Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Селезневская средняя общеобразовательная школа»
Шелаболихинского района Алтайского края
«Согласовано»
| «Утверждено» Директор
|
Рабочая программа
по предмету «Математика»
для 11 класса
на 2014-2015 учебный год
Разработчик: Захарова Наталья Николаевна
учитель математики
высшей квалификационной категории
Селезнево 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:
-
Примерная программа полного общего образования по математике;
-
Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4
-
Программа для общеобразовательных учреждений: Сборник “Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 кл.”/ Сост. Т.А.Бурмистрова.- М. Просвещение. – 2010г.- 160с.
-
Программа для общеобразовательных учреждений: Сборник “Программы общеобразовательных учреждений: Геометрия. 10-11 кл.”/ Сост. Т.А.Бурмистрова.- М. Просвещение. – 2011г.- 96с.
-
Федерального базисного учебного плана средней (полной) школы и примерным учебным планам для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования от 9 марта 2004 года № 1312, в соответствии со статьей 32, п. 7 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».
На основании этих документов предмет «Математика» представлен единым курсом. Поэтому планирование учебного материала на ступени среднего (полного) общего образования составлено единым курсом в форме чередования блоков тем по алгебре и геометрии.
Рабочая программа составлена в соответствии с авторскими программами А. Н Колмагорова и Л.С. Атанасяна без изменений.
Согласно базисному учебному плану средней (полной) школы, рекомендациям Министерства образования Российской Федерации и в продолжение начатой в 7 классе линии, выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.
Рабочая программа составлена с учетом следующего УМК:
-
Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений/Под ред. А. Н. Колмогорова. — М.: Просвещение, 2011.-284с.
-
Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2012.-256с.
-
Геометрия: дидакт. материалы по геометрии для 11 кл./ Б.Г. Зив. – М.: Просвещение, 2008 – 128 с.
-
Алгебра и начала анализа: дидакт. материалы для 11 кл./ Б.М.Ивлев, С.М.Саакян, С.И. Шварцбурд. — М.: Просвещение, 2007.-192с
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
-
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Задачи:
-
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
-
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
-
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
-
знакомство с основными идеями и методами математического анализа.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени среднего общего образования отводится 4 ч в неделю с X по XI класс.
В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 5 учебных часов в неделю (170 часов в год).
Тематический поурочный план составлен по второму варианту авторских программ А.Н.Колмогорова и Л. С. Атанасяна без изменений.
Формы и методы, технологии обучения:
Для реализации программы выбрана коммуникативно-диалоговая технология, которая позволит мне, как учителю, стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, а обучающимся четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными.
Методы организации познавательной деятельности: беседа, учебный диалог, наблюдение, самостоятельная работа, проблемно-поисковые (анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, догадок), проблемно-исследовательские.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности и поведения: создания ситуации эмоционально-нравственного, эстетического переживания, занимательности, новизны, ситуации успеха, увлечённости поиском неизвестности, поощрения, порицания.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: самооценка.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией; закрепление в процессе практикумов и итоговых собеседований; будут использоваться уроки консультации, зачеты.
Основные типы учебных занятий:
-
урок изучения нового учебного материала;
-
урок применения знаний и умений;
-
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
-
урок контроля знаний и умений.
-
комбинированный урок.
Предполагаемые результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 11 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 11 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме самостоятельных работ, письменных тестов, математических диктантов, контрольных работ по разделам учебника.. Изучение учебного курса в 11 классе заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Контрольных работ в течение года –10 ч, из них 7 ч – по алгебре, 3 ч – по геометрии и 4 ч на зачёты по геометрии.
Контрольные работы формируются на основании примерных контрольных работ, приведенных в пособиях:
-
Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. Бурмистрова Т.А. М., «Просвещение», 2010.-160с.
-
Геометрия 10 — 11классы. Программы общеобразовательных учреждений. Бурмистрова Т.А. М., «Просвещение», 2011. -96с.
Учебно-тематическое планирование по математике
Класс: 11
Учитель: Захарова Наталья Николаевна
Количество часов:
Всего 170 час, в неделю 5 час.
Плановых контрольных уроков: по алгебре – 7, по геометрии – 3. Из них 2 урока на итоговую контрольную работу. Зачетов по геометрии – 4.
