Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горковская средняя общеобразовательная школа»
Шурышкарского района ЯНАО
Конспект внеклассного мероприятия
в 5 классе
«Турнир юных математиков»
Подготовила
учитель математики
Петрова Валентина Владимировна
С.Горки
2014
Турнир юных математиков
Заключительное мероприятие декады математики в 5-х классах.
Цели:
-
Содействовать активизации познавательной деятельности учащихся, развитию кругозора, процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
-
Формировать творческие способности учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической и логической смекалке, повышение уровня математической культуры.
-
Глубже раскрыть роль математики в жизни, способствовать воспитанию коллективизма (в связи с совместной работой в команде), воспитанию уверенности в своих силах, культуры чувств (справедливости, ответственности, долга, уважения к мнению товарищей).
Оборудование: компьютер, ММ-проектор, карточки с закономерностями, шифровкой.
Ход мероприятия.
Сегодня мы собрались, чтобы посостязаться в смекалке, внимании, сообразительности, умении логически мыслить. Каждый класс выдвинул свою команду, которая будет защищать в этом состязании честь своего класса. Наше состязание называется «Турнир юных математиков» (Приложение 1) (Слайд 1).
В своей жизни вы, наверное, неоднократно слышали высказывания великих людей о математике. Вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. (Слайд 2).
«Математика открывает свои тайны только тому, кто занимается ею с чистой любовью, ради ее собственной красоты» Архимед «Величие человека – в его способности мыслить». Блез Паскаль «Природа говорит на языке математики». Галилео Галилей
«Числа управляют миром» Пифагор
Состязаться мы будем путешествуя по следующим станциям (Слайд 3): занимательные задачи, геометрические фигуры, логические упражнения, математическая викторина, ребусы, кроссворд, шифровка, пословицы, математические фокусы, математика и театр, закономерности. Разрешите представить вам членов нашего жюри: (…)
-
Разминка.
Какая команда наберёт больше очков, та будет первой выбирать тему состязания.
-
Когда часы бьют 13 раз? (в 13 часов)
-
Что идёт только вперёд? (время)
-
Даны числа: 0,1,2,3,4,5. Что больше: их сумма или произведение? (Сумма, т.к. при умножении на нуль всегда получается нуль)
-
Сколько концов у двух с половиной палок? (6) [2]
-
Бублик разрезали на три части. Сколько сделали надрезов? (3) [2]
(Далее темы состязания выбирают дети, все задания на слайде 3 интерактивны. С любого задания можно вернуться на слайд 3, нажав на кнопку )
-
Занимательные задачи. (Слайд 4) (вопросы поочерёдно каждой команде, после ответа команды по щелчку открывается правильный ответ)
-
У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? (одна) [2]
-
Тройка лошадей бежала 15км. Сколько км бежала каждая лошадь? (15км) [2]
-
Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа)
-
Верёвку нужно разрезать на 4 части. Сколько разрезов нужно сделать? (три)
-
Отец и дети сели на велосипеды. У всех велосипедов вместе было 7 колёс. Сколько было 3-колёсных велосипедов? (Один и 2 двухколёсных)
-
Через 5 лет Коле будет 15 лет. Сколько лет ему было 5 лет назад? (5 лет)
-
Сосчитай геометрические фигуры. (Слайд 5) (После ответов детей по щелчку открывается ответ в презентации).
-
Знает даже и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам-то как не знать!
Но совсем другое дело—
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Всё внимательно исследуй
И по краю, и внутри! (12) [2]
-
Если все углы прямые
И всего угла четыре.
Ну а по две стороны
Противоположны и равны,
Этот четырехугольник
Назовем …
прямоугольник.
Сосчитай: сколько
здесь прямоугольников? (10)
-
Логические упражнения. (Слайд 6) Ответы – по щелчку.
