Открытый урок по математике во 2 классе.
Образовательная программа «Начальная школа 21 века»
Тема: «Умножение и деление чисел на 2 и на 3»
Пояснительная записка
Гражданцева Светлана Васильевна | |
Место работы | МБОУ «Раздорская СОШ им. Губернатора А.П.Гужвина» |
Должность | Учитель начальных классов |
Тип урока | урок закрепления материала (технология деятельностного подхода) |
Цель | закрепить табличные случаи умножения; отработать вычислительные навыки; умение решать задачи. |
Задачи | 1) Закрепить знание табличного умножения и деления на 2 и на 3. Развивать вычислительные навыки учащихся. 2) Продолжить обучение решению задач с использованием действий умножения и деления. 3) Работать над формированием универсальных учебных действий (УУД), повышением познавательной активности обучающихся. 4) Воспитывать у учащихся чувство взаимовыручки. |
Формируемые УУД | Предметные: знать название компонентов и результата действия умножения, понимать связь между умножением и сложением (умножение – есть сумма одинаковых слагаемых), правильно употреблять в речи математические понятия; понимать суть арифметических действий – умножения и деления; знать как связаны между собой арифметические действия умножения и деления; табличные случаи умножения и деления на 2 и на 3; различные устные и письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел; отличительные особенности задачи; уметь читать произведения и частные, используя названия компонентов умножения и деления; умножать на 10 и 1; умножать десять на однозначное число; решать задачи и выражения изученных видов, в том числе те, которые решаются умножением и делением. Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать её значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.
Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при вычислениях черновик, создавать алгоритм деятельности; логически рассуждать; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, находить рациональные пути решения, отличать новое от уже известного; добывать новые знания.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь находить и исправлять ошибки в работе соседа, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, уважать другую точку зрения. |
Ресурсы: — основные — дополнительные |
Учебник «Математика» 2 класс авторы В.Н.Рудницкая и Т.В.Юдачева Наглядный (презентация) и раздаточный материал, карточки |
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты Формируемые УУД | |
1.Организационный момент Задача: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | — Здравствуйте, дорогие ребята, гости. Какое у вас настроение? (смайлики) Слайд 1. -Начинаем урок математики. Давайте настроимся на работу. Предлагаю сказать, под каким девизом мы будем работать? (на экране) Слайды 2 и 3 | Учащиеся настраиваются на работу. Девиз: С хорошим настроением принимайся за работу!
| Коммуникативные УУД — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные УУД построение монологического высказывания. Личностные УУД Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики; смыслообразование |
2. Устный счёт
Задача:
Актуализация опорных знаний | Слайд 4. Найдите закономерность и продолжите числовой ряд 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20 (увеличение на 2) — На какие группы можно поделить числа? (однозначные, двузначные, круглые) -Назовите однозначные числа (2,4,6,8) — назовите двузначные и круглые числа (10,12,14,16,18,20) — найдите половину числа (5,6,7,8,9,10) — От каких чисел можно найти треть числа? (6→2, 9→3). Слайд 5 — молодцы! Теперь откроем тетрадь и запишем число. — Составим примеры на умножение и деление с числами 2 и 3 (2х3=6, 6:2=3, 6:3=2) | Дают ответы с помощью сигнальных карточек Самоконтроль. Работа с листами самооценки.
Работа в тетради. составляют из данных чисел примеры и записывают их, понимают роль каждой цифры в записи примеров; взаимосвязь между действиями умножения и деления. | Познавательные УУД Умение формулировать выводы на основе сравнения, обобщения; проводить классификацию изучаемых объектов.
