Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области

Обобщающий урок по математике в 5 класс по теме: «Сравнение, сложение, вычитание и округление десятичных дробей»

Подготовила

Раиса Ивановна Исакова

УМК: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов,

Математика 5

2014

Цель урока: научить округлять числа, записывать приближенное значение числа с недостатком и с избытком.

Планируемые результаты:

Предметные

Знать: правила сравнения, сложения, вычитания и округления десятичных дробей

Ученик должен понимать алгоритмы сравнения, сложения, вычитания и округления чисел

Уметь: сравнивать десятичные дроби по разрядам и уравнивая число знаков после запятой; складывать и вычитать десятичные дроби, применяя правила; округлять числа до любого разряда, применяя правило; применять правила действий с десятичными дробями при решении задач различного уровня сложности.

Личностные — Осознанно перерабатывать полученные знания для выработки целостной системы знаний по теме «Десятичные дроби», формировать ответственное отношение к учению, развивать графическую культуру, образное мышление. Развивать творческую активность посредством решения примеров различной степени трудности. Отрабатывать умение сравнивать объекты, находя сходства и различия. Владеть устной и письменной речью, то есть ясно, точно грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры

Метапредметные:

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на структу­рирование информации по данной теме.

Регулятивные: оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Познавательные: уметь устанавливать при­чинно-следственные связи

Урок общеметодологической направленности

Ход урока.

Работа над ошибками

Сформулировать правило округления чисел

Округлить: 43754 до тысяч; 288348 до десятков тысяч; 59379841 до миллионов; 5843,3856 до сотых.

Учитель: Сеголня мы проведём обобщающий урок по теме «Сравнение, сложение, вычитание и округление десятичных дробей» Работать на уроке будем группами. Всего 6 групп. В каждой группе свой капитан.

Первое задание — устный ответ

Опрос проводится по листу взаимоопроса

Листок взаимоопроса

  1. Сформулировать правило сравнения десятичных дробей.

  2. Как из одной десятичной дроби вычесть другую

  3. Сформулировать правило сложения десятичных дробей

  4. Правило округления десятичной дроби до какого-либо разряда.

Первым отвечает капитан. Команда его слушает. Ответ его оценивают. Следующий отвечает правила капитану. Затем они вдвоём опрашивают остальных. К каждому правилу нужно привести пример. Устный ответ каждого оценивает команда. Группа, которая первой закончила работу, получает один жетон. Если ученик не даёт ответа, ему предоставляется возможность ответить капитану в другой раз.

Второе задание — разминка

Каждая группа получает карточку

Задание выполняется в тетрадях и решении проверяется у доски. Каждый пример записывается одним из членов команды на доске по очереди. Доску поделить на шесть частей

1) 17,4 – 4 =

2) * + 5,37 =

3) * — 0, 548 =

4) * + 1, 778 =

5) * : 4 =

6) * — 0, 55 =

7) * — 1, 137 =

8) * + 6, 687 =

1) 17, 4 – 4 = 13, 4

2) 13, 4 + 5, 37 = 18, 77

3) 18, 77 – 0, 548 = 18, 222

4) 18, 222 + 1, 778 = 20

5) 20 : 4 = 5

6) 5 – 0, 55 = 4, 45

7) 4, 45 – 1, 137 = 3, 313

8) 3, 313 + 6, 687 = 10

Группа, первой выполнившая задание и называвшая правильный ответ получает 3 жетона; вторая группа – два жетона; третья – один жетон.

Третье задание – эстафета

Доску разделить на 6 частей. Каждая группа пишет на своей части доски. Из каждой группы по одному участнику выходят к доске и выполняют по одному заданию и т.д.

