План-конспект
МЕТЕМАТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»
Для учащихся 10 классов
Учителя математики МОУ гимназии № 82 г. Краснодара Черновой Татьяны Викторовны |
Цель игры:
-
фронтальное повторение учебного материала по математике;
-
повышение познавательной активности учащихся;
-
развитие культуры общения и культуры ответа на вопрос;
-
развитие познавательного интереса к предмету.
В игре участвуют две команды. Вопросы задаются по очереди каждой команде. Выигрывает та команда, которая ответила правильно на большее число вопросов.
1 гейм «БЛИЦ»
1 команда
-
Как называется сотая часть числа? (%)
-
Единица измерения скорости на море (узел).
-
Третья буква греческого алфавита (гамма).
-
Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром (радиус).
-
График квадратичной функции (парабола).
-
Утверждение, требующее доказательства (теорема).
-
Направленный отрезок (вектор).
-
Найдите корень уравнения =-2 (нет).
-
Являются ли диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярными? (нет)
-
Геометрию какого ученого древности до сих пор изучают в школе? (Евклида).
-
По какой формуле можно найти площадь треугольника, если известны все его стороны? (по формуле Герона)
-
Преобразование, при котором изменяются размеры фигуры, а форма не меняется. (подобие)
-
Как называются две не пересекающиеся прямые? (скрещивающиеся или параллельные)
-
Чему равна сумма смежных углов? ( 1800)
-
Тень, отбрасываемая фигурой? ( проекция)
2 команда
-
Отрезок, соединяющий две точки окружности (хорда).
-
Как найти неизвестное делимое? (частное умножить на делитель)
-
Наименьшее натуральное число (1).
-
Как называется утверждение, принимаемое без доказательства? (аксиома)
-
Наука, изучающая свойства фигур в пространстве (стереометрия)
-
Как называется знак корня? (радикал)
-
Автор учебника «Геометрия 10-11» (Атанасян Л.С.)
-
Свойства вертикальных углов (вертикальные углы равны).
-
Кратчайшее расстояние от точки до прямой (перпендикуляр).
-
Кем была введена координатная плоскость? (Декарт)
-
Найдите корень уравнения х6= -8 (нет).
-
Мера веса драгоценных камней (карат).
-
Множество точек пространства, равноудаленных от данной точки? (сфера)
-
Ромб, у которого все углы прямые (квадрат).
2. гейм «Формулы»
1. sin α + sin β = 2 sin (α+ β)/2 cos (α -)/2
(Формула суммы синусов двух углов).
Сумма синусов двух углов равна удвоенному произведению синуса полусуммы этих углов на косинус их полуразности.
2. sin (α+ β) = sin α cos β + cos α sin β
(Формула синуса суммы двух углов).
Синус суммы двух углов равен произведению синуса первого угла на косинус второго плюс произведение косинуса первого угла на синус второго.
3. (а+в)/2 *h
(Формула площади трапеции).
Площадь трапеции равна произведению полусуммы оснований на высоту, проведенную к основанию.
4. 2(а+в)
(Формула периметра прямоугольника).
Периметр прямоугольника равен удвоенной сумме его длины и ширины.
5. ах2 + вх +с = а (х-х1)(х-х2)
(Формула разложения квадратного трехчлена на множители).
6. а/sinA = b/sinB = c/sinC
(Теорема синусов).
Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов.
7. (х+у)2=х2+ 2ху + у2
(Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого на второе выражения плюс квадрат второго выражения).
8. в1qn-1
(Формула n –го члена геометрической прогрессии, где в1 – первый член, q –знаменатель прогрессии).
9. а2 = в2 + с2 – 2 вс cos α
(Теорема косинусов).
Квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними.
-
х = (— в±) / 2a, при D≥0.
(Формула корней квадратного уравнения с помощью дискриминанта).
-
а1 + d(n -1)
( Формула n— го члена арифметической прогрессии, где а1 – первый член, d – разность прогрессии)
-
х2 – у2 = ( х — у) (х+у)
(Формула разности квадратов).
Разность квадратов двух выражений равна произведению разности этих выражений и их суммы.
13. ав sin γ
(Формула площади треугольника).
-
(авс)/ 4S
(Формула радиуса описанной окружности около треугольника).
-
а2 + в2= с2
(Теорема Пифагора)
-
вс sin α
(Площадь параллелограмма).
-
2 S/ (а+в+с)
(Формула для радиуса вписанной окружности в треугольник).
-
πR2
(Формула площади круга).
3. гейм «Исторический»
-
Индийцы называли его «сунья», арабские математики «сифр». Как мы называем его сейчас? (нуль).
-
Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающая на две части». О чем идет речь? (О биссектрисе).
-
Ее знакомство с математикой произошло в 8лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Остроградского. Кто она? (С.В.Ковалевская).
-
На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Почти спустя 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик? (Архимед).
-
В древности такого терминала не было. Его ввел в XVII в.французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского “спица колеса». Что это? (радиус)
-
Слово, которым обозначается эта фигура в переводе с греческого означает «натянутая тетива». Что это? (гипотенуза).
4. гейм «Заморочки из бочки»
-
Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день? (среда)
-
Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее – груша или персик? (груша)
-
Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играла Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах. (Юра играл на гитаре)
-
На столе стояли три стакана с ягодами. Вова съел один стакан и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе? (три)
-
Шел муж с женой, да брат с сестрой. Несли три яблока и разделили поровну. Сколько было людей? (Трое: муж, жена и брат жены)
-
У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок? (три)
-
Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (два)
-
Мальчик Пат и собачка весят два пустых бочонка.
Собачонка без мальчишки весит две больших коврижки.
А с коврижкой поросенок весит — видите – бочонок.
Сколько весит мальчик Пат? Сосчитай-ка поросят.
( мальчик весит столько же, сколько два поросенка)
-
Один мальчик говорит другому: «Если ты дашь мне половину своих денег, я смогу купить карандаш». Сколько денег было у второго мальчика? (установить невозможно)
-
Петя и Миша имеют фамилии Иванов и Сидоров. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на год старше Иванова. (Петя Сидоров и Миша Иванов)
-
Человек, стоявший в очереди перед Вами, был выше человека, стоявшего после того человека, который стал перед вами. Был ли человек, стоявший перед вами выше вас? (да)
-
В семье я рос один на свете,
И это правда, до конца,
Но сын того, кто на портрете
Сын моего отца.
Кто изображен на портрете? ( мой портрет)
Подведение итогов. Награждение победителей.