-
Две дочери, две матери, бабушка и внучка съели три банана. Сколько бананов съела каждая? (По одному, т.к. это были бабушка, мать и дочь). [2]
-
Батон и пачка сахара весят больше, чем батон и конфеты. Что весит больше—сахар или конфеты? (Сахар) [2]
-
На прямой отмечено 5 точек. Сколько получилось отрезков? (6)<Рисунок 1>
-
Начертите три прямые линии и на каждой отметьте по три точки, но точек при этом должно быть всего 6. Как это сделать? <Рисунок 2>
-
V. Математическая викторина. (Слайд 7)
(Вопросы по очереди каждой команде)
Вопросы 1 команде:
-
В каких единицах измеряется площадь? (В квадратных …)
-
Наименьшее чётное число.(2)
-
Единица третьего разряда.
-
Мера измерения жидкости.
-
Назовите действия первой ступени.
-
Какое действие нужно выполнить, если в задаче спрашивается, на сколько больше?
-
Когда можно сказать, что 1=1000?
-
Вопросы 2 команде:
-
Наименьшее четырёхзначное число.
-
Знаки, которые ставятся тогда, когда надо изменить обычный порядок арифметических действий.
-
Единица второго разряда
-
Мера измерения длины.
-
Как называется значение выражения при умножении?
-
Как называется выражение с одним неизвестным.
-
Когда можно сказать, что 1=60?
-
Ребусы. (Слайд 8-10) (Ребусы и ответы открываются последовательно по щелчку)
<Рисунок 1>
(трикотаж) [2]
<Рисунок 2>
(трио)
<Рисунок 3>
(Родина) [2]
<Рисунок 4>
(семья) [2]
<Рисунок 5>
(восемь)
<Рисунок 6>
(восемнадцать)
-
Кроссворд «Математика» (Вопросы поочередно каждой команде, ответы открываются по щелчку) (Слайд 11)
-
Результат сложения (сумма)
-
Число, из которого вычитают (уменьшаемое)
-
Единица измерения объёма жидкости (литр)
-
Результат умножения (произведение)
-
Наименьшее семизначное число (миллион)
-
Единица измерения угла (градус)
-
Результат вычитания (разность)
-
Наименьшее натуральное число (один)
-
Единица измерения времени (секунда)
-
Одно из чисел, которые складывают (слагаемое)
-
Шифровка. (Слайд12) (По щелчку открываются первые ответы каждой команды, затем по щелчку- вторые)
Вопросы 1 команде:
(Треугольник) <Рисунок 9>
(Сумма) <Рисунок 10>
Вопросы 2 команде:
(Слагаемое) <Рисунок 11>
(Отрезок) <Рисунок 12>
-
Пословицы. (Слайд 13)
Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.
(после того как команды предложат свои пословицы, можно рассмотреть данные)
-
На семь бед один ответ.
-
Одна голова хорошо, а две лучше.
-
Где два дурака дерутся, там трое смотрят.
-
Одно дерево срубишь, десять посади.
-
Один пашет, а семеро руками машут.
-
Кто скоро помог, тот дважды помог.
-
Не узнавай друга в три дня—узнавай в три года.
-
Старый друг лучше новых двух.
-
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
-
Сам не дерусь, семерых боюсь.
-
Семь раз отмерь—один раз отрежь.
-
Семеро одного не ждут.
-
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-
Один в поле не воин.
-
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
-
У семи нянек дитя без глазу).
-
Математические фокусы. [3, 4] (Слайд14)
Сейчас учащиеся 5 класса покажут вам математические фокусы. (По щелчку открывается название фокуса)
Задумай число
-
Задумайте число от 1 до 20
-
Прибавьте к нему 8.
-
Результат умножьте на 3.
-
От того, что получилось, отнимите 24 и запомните ответ.
-
Если вы назовете мне ответ, я скажу какое число вы загадали.
(Для этого названный ответ нужно разделить на 3. Получится число, задуманное зрителем.) Почему? Или:
-
Задумайте число.
-
Умножьте его на 2
-
Прибавьте 5
-
Умножьте на 5
-
Отнимите 25
-
Разделите на задуманное число.
