Быстревская Светлана Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ Алтайская основная общеобразовательная школа №3
Номинация: Организация художественно-эстетической деятельности младших школьников на уроках эстетического цикла
Электронный адрес:Luminiza[email protected]
Авторская программа «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной. УМК школа России
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: музыка 2 класс
Урок: № 15
Тема урока: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование умение слушать и понимать народную музыку
Образовательная цель: формирование представления о русских народных инструментах и истории их возникновения
Личностные УУД: познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края, формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской народной музыки.
Коммуникативные УУД: участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса (названия музыкальных инструментов.), владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.
Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.
Познавательные УУД: формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народной музыки.
Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты,интернетресурсы
Содержание урока
Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методический комментарий | |
1. | Организационный момент(1-2мин.) | Простукивают ритмический рисунок песни. «Пойду ль я, выйду я». Вспоминают название песни
| Настраивает детей на работу. Обращает внимание на ритмический рисунок | Цель – активизация учащихся Слайд 2 |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин.) | Чтение стихотворения (приложение 1) | Создаёт проблемную ситуацию Просит сформулировать тему, цель урока Беседа (приложение №2) | Цель- — создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); |
3 | Актуализация знаний(3-4) | Разгадывают кроссворд | Зачитывает загадки | Цель является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Слайд 4 |
4 | Первичное усвоение новых знаний.(15 мин.) | Работают в группах с дополнительной литературой и интернет ресурсами (приложение №3) | Организовывает деятельность детей по поиску и обработке информации
| Цель – Познакомить учащихся с алгоритмом работы с интернет ресурсами и энциклопедической литературой Слайд 5 |
| Физкульт минутка | Дети пантомимой изображают игру на инструменте, другие школьники отгадывают -какой это инструмент |
|
|
5 | Первичная проверка понимания (8мин.) | Демонстрируют результаты своей поисковой работы | Создает эмоциональный настрой на прослушивание сообщений одноклассников
| Цель-Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала Слайд 6-21 |
6 | Первичное закрепление.(5 мин.) | Создают шумовой оркестр из р.н. инструментов. Исполняется р.н. песня «Пойду ль я, выйду я» | Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Цель-участие детей в ансамблевом исполнении музыкального произведения
|
7 | Рефлексия (3 мин) | Подводят итог проделанной работы на уроке (приложение №4) | Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с одноклассниками | цель самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Слайд 22-23 |
8 | Информация о домашнем задании (1-2 мин.) | Выбирают домашнее задание | Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Три уровня домашнего задания: а)Стандартный минимум(зарисовать р.н.инструмент) б)Повышенный (приготовить сообщение о р.н. инструменте- волынка) в) Творческий (придумать сказку о р.н. инструментах)Слайд 24 |
Приложение1
1-й ученик:
Откуда, ты русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
2-й ученик:
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи откуда
Грусть в тебе и удаль?
3-й ученик:
В чьём ты сердце билась
С самого начала
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
4-й ученик:
Пролетели утки –
Уронили дудки,
Пролетели гуси –
Уронили гусли
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
1-й ученик:
Ну а песня?
Все вместе
С песней на Руси родились.
Приложение 2
Беседа
Учитель: Эта песня композиторская или народная?
Дети: Народная
Учитель: Какую музыку называют народной?
Дети: Ту, которую создает народ
Учитель: Народное творчество-это опыт народа, его знания, которые дошли до нас через века.
А как мы называем человека, который долго жил и много знает?
Дети: Мудрый
Учитель: Значит знания народа -это его мудрость. Вот поэтому народное творчество называют ФОЛЬКЛОР, что в переводе обозначает НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ. Народное творчество возникло очень давно, в те времена, когда еще не было письменности. Как же знания распространялись среди людей?
Дети: Люди рассказывали друг другу, слушали, передавали други
Учитель: т. е. передавали ИЗ УСТ В УСТА. Поэтому его и называют УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Какие жанры устного народного творчества вы знаете?
Дети: Песни, пляски,сказки…(записать на доске)
Мы сегодня вспомнили русскую народную песню: «Как у наших у ворот». Что можно сказать об этой песне, какая она?
Дети: Шуточная, веселая, быстрая, ПЛЯСОВ
Учитель: Скажите, а как легче петь и плясать: с аккомпанементом или без него?
Дети: с аккомпанементом
Приложение №3
Литература: Ю. Васильев А. Широков «Рассказы о русских народных инструментах»Москва«Советский композитор»1986
Сайт:http://www.radost-moscow.ru/?page=narodnye
http://ru.wikipedia.
Приложение №4
Рефлексия
Дети заполняют нотный стан
-
до–для меня это важно и интересно
-
ре— я получил конкретные рекомендации от учителя
-
ми— мне было трудно
-
фа– в изучение нового материала мне помогли одноклассники
-
соль— я хочу продолжить изучать эту тему
-
ля-мне нравится русские народные песни
-
си-я хочу научиться играть на русском народном инструменте