Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
Обобщающий урок по математике в 5 класс по теме: «Сравнение, сложение, вычитание и округление десятичных дробей»
Подготовила
Раиса Ивановна Исакова
УМК: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов,
Математика 5
2014
Цель урока: научить округлять числа, записывать приближенное значение числа с недостатком и с избытком.
Планируемые результаты:
Предметные—
Знать: правила сравнения, сложения, вычитания и округления десятичных дробей
Ученик должен понимать алгоритмы сравнения, сложения, вычитания и округления чисел
Уметь: сравнивать десятичные дроби по разрядам и уравнивая число знаков после запятой; складывать и вычитать десятичные дроби, применяя правила; округлять числа до любого разряда, применяя правило; применять правила действий с десятичными дробями при решении задач различного уровня сложности.
Личностные — Осознанно перерабатывать полученные знания для выработки целостной системы знаний по теме «Десятичные дроби», формировать ответственное отношение к учению, развивать графическую культуру, образное мышление. Развивать творческую активность посредством решения примеров различной степени трудности. Отрабатывать умение сравнивать объекты, находя сходства и различия. Владеть устной и письменной речью, то есть ясно, точно грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры
Метапредметные:
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме.
Регулятивные: оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи
Урок общеметодологической направленности
Ход урока.
Работа над ошибками
Сформулировать правило округления чисел
Округлить: 43754 до тысяч; 288348 до десятков тысяч; 59379841 до миллионов; 5843,3856 до сотых.
Учитель: Сеголня мы проведём обобщающий урок по теме «Сравнение, сложение, вычитание и округление десятичных дробей» Работать на уроке будем группами. Всего 6 групп. В каждой группе свой капитан.
Первое задание — устный ответ
Опрос проводится по листу взаимоопроса
Листок взаимоопроса
-
Сформулировать правило сравнения десятичных дробей.
-
Как из одной десятичной дроби вычесть другую
-
Сформулировать правило сложения десятичных дробей
-
Правило округления десятичной дроби до какого-либо разряда.
Первым отвечает капитан. Команда его слушает. Ответ его оценивают. Следующий отвечает правила капитану. Затем они вдвоём опрашивают остальных. К каждому правилу нужно привести пример. Устный ответ каждого оценивает команда. Группа, которая первой закончила работу, получает один жетон. Если ученик не даёт ответа, ему предоставляется возможность ответить капитану в другой раз.
Второе задание — разминка
Каждая группа получает карточку
Задание выполняется в тетрадях и решении проверяется у доски. Каждый пример записывается одним из членов команды на доске по очереди. Доску поделить на шесть частей
1) 17,4 – 4 =
2) * + 5,37 =
3) * — 0, 548 =
4) * + 1, 778 =
5) * : 4 =
6) * — 0, 55 =
7) * — 1, 137 =
8) * + 6, 687 =
1) 17, 4 – 4 = 13, 4
2) 13, 4 + 5, 37 = 18, 77
3) 18, 77 – 0, 548 = 18, 222
4) 18, 222 + 1, 778 = 20
5) 20 : 4 = 5
6) 5 – 0, 55 = 4, 45
7) 4, 45 – 1, 137 = 3, 313
8) 3, 313 + 6, 687 = 10
Группа, первой выполнившая задание и называвшая правильный ответ получает 3 жетона; вторая группа – два жетона; третья – один жетон.
Третье задание – эстафета
Доску разделить на 6 частей. Каждая группа пишет на своей части доски. Из каждой группы по одному участнику выходят к доске и выполняют по одному заданию и т.д.
-
35, 375 округлить до десятых
-
К результату прибавить 4847, 8
3) Результат округлить до тысяч
4) Значение разделить на 1000
5) Из частного вычесть 0, 789
6) Разность округлить до сотых
-
35, 37535, 4
-
35, 40
+
4847 , 99
4883, 29
3) 4883, 29 5000
4) 5000 : 1000 = 5
5) 5, 000
+
0, 789
4, 211
6) 4, 211 4, 21
Группа, первой выполнившая задание и называвшая правильный ответ получает 3 жетона; вторая группа – два жетона; третья – один жетон.
Четвёртое задание – «Кто быстрей?»
Каждая из групп получает карточку с одной из задач. Задачу решают
в тетрадях. Группы, решающие одну и ту же задачу обмениваются тетрадями и проверяют решение задачи соперников. Группа готова, если каждый её участник выполнил задание.
Задача 1. Периметр треугольника равен 31 см. одна сторона равна 11,5 см, другая на 2, 6 см короче. Найти длину третьей стороны.
Задача 2. Периметр треугольника равен 30 см. одна сторона равна 9, 7 см, другая на 0, 8 см длинее. Найти длину третьей стороны.
Группа, первой выполнившая задание и называвшая правильный ответ получает 3 жетона; вторая группа – два жетона; третья – один жетон.
Пятое задание – конкурс капитанов
Решите задачу: Скорость катера по течению реки равна 18, 5 км/ч, а против течения – 14, 5 км/ч. Найти скорость течения реки.
Решение.
-
18, 5 – 14, 5 = 4
-
4 : 2 = 2(км/ч)
Пятое задание – командам.
-
13, 4 – 4
-
0,85 + 85
-
1,7 – 0,07
-
1, 63 + 2, 63
-
4, 26 – 0, 26
-
7, 85 – 3, 085
-
4, 765 – 4, 65
-
13, 4 – 4 = 9, 4
-
0, 85 + 85 = 85, 85
-
1, 7 – 0, 07 = 1, 63
-
1, 63 + 2, 63 = 4, 26
-
4, 26 – 0, 26 = 4
-
7, 85 – 3, 085 = 4, 765
-
4, 765 – 4, 65 = 0, 115
О | Л | Ф | К | М | О | У | Ы | А | Д | |
4,765 | 4, 26 | 1, 63 | 1 | 11 | 9, 4 | 85, 85 | 1, 7 | 0, 115 | 0, 7 | 4 |
Значение выражений заменить соответствующими буквами и должно получиться: МОЛОДЦЫ
Задачу капитанов решить в группе
Подвести итог урока.
Капитаны оценивают работу на уроке членов своей команды, а команда и учитель оценивают капитана.
Дополнительно: Ученик на 35 рублей купил книгу, тетрадь, ручку и карандаш. Тетрадь, ручка и карандаш стоят вместе 19 рублей. Книга, ручка, карандаш стоят 33 рубля. Тетрадь и карандаш стоят 5 рублей. Сколько стоит каждый предмет?
-
35 — 19 = 16(руб) – стоит книга
-
19 – 5 = 14 (руб0 – стоит ручка
-
33 – (16 + 14) = 3 (руб) – стоит карандаш
-
5 – 3 = 2 (руб) – стоит тетрадь
Д /з Составить домашнюю контрольную работу
Используемая литература
1. Математика 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. [Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. –изд.,- М. : Мнемозина, 2009. -288 с. : ил.
3. Жохов В. И. Преподавание математики в 5—б классах : методическое пособие. — М., 2004.
4. Жохов В. И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. — М., 2008.
5. Жохов В. И. Математика. 5 класс. Диктанты для учащихся общеобразовательных учреждений / В. И. Жохов, А.А.Терехова. — М., 2009.
7. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 5 класс: к учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика. 5 класс» / М.А.Попов. – 7-е изд., перераб. И доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2011.- 95с., (Серия «Учебно-методический комплект»)
8. Дидактические материалы по математике для 5 класса /А.С.Чесноков, К.И.Нешков – М. : Классикс Стилль, 2009. – 160с.: ил.
9. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. – 4-е изд., испр.- М.: Илекса, 2007, – 176с.