Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 5
Дятьковского района Брянской области
Выполнила:
учитель математики
Буякова Олеся Ивановна
Цель: ввести понятие степени числа, квадрата и куба
числа, научить выполнять действия со степенью
Задачи:
познавательные УУД: формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;
регулятивные УУД: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты;
коммуникативные УУД: формирование умений совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты.
Формы работы: фронтальная и индивидуальная.
Оборудование: персональный компьютер; мультимедийный
проектор; экран; доска.
Структура урока:
1. Создание проблемной ситуации.
2. Формулирование проблемы (темы и цели урока).
3. Открытие и формулирование нового знания.
4. Закрепление нового материала
1. Создание проблемной ситуации
Учитель: Здравствуйте, ребята! Откройте, пожалуйста, ваши тетради, запишите число. Посмотрите на доску и скажите, можно ли перейти к более компактной записи выражений:
2+2+2=
3+3+3+3+3=
5+5+5=
15+15+15=
4+4+4+4+4=
а+а+а+а+а+а+а+а+а+а=
Учащиеся:
2+2+2= 2*3
3+3+3+3+3= 3*5
5+5+5= 5*3
15+15+15= 15*3
4+4+4+4+4= 4*5
а+а+а+а+а+а+а+а+а+а= а*10
Учитель: Какую общую структуру имеют полученные числовые выражения?
Учащиеся: Один и тот же множитель повторяется несколько раз.
Учитель: Давайте теперь найдем значение следующего выражения:
2*2*2*2*2=32
А можем ли мы тоже это выражение записать более короткой записью, компактной?
Учащиеся: (предлагают свои варианты, обсуждаем (2*5=10))
2. Формулирование проблемы (темы и цели урока)
Учитель: (Какой у вас возник вопрос при выполнении этого задания? Попробуйте определить свои затруднения.)
Почему не получается? (не хватает новых знаний)
Какие действия нам известны? (+, -, *, : )
Если известных действий нам недостаточно, то какая учебная задача стоит перед нами? (Познакомиться с новым действием)
Чем же мы должны заняться на уроке? (Познакомиться с новым действием, которое поможет перейти в задании к компактной записи, научиться его применять)
Эту запись можно записать компактно: 2*2*2*2*2=25 и её называют степенью, а читают так : «два в пятой степени»
Так давайте сформулируем тему урока. Степень числа.
Цель: познакомиться с понятием степени и научиться выполнять действия со степенями
3. Открытие и формулирование нового знания
У нового действия есть и компоненты. Выражение называют степенью числа, где 2 – основание степени, 5 – показатель степени.
Давайте прочитаем степени и скажем, что нужно сделать, чтобы найти значения следующих выражений?
25, 34, 52, 93.
Как вы думаете, а можно прочитать 52 и 93 как-то по-другому?
Вторая и третья степень называются соответственно квадрат и куб числа. А чему равно число в первой степени?
Скажите, а что значит возвести во 2 степень, в 3 степень, 4 степень,
n-ю cтепень? (Один и тот же множитель нужно взять 2,3,4,n раз.)
4. Закрепление нового материала
1. Запишите произведение в виде степени:
5*5*5*5
9*9*9*9*9*9*9*9*9*9*9
12*12*12*12
2. Вычислите:
63 ; 54 ; 73 ; 112 ; 1003 ; 322 ; 35 .
стр. 104 № 10
Подведение итогов урока:
— скажите, с каким новым действием мы познакомились?
— показатель степени указывает на что?
— как по другому можно прочитать вторую и третью степень?
— сколько будет 100 в первой степени?
— вы научились возводить число в нужную степень, что для этого нужно сделать?