ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»
Урок математики в 4Б классе МОБУ СОШ №15 г. Якутск
Продолжительность:2 урока (по 45 минут)
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с использованием проектов учащихся
Аннотация урока. Данный урок является обобщающим уроком и рассчитан на два урока: 1 часть — систематизация, обобщение раздела «Обыкновенные дроби» с использованием презентационного материала, составленным учителем. 2 часть урок защиты презентации по группам. Систематизация и обобщение урока осуществляется в виде групповой работы учащихся: заранее класс разбивается на 4 группы по выбору проектов. Деятельность обучающихся оценивается учащимися совместно с учителем. Первый урок — урок с использованием презентаций, подготовленных учителем. Учитель в программе Power Point создает презентацию своего урока. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты систематизации, повторения раздела, что дает возможность учащимся в течение урока сконцентрировать на них внимание. Вопросы учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами. Урок проводится в увлекательной, занимательной форме, где задания имеют практико-ориентированного направления. Второй урок соответствует ко второй группе — уроки, на которых учащиеся представляют свои проекты в форме презентаций (это могут быть уроки изучения нового материала, семинары, практикумы, обобщающие уроки). Очень интересна форма подготовки домашнего задания (в том числе и опережающего) в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. При этом, с помощью учителя в ходе подготовки презентации ученик перерабатывает огромное количество материала, преобразуя имеющуюся информацию в совершенно новый продукт. Материал данного проекта необходим, прежде всего, для формирования у учащихся работать с огромным объёмом информации о дробях.
Цели урока:
-
Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков учащихся, связанных с понятиями обыкновенной дроби, правильной и неправильной дроби, нахождения дроби от числа, сложение и вычитание смешанных чисел, представление неправильной дроби в виде смешанного числа и наоборот.
-
Развитие речи, самостоятельности, математического мышления и учебной активности, творческого подхода при решении математических задач практической направленности, навыков проектирования, умений применять теоретические навыки в практической деятельности
-
Воспитание ответственного отношения к учению, к коллективу класса, толерантности.
Оборудование урока
-
Проектор
-
Интерактивная доска
-
Ноутбук
Деятельность учителя | Деятельность учащихся по выполнению учебных заданий. | Форма организации деятельности учащихся во взаимодействии с учителем | |
I этап – Организационный
| Здравствуйте, садитесь. Я очень радa встречи с вами. Начинаем наш урок. Сегодня Вы работаете по группам, повторяем и систематизируем свои знания и навыки по разделу «Обыкновенные дроби». Обобщаем навыки с обыкновенными дробями в ходе творческой работы, т.е. представите перед нами мини-проекты «Как важны нам в жизни эти обыкновенные дроби». И каждый из Вас ставите цели данного урока. Изложите цели урока. Итак, из Ваших высказываний по постановке целей сегодняшнего урока, можно поставить проблему урока «Как используются обыкновенные дроби в нашей повседневной жизни?» План урока:
5. Самостоятельная работа.
| Приветствие учителя. Готовность к уроку. Настрой на урок. Принятие целей урока: — Использование обыкновенных дробей на практике: при приготовлении торта, при решении занимательных задач, при покупках, в путешествиях (учащиеся ставят перед собой цели урока по группам). | Слайды1-2
|
II этап – вводный этап
|
— Числитель, знаменатель (где находятся, что обозначают); — Как найти дробь от числа; — Как найти число по дроби; — Правильная, неправильная дробь; — Выделение целой части; — Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; — Сравнение обыкновенных дробей; — Сложение и вычитание смешанных чисел.
|
Учащиеся проверяют знания правил по группам. При этом используют возможности интерактивной доски. Капитаны групп и его помощники выставляют оценки участников других групп. |
Учитель является соучастником ответов учащихся, корректирует работы групп, помогает капитанам. |
III этап — Актуализации и систематизации знаний | — вот и первые оценки Капитаны объявляют оценки за правила — Ребята, когда мы повторяли правила, мы все время приводили примеры из жизни. Нам нужны дроби? А сейчас немного посчитаем устно. Секретное послание на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; Угадай что это? Я её выбиваю на барабане, сказал барабанщик. Я её покупаю в магазине, сказал охотник. Я её вычисляю, сказал математик
Какую часть вашего класса составляют девочки? А какую часть составляют мальчики? Как два торта разделить между шестью гостями? Сколько торта получит каждый?
Математический диктант с самопроверкой — Выписать все неправильные дроби — Выписать все правильные дроби — Представьте дробь в виде смешанного числа — Представить смешанное число в виде неправильной дроби — Запишите двумя способами в виде неправильной дроби и в виде смешанного числа, какая часть фигур закрашена по рисункам
|
Учащиеся выставляют оценки в ноутбук
Нужны Отвечают по желанию с места
дробь
10/24, 14/24
Разделить каждый торт на 6 равных частей, тогда каждый получит 2/6 или разделить каждый торт на 3 равных частей, тогда каждый получит по 1/3 части торта.
По презентации учащиеся выполняют диктант. Проверка осуществляется парами (обмен тетрадями) и выставляют оценки.
18:6 * 4 = 12 (км) Ответ: 12 км.осталось пройти
Учащиеся выставляют оценки в мишени
|
Слайды 3-4
Слайд 5-8 Учитель координирует проверку работ, индивидуально (выборочно участвует при проверке работ) |
I V этап – применение полученных знаний при решении задач | Самостоятельная работа
Решение занимательных задач
Соревнования по группам «Выведи рисунок» | Капитаны совместно с учителем проверяют самостоятельные работы учащихся.
Отвечают по желанию с места по группам.
В слайдах 12-31 работа индивидуальная, групповая работа учащихся. Побеждает та группа, которая выведет рисунки первыми
| Слайд 9
Обратить внимание на оформление краткой записи и оформление задачи
Слайд 10-11
Слайды 12-32
|
V этап – защита проектов по группам |
1- й проект «Обыкновенные дроби на кухне» 2-й проект «Покупка и обыкновенные дроби» 3-й проект «Обыкновенные дроби туристам» 4-й проект «Дробь в повседневной жизни»
|
Группы предлагают свои проекты, работу учащихся других групп руководит капитан группы, остальные члены проверяют выполнение работ учащихся других групп |
Слайд 33 |
VI этап – постановка проблемной ситуации для дальнейшей работы | Проект Алиева Эльмана | По мини-проекту ученика (Эльман) выводится проблема для изучения следующего раздела «Десятичная дробь»
| Презентация ученика Слайд 34 (Гиперсылки) |
VII этап — подведение итогов работы |
Кто доволен результатами своей работы? Кому надо еще поработать над пройденным материалом? Над каким именно?
|
Домашняя работа: Написать сочинение или сказку по теме «Обыкновенные дроби» |
Слайд 35 |