Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
cредняя общеобразовательная школа № 4 им. И.С.Черных г.Томск
Методическая разработка
игры по математике в 5-6 классах
«Математический калейдоскоп»
Составители: Коржова Людмила Дмитриевна
учитель математики.
Веденеева Ирина Николаевна
учитель математики.
2012 год
ИГРА «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Цель игры: Формирование познавательного интереса к математике, развитие
творческой деятельности, логического мышления, быстроты реакции,
внимания . Воспитание умения работать в коллективе.
Задачи игры: Развитие логического и мышления, культуры речи, воспитание качеств
личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать
самостоятельные решения; развитие интереса к математическому
творчеству.
Оборудование: Листы бумаги, карандаши, счётные палочки, карточки.
I. Организационный момент:
а) Учащиеся выбирают 3 команды по 5-7 человек из класса. Придумывают название
каждой команды, девиз, выбирают капитанов.
б) Представление команд.
II. Конкурс: «Разминка»
Каждой команде задаём по 5 вопросов. ( Приложение№1)
III. Конкурс: « Логические посиделки »
По одному заданию для каждой команды. ( Приложение№2)
IV. Конкурс капитанов: «Каждой руке своё дело»
Капитаны чертят одной рукой квадрат, а другой рукой круг одновременно.
V. Конкурс: «Знатоки пословиц»
Каждая команда по очереди придумывает пословицы, содержащие число.
Пословицы не должны повторяться.
VI. Поэтический конкурс:
Каждая команда сочиняет четверостишие по данным рифмам:
Пять-Опять
Раз-Класс
Знать-Решать
VII. Конкурс: «Головоломка» ( Приложение№3)
VIII.Конкурс для зрителей: «Помоги своей команде» ( Приложение№4)
Подведение итогов.
Приложение №1
Вопросы для первой команды:
1. Какое число на все делится без остатка? (0)
2. Пять яиц варят 5 минут. Сколько минут будут вариться 3 яйца? (5)
3. Назовите наименьшее простое число(2)
4. Рыба стоит 40рублей или 10 рублей и пол шоколадки.
Сколько стоит одна шоколадка? (60)
5. Несла бабушка в корзиночке 4 яблока. С ней были её внуки. Говорит бабушка внукам:
«Вас четверо. Разделите эти яблоки между собой так, чтобы каждый получил по
одному яблоку, и одно яблоко осталось в корзине». Внуки оказались догадливыми.
Они разделили яблоки так как потребовала бабушка. Как они это сделали?
( Один из внуков взял яблоко с корзиной.)
Вопросы для второй команды:
1. 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков?(10)
2. Назовите наибольшее трёхзначное число. (999)
3. На столе лежали конфеты в кучке. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли
конфет по одной штучке, и не стало этой кучки. Сколько было конфет в кучке? (3)
4. Сколько пальцев на двух руках? А на 9?
5. Сколько секунд в минуте? В часе?
Вопросы для третьей команды:
1. Какая фигура не имеет ни начала, ни конца? (точка)
2. На грядке сидело 15 воробьёв, к ним прилетели ещё 5. Кот подкрался и одного воробья
схватил. Сколько воробьёв осталось на грядке? (Ни одного, они улетели)
3. Какое число никогда не бывает делителем? (0)
Два отца и два сына съели 3 яйца. По сколько яиц съел каждый? (1)
4. Цапля стоя на одной ноге весит 9 кг. Сколько она будет весить стоя на двух ногах?(9кг)
5. Пара лошадей пробежала 20км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?(30)
Приложение №2
Каждой команде раздать одинаковые задания.
1. На столе лежат 3 спички. Переложите спички так, чтобы получилось число 4.(III , IV)
2. Исправить ошибку VI – IV = IX ( V+ IV = IX или VI + IV = X).
3. На столе лежат 3 спички. Добавьте к ним ещё 2, чтобы получилось число 8. (III, VIII)
Приложение №3
1. Как расставить 6 стульев у 4 стен комнаты, чтобы у каждой стояло по 2 стула?
2. Как расставить 16 стульев у 4 стен комнаты, чтобы у каждой стояло по 5 стульев?
3. Как расставить 10 стульев у 4 стен комнаты, чтобы у каждой стояло по 3 стула?
Приложение №4
Вопросы для зрителей:
1.Если 2 кошки за 2 часа съедят 2 мыши, то сколько мышек съедят 4 кошки за 4 часа? [8]
2. Найдите наименьшее натуральное число, которое делится на 5 без остатка, а при
делении на 2, 3 дает в остатке 1. [25]
3. Найдите наименьшее четырехзначное простое число (делится без остатка только на
себя и 1). [1009]
4. Какой цифрой оканчивается число 6542*1777*195+341*5103*512 ? [6]
5. Гончар продавал глиняную посуду. Старушка купила 1 кувшин, за который она
заплатила 1$ и еще половину от стоимости кувшина. Сколько $ стоит кувшин? [2]
6.В классе 22 человека занимаются английским языком, 9 человек – французским. Трое
учеников при этом изучают оба языка. Сколько учеников в классе, если известно, что
каждый изучает хотя бы один язык? [28]
ЛИТЕРАТУРА:
-
«Занимательная математика». Я.И.Перельман
-
Газета «Математика» 2006 -2012 гг.
-
«Учитесь учиться математике» Л.Н.Фридман
-
Учебник Математика-5,6класс Н.Я.Виленкин