Регулятивные УУД: контролируют свою деятельность Личностные УУД: принимают и осваивают роль обучающегося. Понимают важность приобретаемых знаний и умений
|
3. Постановка учебной задачи Задача: Формулирование темы и цели урока.
| — догадались ли вы какова тема нашего урока? (Умножение и деление чисел на 2 и на 3) Слайд 6 — Давайте вместе подумаем, что нам нужно повторить и чему учиться на уроке. Слайд 7 — Таковы задачи нашего урока и мы должны их выполнить. | Высказывают предположения Формулируют цель и задачи урока Под руководством учителя определяют учебные задачи
| Регулятивные УУД: Целеполагание, планирование. Умение проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности. Познавательные УУД. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи. |
4. Повторение таблицы умножения и деления на 2, на 3. Задача: Повторение изученного материала.
| 1. Игра «Лучший знаток таблицы умножения и деления » — Работать будем в группах. Синоним слова помогать – спасать, выручать. Я очень хотела бы, чтобы вы всегда выручали друг друга не только на уроке, но и в жизни. Повторение правил работы в группах. Слайд 8 — Кто из членов вашей команды лучший знаток таблицы? Аплодисменты. Вывод: — Какие правила (законы умножения) повторили? -Мы выполнили одну из поставленных задач. 2. Игра «Не скажу». -Встаньте, пожалуйста, поиграем в игру «Не скажу». Ведущий называет пример и подаёт мяч кому-то из детей. Стараемся ответить и передать мяч водящему очень быстро, он горячий. 3. Игра-тест «Помоги львенку найти друзей» Слайды 9-21 -Выручите Львенка, помогите ему собрать друзей. А вместе с тем повторим таблицу деления на 3. — Молодцы! У Львенка много друзей. Вывод:- Что мы повторили и закрепили (таблицу деления на 3) Мы справились ещё с одной задачей урока. | Учащиеся разбиваются на три группы. Повторяют правила работы в группах. Работа по карточкам. Проверка 2 -3 человек с группы (сигнальные карточки)
Ответы учащихся Переместительный закон, умножение на 0 и на 1, деление числа само на себя, на 0 делить нельзя. Учащиеся передают мяч друг другу, называя табличные случаи умножения или деления. Следующий учащийся не называет ответ, а составляет свой пример начиная с ответа предыдущего. Например: 3х2→6х3→18:2→9х3 и т.д. Работа на интерактивной доске. Один учащийся, у доски решив пример, выбирает друга. Остальные дают ответы с помощью сигнальных карточек. | Познавательные УУД. Умение кодировать информацию в знаково — символической форме. Проявлять инициативу в учебно- познавательной деятельности. Регулятивные УУД Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок . Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Принимать активное участие в работе группами. слушать и понимать речь других. Личностные УУД Контролировать свои действия в коллективной работе. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. Ориентация на понимание оценок учителя и одноклассников.
|
5. Проверка знания таблицы умножения и деления на 2, на 3. Задача: Проверить умения в нахождении значений произведений и частного, самоконтроль усвоения знаний.
| — А сейчас мы проверим свои знания. Математический диктант — 2 умножить на 7 — по 3 взять 5 раз — Запишите произведение чисел 5 и 2 — 3 разделить на 3 — первый множитель – 3, второй множитель – 9, запишите произведение — 12 разделить на 2 — чему равно произведение чисел 2 и 0? -Поменялись тетрадями по кругу, взаимопроверка, проверяем работу соседа. -Правильные ответы на доске: 14,15, 10, 1, 27, 6, 0. -Поменялись тетрадями опять по кругу, но в обратном направлении. Вывод: -Что мы проверили? (знание таблицы умножения и деления на 2, на 3). -Результатами я осталась довольна, спасибо, вы старались.