  1. 35, 375 округлить до десятых

  2. К результату прибавить 4847, 8

3) Результат округлить до тысяч

4) Значение разделить на 1000

5) Из частного вычесть 0, 789

6) Разность округлить до сотых

  1. 35, 37535, 4

  2. 35, 40

+

4847 , 99

4883, 29

3) 4883, 29 5000

4) 5000 : 1000 = 5

5) 5, 000

+

0, 789

4, 211

6) 4, 211 4, 21

Группа, первой выполнившая задание и называвшая правильный ответ получает 3 жетона; вторая группа – два жетона; третья – один жетон.

Четвёртое задание – «Кто быстрей?»

Каждая из групп получает карточку с одной из задач. Задачу решают

в тетрадях. Группы, решающие одну и ту же задачу обмениваются тетрадями и проверяют решение задачи соперников. Группа готова, если каждый её участник выполнил задание.

Задача 1. Периметр треугольника равен 31 см. одна сторона равна 11,5 см, другая на 2, 6 см короче. Найти длину третьей стороны.

Задача 2. Периметр треугольника равен 30 см. одна сторона равна 9, 7 см, другая на 0, 8 см длинее. Найти длину третьей стороны.

Группа, первой выполнившая задание и называвшая правильный ответ получает 3 жетона; вторая группа – два жетона; третья – один жетон.

Пятое задание – конкурс капитанов

Решите задачу: Скорость катера по течению реки равна 18, 5 км/ч, а против течения – 14, 5 км/ч. Найти скорость течения реки.

Решение.

  1. 18, 5 – 14, 5 = 4

  2. 4 : 2 = 2(км/ч)

Пятое задание – командам.

  1. 13, 4 – 4

  2. 0,85 + 85

  3. 1,7 – 0,07

  4. 1, 63 + 2, 63

  5. 4, 26 – 0, 26

  6. 7, 85 – 3, 085

  7. 4, 765 – 4, 65

  1. 13, 4 – 4 = 9, 4

  2. 0, 85 + 85 = 85, 85

  3. 1, 7 – 0, 07 = 1, 63

  4. 1, 63 + 2, 63 = 4, 26

  5. 4, 26 – 0, 26 = 4

  6. 7, 85 – 3, 085 = 4, 765

  7. 4, 765 – 4, 65 = 0, 115

Ц

О

Л

Ф

К

М

О

У

Ы

А

Д

4,765

4, 26

1, 63

1

11

9, 4

85, 85

1, 7

0, 115

0, 7

4

Значение выражений заменить соответствующими буквами и должно получиться: МОЛОДЦЫ

Задачу капитанов решить в группе

Подвести итог урока.

Капитаны оценивают работу на уроке членов своей команды, а команда и учитель оценивают капитана.

Дополнительно: Ученик на 35 рублей купил книгу, тетрадь, ручку и карандаш. Тетрадь, ручка и карандаш стоят вместе 19 рублей. Книга, ручка, карандаш стоят 33 рубля. Тетрадь и карандаш стоят 5 рублей. Сколько стоит каждый предмет?

  1. 35 — 19 = 16(руб) – стоит книга

  2. 19 – 5 = 14 (руб0 – стоит ручка

  3. 33 – (16 + 14) = 3 (руб) – стоит карандаш

  4. 5 – 3 = 2 (руб) – стоит тетрадь

Д /з Составить домашнюю контрольную работу

Используемая литература

1. Математика 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. [Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. –изд.,- М. : Мнемозина, 2009. -288 с. : ил.

3. Жохов В. И. Преподавание математики в 5—б классах : методическое пособие. — М., 2004.

4. Жохов В. И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. — М., 2008.

5. Жохов В. И. Математика. 5 класс. Диктанты для учащихся общеобразовательных учреждений / В. И. Жохов, А.А.Терехова. — М., 2009.

7. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 5 класс: к учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика. 5 класс» / М.А.Попов. – 7-е изд., перераб. И доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2011.- 95с., (Серия «Учебно-методический комплект»)

8. Дидактические материалы по математике для 5 класса /А.С.Чесноков, К.И.Нешков – М. : Классикс Стилль, 2009. – 160с.: ил.

9. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. – 4-е изд., испр.- М.: Илекса, 2007, – 176с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here