Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение» «Золотухинская СОШ»

Конспект урока-сказки

по математике в 3 классе

«В Тридевятом государстве»

Подготовила

учитель начальных классов

Потапкина Елена Михайловна

Тема урока: « Связь умножения и деления. Решение задач»

Цели урока: 1. Уяснить связь деления с умножением.

2. Развивать умение решать задачи как арифметическим, так и алгебраическим способом.

3. Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру.

Оборудование: Рисунки с изображением Ивана – царевича, Змея Горыныча, Кощея, башен, карточки с числами и буквами.

Ход урока

  1. Каллиграфическая минутка.

— Какая цифра спряталась в орнаменте? Пропишем её: 2 2 2 2 2 2…

  1. Устный счет.

Учитель:

— В некотором царстве, в Тридесятом государстве жили – были Иван – царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван – царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису?

Мы узнаем это , выполнив 1-е задание.

  1. Найдите «лишнее» число; расположите числа в порядке убывания.

35, 73, 33, 40, 13, 23

Теперь перевернем карточки. Что получилось?

73 35 33 23 13

К О Щ Е Й

— Иван – царевич отправился в путь. Но на пути его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем.

Кто же сразится со Змеем? Ведь нужно победить все три головы Змея.

  1. Индивидуальное задание у доски (3 человека)

38 + = 40 + 5 = 70 28 + = 30

46 — = 42 87 — = 84 — 6 = 33

+ 40 = 86 87 + = 97 39 + = 69

82 + 8 = 56 + 6 = 76 + 4 =

100 — = 80 50 + = 80 99 — = 59

75 – 5 = 91 – 90 = 83 – 3 =

— 30 = 29 — 2 =34 — 3 = 43

59 — = 56 36 — = 16 49 — = 19

72 +28 = 92 – 77 = 45 + 39 =

— Поведет Ивана – царевича волшебный клубочек, но и до него можно добраться лишь по лабиринту чисел. ( На доске запись чисел, их нужно соединить стрелками в порядке возрастания. После выполнения задания появляется запись):

3) «Лабиринт».

  1. 36

38

  1. 54

42

45

49 58

61

70

68

63

  1. Учитель продолжает:

— Волшебный клубочек привел Ивана – царевича на распутье. на придорожном камне надпись:

« Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький».

По какой дороге идти Ивану?

х : 2 = 42

у : 3 = 23

у * 3 = 51

  1. Сказка продолжается:

— А на дороге числа записаны рядами. Найдите закономерность, продолжите ряды чисел:

20, 17, 14, …, …, …

2, 4, 7, 11, …, …, …

6) Проверка индивидуального задания.

Учитель :

— Ребята, вы победили Змея Горыныча. Но он охранял сундук, в котором находится меч для Ивана – царевича. а сундук крепко заперт на три замка. И замки не простые, а волшебные – в каждом пример. Что скажите?

— Замки откроются, если мы исправим ошибки, сделаем их невидимками. Стирать ничего нельзя, можно дописывать числа и знаки действий.

46 = 50 28 +1 = 30 64 >70

(4 + 46 = 50) (1 + 28 + 1 = 30) (64>70 – 7 и др. числа до 70)

(46 = 50 – 4) (28 + 1 = 30 – 1) ( любое число >64 +6 >70)

— Итак, меч в руках Ивана – царевича, путь в царство Кощея свободен!

  1. Сказка продолжается:

— Замок Кощея находится на огромной высокой скале. Поможем Ивану – царевичу преодолеть скалу, выполнив задание:

Множитель

9

12

Множитель

7

3

Произведение

72

56

Делимое

60

49

Делитель

3

7

Частное

15

30

— Работаем в парах, помогаем друг другу.

4. Учитель:

– Ну, вот и добрались мы до Кощея. Он встретил Ивана царевича такими словами: « Раз ты смог до меня добраться, посостязайся со мной умом, выполни мои задания, и Василиса – твоя! А не выполнишь – голова с плеч!»

(дети составляют и решают уравнения)

«Я задумал число, — говорит Кощей, — Если его разделить на 3, то получится 120. Какое число я задумал?»

х : 3 = 120

х = 120 *3

х = 360

«Я задумал число, — говорит Кощей, — Если его увеличить в 5 раз, то получится 750. Какое число я задумал?»

х * 5 = 750

х = 750 : 5

х = 150

«Царь – девица давала своим женихам задания. женихи выполнили 52 из них, а при выполнении 53-го погибли в схватке со Змеем Горынычем, так и не выполнив этого задания. И осталось еще 34 задания не выполненными. Сколько заданий дала Царь – девица своим женихам?»

— Ребята , давайте поможем Ивану – царевичу, чтобы его не постигла та же участь что и женихов Царь – девицы.

( Ребята составляют и решают уравнение)

х – 52 = 34

х = 34 =52

х = 86

Ответ: Царь – девица дала женихам 86 заданий.

5. Учитель:

— Ребята, Иван – царевич справился с заданием, но хитрый Кощей не хочет вернуть Василису и дает Ивану еще одно испытание:

«Длина всей моей земли прямоугольной формы 60 км. Чему равна ширина, если периметр 160км?»

Пусть х — ширина, тогда

( 60 + х ) * 2 = 160

120 + 2х = 160

2х = 160 – 120

2х = 40

х =20

Ответ: ширина участка 20 км.

6. «Ну, Иван – царевич, забирай Василису, — сказал Кощей. – Только сначала догадайся, где она. у меня 4 башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне. Где она?»

1 2 3 4

( 1 – пустая; 2 и 4 – одинаковые; в 3 башне – Василиса.)

7. Итог урока.

Чему учились?

Учитель:

Очень жаль, что путь недолог,

Возвращаться нам пора,

Но на следующем уроке

Вновь продолжится игра!

Использованная литература:

1. Учебник: « Математика » 3 кл. Авторы: М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, С. И. Волкова, С. В. Степанова; ( М. « Просвещение » 2009 г. )

2. Математика. Умножение и деление до 1000 Волкова С. И. Дрофа 2006 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here