Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
Утверждено: Согласовано:
Директором МОУ СОШ № 14 зам. директора по ВР
Тряпочкина А.Н. ___________ Чебакова А.В. __________
« » ______________ 20 г. « » ______________ 20 г.
Программа кружка
«Занимательная математика»
1 класс
Возраст: 6,5 – 7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: учитель математики
Селянина Ж. В.
п. Красногвардейский
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
«Покопайтесь в огромном мессиве чисел, которых больше, чем руды в земле, и вы найдете свойства интересные и удивительные, диковинные и забавные, неожиданные и курьезные…»
Б.А. Кордемский
Направленность дополнительного образования: общеинтеллектуальное.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Почему одни люди легко решают сложные запутанные проблемы, а других даже простая житейская задачка ставит в тупик? Как научиться правильно оценивать ситуацию, чтобы всегда принимать верное решение? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха?
Познавательные способности можно развивать, вырабатывая определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни. «Делайте себя сами сегодня и каждый день!» — вот основная идея курса «Занимательная математика».
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются.
Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы она проводилась в малой группе с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Программа создается с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя.
Срок реализации программы кружка рассчитан на 1год. Занятия 1 раз в неделю. Режим занятий: вторая половина дня.
Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 минут.
Возраст детей: 6,5 – 7 лет.
1А класс – 33 часа в год, 1Б класс – 33 час в год. Всего 66 часов.
Название программы: Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.
Основания для разработки программы:
Закон «Об образовании РФ»;
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29. 12. 01.
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную
информацию, интересные математические факты, способные дать простор
воображению.
Цели, задачи и принципы программы:
Цели курса:
формирование и развитие различных видов памяти, формирования, воображения:
формирование и развитие общеучебных умений и навыков:
развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать:
воспитание любви к предмету.
Задачи:
— расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
— расширять математические знания в области чисел;
— содействовать умелому использованию символики;
— учить правильно применять математическую терминологию;
— развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
— уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
— Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
— Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
— Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
— Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
— Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
— Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Основные виды деятельности учащихся:
— решение занимательных задач;
— оформление математических газет;
— знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
— проектная деятельность
— самостоятельная работа;
— работа в парах, в группах;
— творческие работы.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
— усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
— помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
— формировать творческое мышление;
— способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Материально-техническое обеспечение:
— компьютер,
— мультимедийный проектор,
— классная комната, где по числу участников – стулья, столы,
— кассеты с релаксационной и расслабляющей музыкой,
— канцелярские принадлежности (краски, бумага А4, карандаши, клей, фломастеры, листы ватмана для совместных рисунков, ножницы),
— игрушки для драматизации историй.
Форма контроля: анкетирование, тест, викторина, конкурсы, олимпиада.
Содержание курса
Тема | Кол-во часов | |
1 | Числа и операции над ними Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности). |
6 |
2. | Геометрические фигуры и величины Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур. |
11 |
3. | Текстовые задачи Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач на смекалку. |
12 |
4. | Общие понятия Обобщение изученного в курсе. Математические игры, ребусы, кроссворды. | 4 |
Календарно-тематическое планирование
Количество часов | Тема | Дата | ||
теория | практика | |||
|
|
| Числа и операции над ними (6 часов) |
|
1-2 | 1 | 1 | Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды. Игра «Не дай упасть шарам». |
|
3-4 | 1 | 1 | Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина. Игра «Магазин» |
|
5-6 | 1 | 1 | Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). Сложение и вычитание в пределах 10. Игра «Парашютисты» |
|
|
|
| Геометрические фигуры и величины (11часов) |
|
7 | 0,5 | 0,5 | Старинные меры измерений. Игра «Математическое лото». |
|
8-9 | 1 | 1 | Длина. Придумывание новых мерок. Графический диктант |
|
10-11 | 1 | 1 | Масса. Новые мерки. Измерения. Геометрические фигуры. Их преображение. |
|
12-13 | 1 | 1 | Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе. |
|
14 |
| 1 | Аппликация из геометрических фигур. |
|
15 |
| 1 | Игра «Кто скорей долетит на своей ракете?» |
|
16-17 | 1 | 1 | Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур. |
|
|
|
| Текстовые задачи (12часов) Решение задач разными способами |
|
18-19 | 1 | 1 | Схемы, уравнения. Задачи – шутки. Ребусы |
|
20-22 | 1 | 2 | Графическое моделирование. Веселые задачи в стихах. |
|
23-24 | 1 | 1 | Составление дерева возможностей. Сравнение выражений. Логические упражнения |
|
25-26 |
| 2 | Решение старинных задач |
|
27-28 |
| 2 | Задачи повышенной трудности |
|
29 |
| 1 | Задачи в стихах |
|
|
|
| Общие понятия (4 часа) |
|
30 — 31 | 1 | 1 | Составление алгоритмов, блок схем, программ с вопросами. Урок «Сказочная математика» |
|
32 |
| 1 | Дерево возможностей. Блиц-турнир |
|
33 |
| 1 | Итоговое занятие. Игра “Велогонка” |
|
| 11,5 | 21,5 |
|
|
Итого: 33 часа |
Список литературы
-
О. Холодова «Юным умникам и умницам»
-
Ю.Дробышев «Олимпиады по математике»
-
В.Н. Рудницкая «2000 задач по математике»
-
Библиотека первого сентября «Я иду на урок в начальную школу. Олимпиады и интеллектуальные игры»
-
Н. Копытов «Лучшие задачи на развитие логики»
-
М.В. Беденко «Сборник текстовых задач по математике»
-
Н.Г.Скегина «Большой справочник по математике»
8. В. Волина «Праздник числа» Издательство Москва 1993г.
9. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике 1класс»
Москва «Просвещение»1985г.
10. Г.А. Лавриненко Задания развивающего характера по математике» Саратов
Издательство «Лицей» 2002г.