ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. НОЯБРЬСК
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6
муниципального образования город Ноябрьск»
(МБОУ СОШ № 6)
«Нестандартные приёмы решения алгебраических задач»
(10 класс)
Разработчик:
Милько Т.В.,
учитель математики
МБОУ СОШ № 6,
высшая квалификационная категория
г. Ноябрьск
2013 год
Ключевая идея решения – создание геометрической модели алгебраической задачи на основе теоремы косинусов.
Пример 1. Найдите положительные корни уравнения.
4+x2 — 2 3x + x2— 3 xy +y2 + 9+y2— 3 3y = 13.
Решение: По условию задачи x>0, y>0.
Введём обозначения:
4+x2 -2 3x = a; x2— 3xy +y2 = b; 9+y2-3 3 y = c. Тогда a+b+c = 13.
Возведя в квадрат обе части каждого из равенств, получим:
a2 = 4+х2 -2 3 х; b2 = x2 — 3 xy+y2; c2 = 9+y2-3 3 y. Преобразуя их к виду
.
a2 = 22 +х2 — 2∙ 2х ∙ 3 ; b2 = x2 + y2 – 2xу 3; c2 = 32 + y2 -2∙3у 3 ,
2 2 2
первое из них можно рассматривать как теорему косинусов для треугольника со сторонами a, 2, x и углом φ1= 30°, где φ 1 = ∠(2,х),
второе – как теорему косинусов для треугольника со сторонами
b, х, y и углом φ2= 30°, где φ2 = ∠(х,y),
третье равенство – как теорему косинусов для треугольника со сторонами
с, y, 3 и углом φ3= 30°, где φ3 = ∠(y,3).
1) 2) 3)
2 a x b y c
30° 30° 30°
x y 3
Совместив эти треугольниками сторонами x и y, получим пифагоров треугольник. (22+32=13.)
Обозначим ∠ B через α. Рассмотрим ∆CDB: по теореме синусов:
CD BC
sin ∠B sin∠CDB
∠CDB=180°- (α +30°)=150°- α. Значит:
y 3 3∙sin α
sin α sin (150°- α) sin (150°- α)
Воспользуемся формулой: sin(α—β) = sin α ∙ cos β — sin β ∙ cos α.
3∙sin α
sin 150° ∙ cos α — sin α ∙ cos 150°
2 3
Из ∆ACB: sin α= 13; cos α= 13.
3 ∙ 2
Значит, 13 6∙2 13 12 12(2 3 -3)
1 ∙ 3 2 ∙ 3 13(2 3 +3) 2 3 +3 3
2 13 13 2
=4(2 3 — 3).
CE CB
Из ∆BCE по т. косинусов: sin β sin BEC , т.е.
x 3 3∙sin α
sin α sin (120°- α) sin (120°- α)
3 ∙ 2 6
13 13 3 ∙ 3 1 ∙ 2 6 ∙ 2 13
sin 120° ∙ cos α — sin α ∙ cos 120° 2 13 2 13 13 (3 3 + 2)
12 12(3 3 -2)
3 3 +2 23 .
Ответ: x =; y =4 (2 -3).
Пример 2: Найти положительные решения системы уравнений:
x2+xy+y2=9,
z2+yx+y2=16,
x2+xz+z2=100.
Решение. По условию x>0, y>0, z>0.
Преобразуем каждое уравнение системы к виду:
x2+y2+2xy = 32; y2+z2+2yz .= 42; z2+x2+2zх= 102.
Каждое из уравнений можно рассмотреть как теорему косинусов, записанную для треугольников со сторонами:
1) x, y, 3 и углом φ1= 60°, где φ 1 = ∠(x,y).
2) y, z, 4 и углом φ2= 60°, где φ2 = ∠(y,z).
3) z, x, 10 и углом φ3= 60°, где φ3 = ∠(z,x).
Совместив эти треугольники, получим следующую модель:
Проверим неравенство треугольника для наибольшей стороны:
10<3+4(неверно). Значит, такой треугольник не существует, т.е. система
уравнений не имеет положительных решений.
Ответ: решений нет.
Список использованной литературы
Источники информации: по материалам Осенней математико-английской школы УРЭК г. Белорецк.