Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14

Утверждено: Согласовано:

Директором МОУ СОШ № 14 зам. директора по ВР

Тряпочкина А.Н. ___________ Чебакова А.В. __________

« » ______________ 20 г. « » ______________ 20 г.

Программа кружка

«Занимательная математика»

1 класс

Возраст: 6,5 – 7 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель: учитель математики

Селянина Ж. В.

п. Красногвардейский

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

«Покопайтесь в огромном мессиве чисел, которых больше, чем руды в земле, и вы найдете свойства интересные и удивительные, диковинные и забавные, неожиданные и курьезные…»

Б.А. Кордемский

Направленность дополнительного образования: общеинтеллектуальное.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. 

  

Почему одни люди легко решают сложные запутанные проблемы, а других даже простая житейская задачка ставит в тупик? Как научиться правильно оценивать ситуацию, чтобы всегда принимать верное решение? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха?

Познавательные способности можно развивать, вырабатывая определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни. «Делайте себя сами сегодня и каждый день!» — вот основная идея курса «Занимательная математика».

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

 

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются.

Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы  желательно, чтобы она проводилась в малой группе с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Программа создается с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя.

Срок реализации программы кружка рассчитан на 1год. Занятия 1 раз в неделю. Режим занятий: вторая половина дня.

Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 минут.

Возраст детей: 6,5 – 7 лет. 

1А класс – 33 часа в год, 1Б класс – 33 час в год. Всего 66 часов.

Название программы: Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.

Основания для разработки программы:

Закон «Об образовании РФ»;

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29. 12. 01.

Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной

деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся

дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает

реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную

информацию, интересные математические факты, способные дать простор

воображению.

Цели, задачи и принципы программы:

Цели курса:

формирование и развитие различных видов памяти, формирования, воображения:

формирование и развитие общеучебных умений и навыков:

развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать:

воспитание любви к предмету.

Задачи:

—   расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; 

—     расширять математические знания в области чисел;

—     содействовать умелому использованию символики;

—     учить правильно применять математическую терминологию;

—     развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

—     уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

—      Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

—      Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

—      Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

—       Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

— Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

—      Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Основные виды деятельности учащихся:

—      решение занимательных задач;

—      оформление математических газет;

—      знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

—      проектная деятельность

—      самостоятельная работа;

—      работа в парах, в группах;

—      творческие работы.

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

—      усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

—      помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

—      формировать творческое мышление;

—      способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах. 

Материально-техническое обеспечение:

— компьютер,

— мультимедийный проектор,

— классная комната, где по числу участников – стулья, столы,

— кассеты с релаксационной и расслабляющей музыкой,

— канцелярские принадлежности (краски, бумага А4, карандаши, клей, фломастеры, листы ватмана для совместных рисунков, ножницы),

— игрушки для драматизации историй.

Форма контроля: анкетирование, тест, викторина, конкурсы, олимпиада.

Содержание курса

раздела

Тема

Кол-во часов

1

Числа и операции над ними

Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).

 

6

 

2.

Геометрические фигуры и величины

Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур.

 

11

3.

Текстовые задачи

Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач на смекалку.

 

12

4.

Общие понятия

Обобщение изученного в курсе. Математические игры, ребусы, кроссворды.

4

Календарно-тематическое планирование

п/п

Количество часов

Тема

Дата

теория

практика

Числа и операции над ними (6 часов)

 

1-2

1

1

Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды. Игра «Не дай упасть шарам».

 

3-4

1

1

Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина. Игра «Магазин»

 

5-6

1

1

Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). Сложение и вычитание в пределах 10. Игра «Парашютисты»

 

Геометрические фигуры и величины (11часов)

 

7

0,5

0,5

Старинные меры измерений. Игра «Математическое лото».

 

8-9

1

1

Длина. Придумывание новых мерок. Графический диктант

 

10-11

1

1

Масса. Новые мерки. Измерения.

Геометрические фигуры. Их преображение.

 

12-13

1

1

Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе.

 

14

1

Аппликация из геометрических фигур.

 

15

1

Игра «Кто скорей долетит на своей ракете?»

 

16-17

1

1

Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур.

 

Текстовые задачи (12часов)

Решение задач разными способами

 

18-19

1

1

Схемы, уравнения. Задачи – шутки. Ребусы

 

20-22

1

2

Графическое моделирование. Веселые задачи в стихах.

 

23-24

1

1

Составление дерева возможностей. Сравнение выражений. Логические упражнения

 

25-26

2

Решение старинных задач

 

27-28

2

Задачи повышенной трудности

 

29

1

Задачи в стихах

 

Общие понятия (4 часа)

 

30 — 31

1

1

Составление алгоритмов, блок схем, программ с вопросами. Урок «Сказочная математика»

 

32

1

Дерево возможностей. Блиц-турнир

 

33

1

Итоговое занятие. Игра “Велогонка”

 

11,5

21,5

Итого: 33 часа

Список литературы

  1. О. Холодова «Юным умникам и умницам»

  2. Ю.Дробышев «Олимпиады по математике»

  3. В.Н. Рудницкая «2000 задач по математике»

  4. Библиотека первого сентября «Я иду на урок в начальную школу. Олимпиады и интеллектуальные игры»

  5. Н. Копытов «Лучшие задачи на развитие логики»

  6. М.В. Беденко «Сборник текстовых задач по математике»

  7. Н.Г.Скегина «Большой справочник по математике»

8. В. Волина «Праздник числа» Издательство Москва 1993г.

9. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике 1класс»

Москва «Просвещение»1985г.

10. Г.А. Лавриненко Задания развивающего характера по математике» Саратов

Издательство «Лицей» 2002г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here