Математическая викторина.

Внеклассная работа по математике, математическая викторина состоит из вступления, разминки, четырех туров, конкурса болельщиков и подведения итогов. 1 тур – конкурс капитанов команд «Веселые вопросы»; 2 тур – «Геометрия»; 3 тур – «Графики»; 4 тур – «Анаграмма».

В математической викторине участвуют 2 команды по 6 человек. Команды сидят за отдельными столиками.

Цели:

1 Привитие интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры; популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса, интеллекта.

2. Проверка учащихся по обязательным результатам обучения.

3.Развитие у учащихся навыков хорошего поведения в обществе, навыков общения в совместной деятельности.

Оборудование:

Картонные рыбки с записанными на них вопросами, задания командам, записанные на отдельных листах, плакаты с изображением геометрических фигур, табло для подсчетов баллов.

Вступление.

Сегодня мы проводим викторину по математике .Как заметил Б. Паскаль, «Предмет математики на столько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным». Сегодня этот случай нам представился и вы сегодня встретитесь с занимательной математикой. Многие вопросы, на которые вам сегодня предстоит ответить, требуют определенной доли остроумия, смекалки и воображения.

Для начала прошу представить свои команды.

Приветствие команд.

Команда «Радиус»

Математику учить,

Что по бурному морю плыть:

Коль не знаешь, как грести,

То тебе не вылезти. Ох!

Вот фигура к нам пришла,

Мы желаем ей добра.

И приветствуем мы их

Как соперников своих.

Ну а почтеннейшему нашему жюри

Справедливого решения желаем мы.

Ставьте «пять» вы дружно, вместе

Тем, кто удостоен чести.

Команда «Фигура».

Мы пришли сегодня к вам, друзья,

Нам без знаний жить никак нельзя.

И пусть кризисы вокруг,

Будем мы учиться, друг,

И станет шире знаний наших круг!

Мы приветствуем своих гостей,

Мы приветствуем учителей,

И, конечно, же жюри,

Справедливо чтобы они оценки ставить

Нам сейчас могли!

И, конечно, «Радиус», привет!

Будем мы сражаться – спору нет.

А наша школа дорогая путеводною звездой

Светит нам будет много-много лет!

(Слайд 2)

Итак, начнем! Начнем с разминки.

Ведущий:

Вопрос командам. Вспомните пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа. За каждый правильный ответ – 1 балл команде. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку.

— Одна голова хорошо, а две — лучше.

— Один в поле не воин.

— Одна рука узла не вяжет.

— Хвастуну цена – три копейки.

— У семи нянек дитя без глазу.

— Семь раз отмерь – один раз отрежь.

— На седьмом небе от счастья.

— Семеро одного не ждут.

— Одним махом семерых убивахом.

— Лук от семи недуг.

— Сам не дерусь, семерых не боюсь.

— Семь верст до небес и все лесом.

— Семи пядей во лбу.

— Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

1 тур – конкурс капитанов «Веселые вопросы».

Ведущий:

Уважаемые наши капитаны! Вам предлагается каждому ответить на 5 вопросов. Каждый капитан ответит на вопрос, который ему достанется. На обдумывание дается 15 секунд.

Вопросы:

1.На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?

2.Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую?

3.Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 минут. Как это объяснить?

4.Рыба весит 8 кг. плюс половина ее собственного веса. Сколько весит рыба?

5.У Мамеда было 10 овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Мамеда?.

6.Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного, но оба переправились. Как это могло случиться?

7.Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежит каждая лошадь?

8.Врач прописал 3 укола. Через полчаса на укол. Через сколько часов будут сделаны все уколы?

9.Два отца и два сына купили 3 апельсина. Каждому из них досталось по апельсину. Как это могло случиться?

Ответ: дед – отец – сын.

10.В семье семь братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье?

Ответ: 8 детей

11.Палку распилили на 12 частей. Сколько сделали распилов?

Ответ: 11 распилов.

12.Птицелов поймал в клетку 5 синиц, по дороге встретил 5 учениц. Каждой подарил по синице, в клетке осталась одна птица. Как это могло случиться?

Ответ: Последнюю отдал вместе с клеткой.

13.В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате?

Ответ: 4 кошки.

14.Профессор ложиться спать в восемь вечера. Будильник заводит на девять. Сколько спит профессор?

