Быстревская Светлана Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ Алтайская основная общеобразовательная школа №3

Номинация: Организация художественно-эстетической деятельности младших школьников на уроках эстетического цикла

Электронный адрес:Luminiza[email protected]

Авторская программа «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной. УМК школа России

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: музыка 2 класс

Урок: № 15

Тема урока: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование умение слушать и понимать народную музыку

Образовательная цель: формирование представления о русских народных инструментах и истории их возникновения 

Личностные УУД: познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края, формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской народной музыки.

Коммуникативные УУД: участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса (названия музыкальных инструментов.), владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

Познавательные УУД: формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народной музыки.

Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты,интернетресурсы

Содержание урока

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность

учителя

Методический комментарий

1.

Организационный момент(1-2мин.)

Простукивают ритмический рисунок песни.

«Пойду ль я, выйду я». Вспоминают название песни

Настраивает детей на работу. Обращает внимание на ритмический рисунок

Цель – активизация учащихся

Слайд 2

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(3 мин.)

Чтение стихотворения

(приложение 1)

Создаёт проблемную ситуацию

Просит сформулировать тему, цель урока

Беседа (приложение №2)

Цель-

— создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
— установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Слайд 3

3

Актуализация знаний(3-4)

Разгадывают кроссворд

Зачитывает загадки

Цель

является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Слайд 4

4

Первичное усвоение новых знаний.(15 мин.)

Работают в группах с дополнительной литературой и интернет ресурсами

(приложение №3)

Организовывает деятельность детей

по поиску и обработке информации

Цель – Познакомить учащихся с алгоритмом работы с интернет ресурсами и энциклопедической литературой

Слайд 5

Физкульт

минутка

Дети пантомимой изображают игру на инструменте, другие школьники отгадывают -какой это инструмент

5

Первичная проверка понимания

(8мин.)

Демонстрируют результаты своей поисковой работы

Создает эмоциональный настрой на прослушивание сообщений одноклассников

Цель-Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Слайд 6-21

6

Первичное закрепление.(5 мин.)

Создают шумовой оркестр из р.н.

инструментов. Исполняется р.н. песня «Пойду ль я, выйду я»

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Цель-участие детей в ансамблевом исполнении музыкального произведения

7

Рефлексия (3 мин)

Подводят итог проделанной работы на уроке

(приложение №4)

Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с одноклассниками

цель самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Слайд 22-23

8

Информация о домашнем задании (1-2 мин.)

Выбирают домашнее задание

Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

а)Стандартный минимум(зарисовать р.н.инструмент)

б)Повышенный (приготовить сообщение о р.н. инструменте- волынка)

в) Творческий

(придумать сказку о р.н. инструментах)Слайд 24

Приложение1

1-й ученик:

Откуда, ты русская,

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

2-й ученик:

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи откуда

Грусть в тебе и удаль?

3-й ученик:

В чьём ты сердце билась

С самого начала

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

4-й ученик:

Пролетели утки –

Уронили дудки,

Пролетели гуси –

Уронили гусли

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

1-й ученик:

Ну а песня?

Все вместе

С песней на Руси родились.

Приложение 2

Беседа

Учитель: Эта песня композиторская или народная?

Дети: Народная

Учитель: Какую музыку называют народной?

Дети: Ту, которую создает народ

Учитель: Народное творчество-это опыт народа, его знания, которые дошли до нас через века.

А как мы называем человека, который долго жил и много знает?

Дети: Мудрый

Учитель: Значит знания народа -это его мудрость. Вот поэтому народное творчество называют ФОЛЬКЛОР, что в переводе обозначает НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ. Народное творчество возникло очень давно, в те времена, когда еще не было письменности. Как же знания распространялись среди людей?

Дети: Люди рассказывали друг другу, слушали, передавали други

Учитель: т. е. передавали ИЗ УСТ В УСТА. Поэтому его и называют УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

Дети: Песни, пляски,сказки…(записать на доске)

Мы сегодня вспомнили русскую народную песню: «Как у наших у ворот». Что можно сказать об этой песне, какая она?

Дети: Шуточная, веселая, быстрая, ПЛЯСОВ

Учитель: Скажите, а как легче петь и плясать: с аккомпанементом или без него?

Дети: с аккомпанементом

Приложение №3

Литература: Ю. Васильев  А. Широков «Рассказы о русских народных инструментах»Москва«Советский композитор»1986

Сайт:http://www.radost-moscow.ru/?page=narodnye

http://ru.wikipedia.

Приложение №4

Рефлексия

Дети заполняют нотный стан

  • до–для меня это важно и интересно

  • ре— я получил конкретные рекомендации от учителя

  • ми— мне было трудно

  • фа– в изучение нового материала мне помогли одноклассники

  • соль— я хочу продолжить изучать эту тему

  • ля-мне нравится русские народные песни

  • си-я хочу научиться играть на русском народном инструменте

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here