Планирование составлено на основе авторской программы А.Н.Колмогорова по алгебре и Л.С. Атанасяна по геометрии без изменений:
-
Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. Бурмистрова Т.А. М., «Просвещение», 2010.-160с.
-
Геометрия 10 — 11классы. Программы общеобразовательных учреждений. Бурмистрова Т.А. М., «Просвещение», 2011. -96с.
Учебники:
-
Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений/Под ред. А. Н. Колмогорова. — М.: Просвещение, 2004.-284с.
-
Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2006.-256с.
За основу тематического планирования взят второй вариант авторской программы.
Содержание учебного материала по алгебре
Наименование разделов и тем
|
Всего часов |
В том числе на: | ||
уроки | Контрольные работы | |||
1. | Повторение | 4 | 4 | — |
2 | Первообразная | 9 | 8 | 1 |
3 | Интеграл | 10 | 9 | 1
|
4 | Обобщение понятия степени | 13 | 12 | 1 |
5 | Показательная и логарифмическая функции | 18 | 17 | 1 |
6 | Производная показательной и логарифмической функций | 16 | 15 | 1 |
| Элементы теории вероятностей | 13 | 13 | — |
| Итоговое повторение. | 19 | 17 | 2 |
| Итого | 102 | 95 | 7 |
Содержание учебного материала по геометрии
Наименование разделов и тем
|
Всего часов |
В том числе на: | |||
уроки | Контрольные работы | Зачеты | |||
1. | Векторы в пространстве | 6 | 5 | — | 1 |
2 | Метод координат в пространстве | 15 | 13 | 1 | 1 |
3 | Цилиндр, конус, шар | 16 | 14 | 1 | 1 |
4 | Объемы тел | 17 | 15 | 1 | 1 |
5 | Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии | 14 | 14 | — | — |
|
|
|
|
|
|
| Итого | 68 | 61 | 3 | 4 |
Тематический поурочный план учебного предмета «Математика 11»
(5 ч в неделю; 170 ч)
Название разделов и тем | Количество часов | В том числе на:
| Вид занятия | Виды и формы учебной деятельности | Виды и формы контроля | Примечание | ||
Уроки
| Контрольные работы | |||||||
Тема 1. | Повторение | 4 | 4 |
|
|
|
|
|
1 | Повторение по теме «Определение производной» |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
2 | Повторение по теме «Производные элементарных функций» |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СР |
|
3 | Повторение по теме «Правила вычисления производных» |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
4 | Повторение по теме «Применение производной» |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СР |
|
Тема 2. | Первообразная | 9 | 8 | 1 |
|
|
|
|
5 | Определение первообразной. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | СРЗ |
|
6 | Определение первообразной. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СР |
|
7 | Основное свойство первообразной. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | ПДЗ,СРЗ |
|
8 | Основное свойство первообразной |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, СР |
|
9 | Три правила нахождения первообразной. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | ТО, СРЗ |
|
10 | Три правила нахождения первообразной |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | МД |
|
11 | Три правила нахождения первообразной |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | СР |
|
12 | Обобщающий урок по теме «Первообразная». |
|
|
| УОСЗ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, СРЗ |
|
13 | Контрольная работа №1 по теме «Первообразная» |
|
|
| УКЗУ | Контрольная работа №1 | КР |
|
Тема 3. | Интеграл | 10 | 9 | 1 |
|
|
|
|
14 | Площадь криволинейной трапеции. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | СРЗ |
|
15 | Площадь криволинейной трапеции. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, СР |
|
16 | Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | СРЗ |
|
17 | Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, СРЗ |
|
18 | Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | ТО, СР |
|
19 | Применение интеграла. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | СРЗ |
|
20 | Применение интеграла. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, СРЗ |
|
21 | Применение интеграла. |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | ТО, СР |
|
22 | Обобщающий урок по теме «Интеграл». |
|
|
| УОСЗ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, СРЗ |
|
23 | Контрольная работа №2 по теме: «Интеграл» |
|
|
| УКЗУ | Контрольная работа №2 | КР |
|
Тема 4. | Векторы в пространстве | 6 | 6 | 1 |
|
|
|
|
24 | Понятие вектора в пространстве. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | СРЗ |
|
25 | Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. |
|
|
| КУ | ФРОН , РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
26 | Умножение вектора на число. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
27 | Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
28 | Разложение векторов по трем некомпланарным векторам. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
29 | Зачет №1 по теме «Векторы в пространстве». |
|
|
| УКЗУ | Зачет №1 | ЗАЧЕТ |
|
Тема 5. | Обобщение понятия степени | 13 | 12 | 1 |
|
|
|
|
30 | Корень n-ой степени и его свойства. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | СРЗ |
