Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пролетарская средняя общеобразовательная школа № 6 города Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Методическая разработка урока
математики
«Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»
для учащихся 6-го класса
Тип урока обобщение и систематизация знаний
Автор разработки
учитель математики Кривко Н.В.
г. Пролетарск
2014 год
Цель урока: повторение изученного материала по теме “Умножение и деление чисел с разными знаками”, отработка навыков применения операций умножения и деления положительного числа на отрицательное число и наоборот, а также отрицательного числа на отрицательное число.
Задачи урока:
развивающие:
создать условия для:
-
развиватия логического мышления, математической речи, вычислительных навыков;
-
развиватия умения применять полученные знания к решению прикладных задач;
-
расширения кругозора.
воспитательные:
создать условия для:
-
воспитания познавательного интереса к предмету;
-
воспитания культуры труда, математической речи, активности, самостоятельности, культуры общения;
-
воспитания любви к Родине, привития интереса к родному краю.
образовательные:
создать условия для:
-
обобщения и систематизирования знаний учащихся о правилах действий над положительными и отрицательными числами;
-
закрепления умения применять правила в процессе выполнения упражнений;
-
формирования навыков самостоятельной работы;
-
формирования умений и навыков работы с операциями умножения и деления чисел с разными знаками.
Оборудование:
-
проектор;
-
листы с текстами задач, с тестами для каждого ученика.
Разработка урока
I. Мотивационный этап.
1. Приветствие, представление.
Тема урока: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»
Ребята, перед началом урока мне вручили фрагмент письма, текст которого был зашифрован, а начинается оно стихотворением поэта Василия Цыганенко.
Я люблю этот край
С голубым небосклоном,
С тихим шелестом трав.
Птиц весеннюю трель.
Я люблю этот край
У казачьего Дона –
Это мой уголок
Детских лет колыбель.
Чтобы узнать, в связи с чем прислано это письмо, необходимо расшифровать его фрагмент. Помогут нам расшифровать письмо знания правил действий с положительными и отрицательными числами.
II. Этап актуализации знаний учащихся.
Устная работа (с использованием слайдов):
1. Слайд 2
Символическая запись правил действий с положительными и отрицательными числами.
1) (-) · (+) = (?); 2) (+) : (-) = (?); 3) (-) · (-) = (?);
4) (-) : (-) = (?); 5) а · (-1) = (?) или (-а) · (-1) = (?);
О чем говорит вам эта запись?
Учитель: Давайте сформулируем правила действий, соответствующие записи под каждой цифрой.
Ученики: 1) Правило умножения чисел с разными знаками:
«Чтобы перемножить два числа с разными знаками, надо перемножить модули этих чисел и поставить перед полученным числом знак минус».
2) Правило деления чисел с разными знаками:
«При делении чисел с разными знаками, надо: 1) разделить модуль делимого на модуль делителя, 2) поставить перед полученным числом знак минус».
3) Правило умножения двух отрицательных чисел:
«Чтобы перемножить два отрицательных числа, надо перемножить их модули».
4) Правило деления отрицательного числа на отрицательное число:
«Чтобы разделить отрицательное число на отрицательное число, надо разделить модуль делимого на модуль делителя».
5) Правило умножения чисел на -1:
«Если любое число умножить на -1, то произведение будет равно противоположному числу. В конце выполнения задания складывается фраза 90 л е т
Мы расшифровали фрагмент письма, а теперь вспомните стихотворение прозвучавшее вначале урока и скажите, в связи с чем пришло это письмо?
Ответы детей (Письмо прислано в связи с юбилейной датой – 90-летием Пролетарского района)
Любовь к Отчизне начинается с малого: с вашего дома, улицы, друзей. С того, что окружает вас с детства. Знаете ли вы мир вокруг себя? Сегодня мы будем путешествовать по Пролетарскому району.
2. Слайд 3
Учитель: Выполнив цепочку вычислений, мы узнаем следующее слово.
е) -42 · 4 р) -25· (-5). а) -72 : (-9); п) -6,2: 0,2 к) 1,7·(-3)
с) -60 : 12; о) -3,6· (-1). т) 52:(-0,5); л) -2,5·(-2)
125 | 3,6 | 5 | -168 | -104 | 8 | 125 | -5 | -5,1 | |
П
| р | о | л | е | т | а | р | с | к |
Пролетарск (Административный центр)
III. Применение правил к решению упражнений.
Слайд 4
1. Я предлагаю поиграть вам между собой в лото, решив уравнения вы соберете картинку. Кто быстрее.
х: (-0,2)=4 | |
-6х=42 | -2,5:х=5 |
х·(-4)=-3,6 | Х:7=-14 |
Ответы:
х=-4; х=-0,8;
х=-7; х=-0,5;
х=0,9; х=-98.
Слайд 5
2. Тест «Собери слово»
Решив тест вы соберёте из букв ответов слова, связанные с Пролетарским районом. Работаем по вариантам.
2 вариант 1) (-1,2) ч) 10,8 ц) -10,8 ш) 9,18 2) — 7,8: 78 а) 0,1 е) -0,1 и) -1 3) (-4) б) 6 д) 0,6 п) -6 4) -18,9: (-9) л) -2,1 р) 2,1 м) 0,21 5) (-3,1) о) -3,1 а) 3,1 я) 0,31 6) -56: (-8) к) 7 н) -7 в) 0,7 |
Слайд 6
Река Маныч, река Чепрак.
Слайд 7
Физминутка.
3. Решение задач.
1. Среднемесячные температуры воздуха в Пролетарском районе (по данным метеостанции)
-
Месяц
Среднемесячная, t С
Январь
-2,1
Февраль
-1,7
Март
4,1
Апрель
13,2
Май
19,7
Июнь
24
Июль
27,8
Август
26,9
Сентябрь
20,8
Октябрь
12,8
Ноябрь
3,6
Декабрь
-1,3
Найдите среднюю, круглогодичную температуру. (147,8:12=12,32)
2. Вычислите во сколько раз Пролетарский район (2740 км2 ) меньше Ростовской области (100967 км2) (в 36,85 раз)
3. Сколько времени понадобится, чтобы из города Пролетарска до города Ростова-на-Дону, если средняя скорость транспорта составляет 60 км/ч, а расстояние между городами 206 км? (3,43 часа)
IV. Самостоятельная работа.
2 вариант 1. Вычислить: а) 4,8 · (-3,7); б) в) (-4,2):(-0,3) г) -2,613:0,26
2. Решите уравнение -0,18т=1,17;
3. Найти значения выражения 3,2 ·(-5)-(-4,8)
|
Ответы:
2 вариант 1. Вычислить: а) -17,76 б) 2,25 в) 14 г) -10,05
2. Решите уравнение т=-6,5
3. Найти значения выражения -11,2
|
V. Рефлексия.
Что повторили мы сегодня на уроке? Что нового узнали?
VI. Итог урока.
Мы посвятили сегодняшний урок 90–летию Пролетарского района. Пусть ваши достижения сегодня на уроке и далее в жизни будут направлены на благо нашей Родины.
Удачи и успехов вам в изучении родного края!
«Где-то там, быть может в Красноярске
Или в Омске, неба ярче свет,
Только мне дороже Пролетарска
Города другого в мире нет.»
Василий Цыганенко
VII. Домашнее задание.
Повторить правила действий с положительными и отрицательными числами.