| Один ученик работает у доски. Остальные самостоятельно работают в тетрадях. Самоконтроль с интерактивной доской. Слайд 22 Оценивание и занесение результатов оценивания в лист самоконтроля (высокий, средний, низкий)
Ответы учащихся. | Познавательные УУД — знание компонентов действия умножения и деления; -знание таблицы умножения и деления на 2, на 3. Регулятивные УУД прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Личностные УУД Контролировать свои действия в коллективной работе. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. Ориентация на понимание оценок учителя и одноклассников. Понимание чувств одноклассников. |
6. Физминутка | Слайд 23 – 42. Видеоролик. Я предлагаю отдохнуть. | Встают с мест. Выполняют танцевальные движения. |
|
7. Решение задач с использованием действий умножения и деления. Задача: Проверить умение решать задачи на умножение и деление. | Работа в группах. — Посовещайтесь в группе, каким действием решается задача? Выберите карточку с верным решением. 1)Задача №1. Слайд 43 2)Задача №2. Слайд 45 — Что такое неделя? Почему неделю так назвали? (7 дней. Особым почетом в древности была окружена семерка. Отголоски почитания числа 7 дошли до наших дней. Вспомните пословицы «Семеро одного не ждут», «Семь бед – один ответ. Наша неделя состоит из 7 дней. Древние заметили, что 7 нельзя поделить на равные части. Вот и назвали 7 не-деля. Неделя – образовано от словосочетания «не делать», то есть отдыхать. Неделя – означало «день отдыха» 3)Задача №3. Слайд 47. -Что узнаем 1 действием? (сколько съели) — Что узнаем 2 действием? (сколько яблок было) 4)Работа по учебнику. Задание №18 стр.102 — Из предложенных задач выбери и реши только задачу на деление. 5) Задание №21 с 111. 6) Немое кино. Вы ничего не услышите, а все, что увидите, считайте. — Расскажите, что вы увидели? (Мама купила 14 конфет. Дома она дала трём детям по 2 конфеты.) — Можно ли это назвать задачей? Почему? Чего не хватает? (вопроса) -Поставьте к задаче вопрос. (Сколько конфет осталось у мамы?) (Анализ задачи: Чтобы узнать сколько конфет осталось у мамы, нужно знать сколько конфет мама купила и сколько она отдала детям. Сколько конфет купили известно, а сколько отдали мы не знаем, но знаем, что трём детям по 2 конфеты, а значит можем узнать. -Обсудите план решения в группах. -Что узнаем 1 действием? ( Сколько конфет мама отдала.) -Что узнаем 1 действием? ( Сколько конфет осталось у мамы.) — Один из вас за доской будет решать задачу, а остальные решат её самостоятельно. 1) 2*3=6(к.) – отдала. 2) 14-6=8(к.)- осталось. -Самопроверка. Сверьте своё решение с решением ученика на доске. -А теперь проверим, сколько конфет лежит в пакете. Вывод? (Задача решена верно) -Чему мы учились? (Решать задачи) Вывод: Мы выполнили еще одну задачу, которую поставили в начале урока. Значит все задачи выполнены. Молодцы! | Выбирают карточку с правильным решением, обосновывают свой выбор.
Самоконтроль с доской. Слайд 44 Самоконтроль с доской. Слайд 46
Самостоятельно в паре решают задачу №3 с последующей самопроверкой с доской. Слайд 48 Оценивание в листе самоконтроля Самостоятельная работа в тетради
Коллективное составление задачи по слайдам. Анализ задачи. Совместная запись условия вместе с учителем. Самостоятельная запись решения. | Познавательные УУД Формирование интереса к познанию математических фактов. Умение осуществлять поиск нужной информации, строить небольшие математические сообщения в устной форме. создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно- следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений. Интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно- исследовательской деятельности. Применять усвоенный способ действий к решению новой задачи.
Коммуникативные УУД Умение стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве; умение договариваться, приходить к общему решению.
|
8. Подведение итога урока
| Слайд 54. Организация деятельности учащихся по анализу и оцениванию своей деятельности. -Молодцы, ребята. Я очень довольна вашей работой на уроке. Подведём итог нашей работы. Нам поможет карточка – помощница. (Дети читают начало в карточке и сами заканчивают мысль) —На уроке я повторил… таблицу умножения и деления на 2, на 3. —Я учился… решать задачи. —На уроке мне было… (интересно, скучно, легко, трудно…) —Я понял, что… надо знать таблицу, уметь решать задачи —Я радовался… (успехам товарищей, своим успехам, полученным знаниям) —Я всегда буду… выручать своих товарищей. | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. | Познавательные УУД логически рассуждают, строят цепочку умозаключений. Регулятивные УУД осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха и неуспеха.
Личностные УУД Самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности |
9. Домашнее задание Инструктаж | А теперь послушайте домашнее задание на завтра.
-Всем спасибо. Урок закончен | Записывают домашнее задание.
|
|
10. Рефлексия. Задача: Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
| -Поднимите тот смайлик, который выражает ваше настроение после урока. -Спасибо за урок.
|
| Регулятивные УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД Формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности . Понимание причин успеха в учёбе. |