|
31 | Корень n— ой степени и его свойства. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
32 | Корень n-ой степени и его свойства. |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | ТО, ПДЗ, СР |
|
33 | Корень n-ой степени и его свойства. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СР |
|
34 | Иррациональные уравнения. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | СРЗ |
|
35 | Иррациональные уравнения. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
36 | Иррациональные уравнения. |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | ТО, ПДЗ, СР |
|
37 | Степень с рациональным показателем. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
38 | Степень с рациональным показателем. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | МД, ПДЗ, СРЗ |
|
39 | Степень с рациональным показателем. |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | ТО, ПДЗ, СР |
|
40 | Степень с рациональным показателем. |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | СР |
|
41 | Обобщающий урок по теме «Обобщение понятия степени». |
|
|
| УОСЗ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, СРЗ |
|
42 | Контрольная работа №3 по теме: «Обобщение понятия степени» |
|
|
| УКЗУ | Контрольная работа №3 | КР |
|
Тема 6. | Метод координат в пространстве | 15 | 13 | 2 |
|
|
|
|
43 | Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | СРЗ |
|
44 | Связь между координатами векторов и координатами точек. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ |
|
45 | Связь между координатами векторов и координатами точек. |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | ПДЗ, СРЗ |
|
46 | Простейшие задачи в координатах |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
47 | Простейшие задачи в координатах |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
48 | Простейшие задачи в координатах. |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | ТО. СР |
|
49 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | СРЗ |
|
50 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
51 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | ТТ, ПДЗ, СРЗ |
|
52 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СР |
|
53 | Уравнение плоскости. Расстояние от точки до плоскости. |
|
|
| КУ | ФРОН,РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
54 | Центральная, осевая, зеркальная симметрия. Параллельный перенос. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | ПДЗ, СРЗ |
|
55 | Обобщающий урок по теме «Метод координат в пространстве» |
|
|
| УОСЗ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ПДЗ, СРЗ |
|
56 | Контрольная работа №4 по теме: «Метод координат в пространстве» |
|
|
| УКЗУ | Контрольная работа №4 | КР |
|
57 | Зачет №2 по теме: « Метод координат в пространстве» |
|
|
| УКЗУ | Зачет №2 | ЗАЧЕТ |
|
Тема 7. | Показательная и логарифмическая функции | 18 | 17 | 1 |
|
|
|
|
58 | Показательная функция. Ее свойства и график. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | СРЗ |
|
59 | Показательная функция. Ее свойства и график. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
60 | Решение показательных уравнений. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | ТО, СРЗ |
|
61 | Решение показательных уравнений. |
|
|
| КУ | ФРОН,РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СР |
|
62 | Решение показательных неравенств. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
63 | Решение показательных неравенств. |
|
|
| КУ | ФРОН ,РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СР |
|
64 | Логарифмы и их свойства. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
65 | Логарифмы и их свойства. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СР |
|
66 | Логарифмы и их свойства. |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | СР |
|
67 | Логарифмическая функция. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
68 | Логарифмическая функция. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СР |
|
69 | Понятие об обратной функции. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ПДЗ |
|
70 | Решение логарифмических уравнений |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
71 | Решение логарифмических уравнений |
|
|
| КУ | ФОРН, РУД, ИНД | ТО, ПДЗ, СР |
|
72 | Решение логарифмических неравенств |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
73 | Решение логарифмических неравенств |
|
|
| КУ | ФОРН, РУД, ИНД | ТО, ПДЗ, СР |
|
74 | Обобщающий урок по теме «Показательная и логарифмическая функции». |
|
|
| УОСЗ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, СР |
|
75 | Контрольная работа №5 по теме: «Показательная и логарифмическая функции» |
|
|
| УКЗУ | Контрольная работа №5 | КР |
|
Тема 8. | Цилиндр, конус, шар | 16 | 14 | 2 |
|
|
|
|
76 | Понятие цилиндра. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | СРЗ |
|
77 | Площадь поверхности цилиндра. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