Ответ: 1 час.

15. Вы – пилот самолета. Самолет летит в Лондон через Париж. Высота полета 8 тыс. метров, температура за бортом минус 40 градусов, средняя скорость 900 км/ч. Сколько лет пилоту?

Ответ: Столько, сколько капитану

2 тур – «Геометрия».(за каждый ответ по 1 баллу)

Перед вами четырехугольники.

1.Какой четырехугольник по очень важному признаку является лишним?

Ответ: № 3 Трапеция.

(Все эти четырехугольники, кроме трапеции, являются параллелограммами, т.к. у них противоположные стороны попарно параллельны)

2.Какая из этих фигур обладает наибольшим количеством свойств?

Ответ: №1 Квадрат

3.Для какого четырехугольника имеет смысл выражение: «Найдите среднюю линию»

Ответ: №3 Трапеция

4.Название какой фигуры в переводе с греческого языка означает «обеденный столик»?

Ответ: №3 Трапеция

3 тур – «Графики».(за каждый ответ по 2 балла)

1.Я считаю, что графики всех предложенных функций расположены в 1 и 2 координатных четвертях. Верно ли это?

1 №2 №3

Ответ: №2.

(График функции №2 лежит в3 и 4 координатных четвертях.)

2. Как называется вторая координата точки? (ордината)

3.Как называется функция вида у = кх + в? (линейная)

4. Как называется функция вида у = ах2 + вх + с (квадратичная)

Задание болельщикам. (за каждый ответ – 1 балл)

Пока команды думают над своим заданием, вы, болельщики, можете помочь заработать очки своим командам. Для этого вам надо будет ответить занимательные вопросы.

Вопросы:

1.Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6 секунд. За сколько секунд он поднимется с первого этажа на пятый?

Ответ: 12 секунд.

2.Когда моему отцу было 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне лет?

Ответ: мне 23 года.

3.Какие цифры пишут летчики в небе?

Ответ: 8

4.Над каким предприятием можно увидеть вывеску с подписью «СТО»?

Ответ: Над станцией технического обслуживания.

5.На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»?

Ответ: на

6.Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей?

Ответ: угол

7.Какие геометрические фигуры дружат с солнцем?

Ответ: лучи

8.Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца?

Ответ: Ауди

4 тур – Анаграмма.

Каждой команде дается слово АРИФМЕТИКА. Команды и болельщики составляют слова. Из слова «Арифметика» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву разрешается использовать столько раз, сколько она встречается в слове, т.е. буквы «а» «и» — два раза, а остальные по одному. Тот, кто назовет последнее слово – победит. На выполнение задания дается 2 минуты. (слово – 1 балл)

Возможные варианты ответов:

Акр Камера Кит Мера Мир Рама Риф Тик Ферма

Ар Кара Кифара Мерка Миф Рама Рифма Тир Фирма

Арка Карат Крем Метка Мрак Река Тара Тиф Фрак

Арфа Карта Мак Метр Рак Ритм Тариф Фа

Икра Катер Марка Метрика Ракета Ритмика Тема Фара

Пока жюри поводит итог вопрос для всех.

Вопрос. Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте её.

Подсказки:

  1. Теорему доказывают в курсе геометрии и считают одной из важнейших теорем курса.

  2. Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов.

  3. Учёный, сформулировавший данную теорему, родился на острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов.

  4. Этому учёному, кроме данной теоремы, приписывается ещё ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника.

  5. Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам ещё до её открытия.

  6. В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» — треугольник со сторонами 3, 4, 5. (египтяне знали, что указанный треугольник является прямоугольным и для него выполняется соотношение 32 + 42 = 52, т.е. как раз то, что утверждает теорема Пифагора).

Подведение итогов. Награждение победителей.

Ведущий:

Математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как любил её каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!

На этом наша викторина завершается. Поздравляем команду с победой и награждаем их памятными подарками.

Но победителями стали все участники сегодняшнего вечера, потому что каждый узнал что-то новое.

Спасибо всем участникам!

Литература:

1.Депман И.Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики. М., Просвещение, 1989 г.

2.Кордемский Б. Я. Математическая смекалка. Москва 1954 г.

3.Клименченко Д. В. Задачи по математике для любознательных. Москва, Просвещение,1992 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here