Зинченко Елена Владимировна,
учитель математики и информатики
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»,
г. Исилькуль, Омская область.
Обобщающий урок по теме
«Умножение десятичных дробей»
Цели урока:
— повторить и обобщить изученные правила умножения десятичных дробей;
— развивать вычислительные навыки, умение оценить свои знания;
— воспитывать чувство коллективизма, прививать умение выслушивать других.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки трёх цветов: белый, зелёный, красный, “золотые ключики”.
Ход урока
І. Организационный момент
“Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их”. (Слайд1)
Сегодня у нас урок-повторение “Умножение десятичных дробей”. (Слайд 2) Какие цели мы перед собой поставим? ( Цели урока – повторить правила умножения десятичных дробей, применение этих правил при решении практических задач).
Урок нам помогут провести герои одной известной сказки.
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка
Как зовётся сам мальчишка? (Приключения Буратино или Золотой ключик.) (Слайд 3)
– Сегодня на уроке за правильный ответ будет выдавать “золотой ключик”, а в конце по количеству ключиков подведем итоги нашей работы.
А сейчас Лиса Алиса и кот Базилио хотят узнать, как вы оцениваете свои знания по теме “Умножение десятичных дробей”, т.е. умеете ли вы быстро и правильно считать. У вас на партах имеются карточки трех цветов. Вы поднимаете:
-
белую – «слабо знаю»;
-
зелёную – «знаю»;
-
красную – «отлично знаю». (Слайд 4)
II. Устная работа (повторение)
– Известно, какое большое значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить, нельзя помиловать” и “Казнить нельзя, помиловать”. (Слайд 5)
В математике от положения запятой зависит верность или неверность ответа.
Папа Карло отправил Буратино в школу учиться грамоте, правильно решать задачи, и правильно расставлять запятые, а по дороге Буратино упал, и тетрадь попала в лужу и все запятые стёрлись.
Помогите Буратино расставить в следующих забавных равенствах запятые:
4,2 + 2,8 = 7 8,7 – 6 = 2,7
3 + 2,08 = 5,08 9,56 – 3,56 = 6
4,3 + 18 = 22,3 82 – 3,4 = 78,6
1,2 · 50 = 60 1,4 · 5 = 7
– Пьеро предлагает вам выполнить следующие задания: (слайд 6)
-
0,6
20,2
0,4
24,8
2,16
0,74
5,06
1,002
Прочитайте числа в таблице:
-
Сравните числа: а) 7,186 и 7,2; б) 0,35 и 0,329; в) 24,26 и 25,98.
Учащиеся рассказывают правило сравнения десятичных дробей.
– Хитрый Карабас-Барабас предлагает вспомнить правило умножения десятичных дробей. (Слайд 7) Учащиеся рассказывают правила умножения десятичных дробей. И выполнить следующее задание:
Выполните действия, используя законы умножения: (Слайд 8)
а) 0,5 · 3,8 · 4 (7,6) г) 0,04 · 0,6 · 5 (0,12)
б) 0,25 · 4,5 · 40 (45) д) 53 · 4,56 — 53 · 4,55 (0,53)
в) 4 · 0,03 · 0,25 (0,03) е) 6,21 · 1,27 + 6,21 · 8,73 (62,1)
III. Решение задач по теме урока.
Раз, два, три, четыре,
Начинаем мы считать.
Бегать, прыгать мы не будем,
Будем мы сейчас решать.
– Каждое государство имеет собственную денежную единицу — валюту. В России это 1 рубль, в США – доллар, в Италии – евро. Используют и более мелкие единицы, например: 1 копейка = 0,01 рубля, 1 цент = 0,01 доллара, 1 евроцент = 0,01€.
Людям приходиться обменивать деньги одного государства на деньги другого. Скажем, за 1$ банк даёт 28,12 рубля, а за 1 € — 40,49 рубля.
Сколько будет стоить компьютер в России, который хотят купить Лиса Алиса и кот Базилио , если в США он стоит 1550 долларов, а в Италии1183 евро. Откуда им выгодней привезти компьютер? (Слайд 9)
1550 . 28,12 = 43586 (руб.) 43586 < 47899,67 |
Ответ: в США купить компьютер выгоднее.
— Помогите Буратино посчитать расходы на электроэнергию в каморке Папы Карло по современным ценам. (Слайд 10).
Расход эл/энергии, | Тариф в руб. | Сумма в руб. | ||
предыдущее | текущее | |||
12899,3 | 13332,2 | 432,9 | 2,5 | 1082,25 |
IV. Самостоятельная работа
– Артемон очень весёлый, шустрый и любит пошутить с друзьями и предлагает вот такое задание по вариантам:
1. x : 10 – 1,87 = 8,45 2. 10 . у + 3,72 = 5,69 (Слайд 11)
Лиса Алиса кот Базилио вышли одновременно навстречу друг другу и встретились через 2,5 часа. Скорость Алисы равна 3,3 км/ч, а скорость Базилио — 2,2 км/ч. Какое расстояние было между ними в начале движения?
– Мальвина предлагает проверить, как вы справились с этим заданием и поставить оценку “5” в тетрадь, если ответ у вас верный:
x = 103,2
у = 0,197 (Слайд 12)
(3,3 + 2,2) · 2,5 = 13,75 км
V. Подведение итогов. Рефлексия.
– Вот мы с вами выполнили все задания, которые приготовили для нас герои сказки “Приключения Буратино или Золотой ключик”.
Поднимите теперь карточки белые, зелёные, красные, которые показывают, как вы оцениваете свои знания теперь по данной теме. (Слайд 13)
Хочется заметить, что уверенности в своих знаниях стало больше.
Посчитайте ключики. Выставление оценок.
Значение десятичных дробей в жизни велико. С их помощью строят дома, возводят мосты, лечат людей, измеряют время. В спортивных состязаниях решающую роль играют, порой, сотые доли секунды (бала). Значение десятичных дробей трудно переоценить.
VI. Задание на дом (Слайд 14)
1) Придумайте задачу с героями сказки, используя выражение
300 – (100 · 2,07 + 25 · 1,9) и решите её.
2) Используя показания домашнего счетчика, рассчитайте самостоятельно стоимость потребленной вашей семьей электроэнергии за этот месяц.
– Я хочу пожелать вам успехов в изучении математики, как интересной, занимательной и, тем не менее, серьёзной, мудрой науки! (Слайд 15)
Литература:
-
Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. «Математика 5», М: Мнемозина, 2010г.
-
Л.П.Попова «Поурочные разработки по математике», М: Вако, 2011 г.
-
http ://www .festival .1september .ru