78 | Решение задач по теме «Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра». |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | ТО, ПДЗ, СР |
|
79 | Понятие конуса. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | СРЗ |
|
80 | Площадь поверхности конуса. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
81 | Усеченный конус. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
82 | Решение задач по теме «Конус» |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | ТО, ПДЗ, СР |
|
83 | Сфера и шар. Уравнение сферы. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | ПДЗ, СРЗ |
|
84 | Взаимное расположение сферы и плоскости. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | МД, ПДЗ, СРЗ |
|
85 | Касательная плоскость к сфере |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ПДЗ, СРЗ |
|
86 | Площадь сферы. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
87 | Решение задач по теме «Многогранники, цилиндр, конус и шар». |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | СРЗ |
|
88 | Решение задач по теме «Многогранники, цилиндр, конус и шар». |
|
|
| УПЗУ | ФОРН, РУД, САМ | ПДЗ, СРЗ |
|
89 | Обобщающий урок по теме «Цилиндр, конус, шар». |
|
|
| УОСЗ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ПДЗ, СРЗ |
|
90 | Контрольная работа №6 по теме: « Цилиндр, конус и шар» |
|
|
| УКЗУ | Контрольная работа №6
| КР |
|
91 | Зачет №3 по теме: « Цилиндр, конус и шар» |
|
|
| УКЗУ | Зачет №3 | ЗАЧЕТ |
|
Тема 9. | Производная показательной и логарифмической функции | 16 | 15 | 1 |
|
|
|
|
92 | Производная показательной функции. Число е. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | СРЗ |
|
93 | Производная показательной функции. Число е. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
94 | Производная показательной функции. Число е. |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | ТО, ПДЗ, СР |
|
95 | Производная показательной функции. Число е. |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | ТО, ПДЗ, СР |
|
96 | Производная логарифмической функции. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | СРЗ |
|
97 | Производная логарифмической функции. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
98 | Производная логарифмической функции. |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | ТО, ПДЗ, СР |
|
99 | Степенная функция, свойства и график. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | СРЗ |
|
100 | Степенная функция, свойства и график. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
101 | Степенная функция, свойства и график. |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | ТО, ПДЗ, СР |
|
102 | Понятие о дифференциальных уравнениях |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | СРЗ |
|
103 | Понятие о дифференциальных уравнениях |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
104 | Понятие о дифференциальных уравнениях |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | ТО, ПДЗ, СР |
|
105 | Понятие о дифференциальных уравнениях |
|
|
| УПЗУ | ФОРН, РУД, САМ | СР |
|
106 | Обобщающий урок по теме «Производная показательной и логарифмической функции» |
|
|
| УОСЗ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
107 | Контрольная работа №7 по теме: «Производная показательной и логарифмической функции» |
|
|
| УКЗУ | Контрольная работа №7 | КР |
|
Тема 10. | Объемы тел | 17 | 15 | 2 |
|
|
|
|
108 | Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | СРЗ |
|
109 | Объем прямоугольного параллелепипеда. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
110 | Решение задач по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда». |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | ТО, СР |
|
111 | Объем прямой призмы. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | ПДЗ, СРЗ |
|
112 | Объем цилиндра. |
|
|
| КУ | ФРОН,РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
113 | Вычисление объёмов тел с помощью определенного интеграла. Объем наклонной призмы |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | ПДЗ |
|
114 | Объём пирамиды. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
115 | Решение задач по теме «Объем наклонной призмы. Объём пирамиды». |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | ПДЗ, СР |
|
116 | Объем конуса. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | ПДЗ, СРЗ |
|
117 | Решение задач по теме «Объем конуса». |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
118 | Объём шара. |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ПДЗ, СРЗ |
|
119 | Объём шарового сегмента, шарового слоя. |
|
|
| УИНМ | ФОРН, РСУ, РУД, САМ | ТО, ПДЗ, СРЗ |
|
120 | Площадь сферы |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ПДЗ, СРЗ |
|
121 | Решение задач по теме «Объем шара и площадь сферы» |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | ПДЗ, СР |
|
122 | Обобщающий урок по теме «Объемы тел» |
|
|
| УОСЗ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | ПДЗ, СРЗ |
|
123 | Контрольная работа №8 по теме: «Объемы тел» |
|
|
| УКЗУ | Контрольная работа №8 | КР |
|
