчитайте гостей. Какой цифрой обозначим количество?

  • Посчитайте количество детей на 1 ряду. Какой цифрой обозначим количество?

  • Сколько учителей? Какой цифрой обозначим количество?

  • А это что? Числовой отрезок, но нет ни одной цифры.

. . . . . . . . . ( линейка из учебника)

  • Сможем ли мы обойтись без цифр?

  • Каким предметом обозначены числа 0, 3, 7.

  • Какое число обозначено:

  • Какое число следует за грибом?

  • Как найти?

  • На сколько груша больше, чем гриб? (2)

  • Как найти, на сколько меньше?

Вывод: Каждое следующее натуральное число на 1 больше предыдущего, а каждое предыдущее на 1 меньше следующего.

  • При вычитании того же числа получается 0. Он обозначен шаром.

  1. Физминутка.

Как живешь? Вот так!…( с движением )

7. Работа с учебником.

№ 1

Первый столбик с объяснением у доски.

2 и 3 столбики – самостоятельно. Взаимопроверка.

№ 2

Сравните, с пояснением каждый пример.

№ 3

Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

Повторяем вывод.

8. ФИЗМИНУТКА.

Счет с движением до 20. Счет от 20 ( только четные числа ).

Повернемся влево к свету — нет ли нашего билета.

Повернемся вправо и присядем вниз,

Может, укатилось или провалилось.

Может где-то, на шкафу, я приглашение найду.

( Ищем по классу. Нашли письмо. Прочитать не можем).

Утренник состоится

XXVI декабря в XI часов.

  • С давних времен люди ведут счет, но не сразу были придуманы цифры. У разных народов свои системы счета. Одни из самых древних египетские – клинопись (книга). Наиболее удобные цифры появились 15 веков назад. Они быстро распространились в других странах. К нам были занесены 8 веков назад арабами. Поэтому их часто называют – арабскими. 1, 2, 3 – арабские цифры. (таблица)

  • А это арабские цифры?

  • Нет. Есть еще более древние цифры – римские.

  • Мы попробуем с вами римские цифры изобрести сами при помощи палочек.

  • Один предмет – I

  • Больше палочек нет. Посмотрите на руки. Сколько пальцев? (Это 5)

  • Кто увидел вилочку. Ей обозначили число 5.

  • А как же получить 4?

  • Как показать это 5 без 1? (С лева положить 1 палочку)

  • Как получить 6 из 5? (справа положить 1 палочку)…

  • Чтобы изобразить следующую цифру, вернемся к 5. (Две ладони – это 10)

  • Как из 10 получить 9? (аналогично)

Вывод: Если число увеличивается – справа единица, уменьшается – единица слева.

9. № 4

Запись по образцу.

10. № 5

Соотнести арабские с римскими цифрами в ответе. Проверяем карточками.

    • № 6 (дополнительно).

11. Итог урока.

  • Что понравилось на уроке?

  • Кто запомнил, какие новые цифры мы выучили?

  • Почему цифры назвали волшебными?

  • Какую закономерность, при работе на числовом отрезке вы запомнили?

  • Давайте попробуем разгадать письмо (перевод римских цифр на арабские).

  • Утренник состоится 26 декабря в11 часов.

  • Молодцы!

  • Урок окончен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here