-
У всех получилось число 10. Почему?
Читаю мысли на расстоянии
-
Напишите на доске любое трехзначное число так, чтобы я его не видел.
-
Теперь напишите число из тех же цифр, но записанных в обратном порядке.
-
Вычтите из большего числа меньшее и назовите мне только последнюю цифру полученной разности и я отгадаю, сколько у вас получилось.
(Средняя цифра всегда 9, а сумма первой и третьей тоже 9; Если последняя цифра 3, то 693, если 7, то 297, если 0, то 0, если 9,то 99, если 4, то 594.) Почему?
Считаю в уме!
-
Запишите на доске любое трёхзначное число
-
Теперь я напишу еще два любых числа.
-
Ответ я уже знаю. Получиться… Проверьте!
(Первое число пишет зритель, второе ты сам, любое из стольких же цифр, а третье число такое, чтобы каждая цифра в сумме с соответствующей цифрой второго числа давала бы девять; сумма этих трех чисел вычисляется легко: в ней будут цифры первого числа в том же порядке, только последняя цифра будет на 1 меньше и эта 1 ставится в самом начале вычисляемой суммы.)
Фокус с календарем. (Слайд15)
Зритель выбирает на календаре любой месяц и отмечает в нем любой квадрат, содержащий 9 чисел. Называет фокуснику меньшее из чисел (А) и фокусник объявляет сумму всех девяти чисел: (S=9(А+8))
XI. Математика и театр. (Слайд 16)
Сценка “Таблица умножения”
Две девочки третьеклассницы догоняют убегающую подругу, продолжая занятия с ней, — повторение таблицы умножения.
Маша: (требовательно)
Скажи нам, сколько будет шестью шесть!
Лентяйка.
Вы погодите, дайте сесть. (Садится)
Я сразу не соображу.
Я посижу, тогда скажу.
Настя: (садясь слева от нее).
А сколько будет пятью пять?
Маша: (села справа от лентяйки).
Уж это стыдно бы не знать.
Лентяйка.
Ну как мне этого не знать? Я просто не хочу сказать. (Капризно)
Вот не желаю… не хочу…
Вот не хочу и промолчу…
Обе девочки переглянулись, решили терпеливо продолжать.
Настя: (настойчиво)
А сколько будет семь на семь?
Лентяйка (вскочила с возмущением)
Вы надоели мне совсем… (Несколько спокойнее.)
Я это завтра вам скажу… Сейчас мне некогда – спешу… (Хочет уйти)
Маша: (останавливая ее)
А сколько будет трижды три?
Настя: Скажи, да тут хоть не соври!
Лентяйка (со стоном).
Ах, я больна… я вся в жару… В жару я, может, и совру…
(Девочки смеются)
Маша: А сколько будет дважды два?
Лентяйка (хнычет)
От вас устала голова…
Ну отвяжитесь, вас прошу…
(В сторону.) Пойду у мамы я спрошу… (Уходит)
Девочки смеясь уходят в другую сторону.
XII. Закономерности. (Слайд 18-20)[1] (По щелчку открывается задание для каждой команды, затем по щелчку -правильный ответ)
<Рисунок 1> <Рисунок 3> Ответы: <Рисунок 5> <Рисунок 7>
<Рисунок 2> <Рисунок 4> Ответы: <Рисунок 6> <Рисунок 8>
XIV. Итог.
Жюри подводит итоги. Награждение победителей.
Литература:
-
Агафонова, И.Н. Учимся думать. Сб. занимательных логических задач, тестов и упражнений. / И.Н. Агафонова. — Учебное пособие — СПб.: Мим-Экспресс, 2007. — 455с.
-
Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей.—М.: Знание, 1996.
-
Мартин Гарднер, Математические досуги, издательство “Мир”, Москва, 1972.
-
Мартин Гарднер, Математические головоломки и развлечения, издательство “Мир”, Москва, 1971.