124 | Зачет №4 по теме: « Объемы тел» |
|
|
| УКЗУ | Зачет №4 | ЗАЧЕТ |
|
Тема 11. | Элементы теории вероятностей | 13 | 13 |
|
|
|
|
|
125 | Перестановки |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
126 | Перестановки |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | СРЗ |
|
127 | Размещения |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
128 | Размещения |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | СРЗ |
|
129 | Сочетания |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
130 | Сочетания |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | СР |
|
131 | Понятие вероятности события |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
132 | Понятие вероятности события |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | СРЗ |
|
133 | Свойства вероятностей события |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
134 | Свойства вероятностей события |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | СРЗ |
|
135 | Относительная частота события |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
136 | Условная вероятность. Независимые события |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
137 | Условная вероятность. Независимые события |
|
|
| УПЗУ | ФРОН, РУД, САМ,,ИНД | СР |
|
Тема 12. | Заключительное повторение при подготовке учащихся к итоговой аттестации | 33 | 31 | 2 |
|
|
|
|
138 | Повторение по теме «Выражения и их преобразования» |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
139 | Повторение по теме «Выражения и их преобразования» |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
140 | Диагностическая работа №1 по теме «Выражения и их преобразования» |
|
|
| УКЗУ | Диагностическая работа № 1 | СР |
|
141 | Повторение по теме «Уравнения, неравенства и их системы». |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
142 | Повторение по теме «Уравнения, неравенства и их системы». |
|
|
| КУ | ФРОН ,РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
143 | Повторение по теме «Уравнения, неравенства и их системы». |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
144 | Повторение по теме «Уравнения, неравенства и их системы». |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
145 | Диагностическая работа №2 по теме «Уравнения, неравенства и их системы». |
|
|
| УКЗУ | Диагностическая работа № 2 | СР |
|
146 | Повторение по теме «Текстовые задачи» |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
147 | Повторение по теме «Текстовые задачи» |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
148 | Повторение по теме «Текстовые задачи» |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
149 | Повторение по теме «Текстовые задачи» |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
150 | Диагностическая работа №3 по теме «Текстовые задачи» |
|
|
| УКЗУ | Диагностическая работа № 3 | СР |
|
151 | Повторение по теме «Функции и их графики» |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
152 | Повторение по теме «Функции и их графики» |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
153 | Диагностическая работа №4 по теме «Функции и их графики» |
|
|
| УКЗУ | Диагностическая работа № 4 | СР |
|
154 | Итоговая контрольная работа |
|
|
| УКЗУ | Контрольная работа №9 | КР |
|
155 | Итоговая контрольная работа |
|
|
| УКЗУ | Контрольная работа №9 | КР |
|
156 | Анализ итоговой контрольной работы |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | РНО |
|
157 | Решение планиметрических задач |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
158 | Решение планиметрических задач |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
159 | Решение планиметрических задач |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
160 | Решение планиметрических задач |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
161 | Решение планиметрических задач |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
162 | Решение планиметрических задач |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
163 | Диагностическая работа №5 по теме «Решение планиметрических задач» |
|
|
| УКЗУ | Диагностическая работа № 5 | СР |
|
164 | Решение стереометрических задач |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
165 | Решение стереометрических задач |
|
|
| КУ | ФРОН ,РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
166 | Решение стереометрических задач |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
167 | Решение стереометрических задач |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
168 | Решение стереометрических задач |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
169 | Решение стереометрических задач |
|
|
| КУ | ФРОН, РУД, ИНД, САМ | СРЗ |
|
170 | Диагностическая работа № 6 по теме «Решение стереометрических задач» |
|
|
| УКЗУ | Диагностическая работа № 6 | СР |
|
Всего часов: |
| 170 | 158 | 12 |
|
|
|
|
Используемые сокращения в тематическом поурочном плане:
УИНМ – Урок изучения нового материала
УПЗУ – Урок применения знаний и умений
УОСЗ – Урок обобщения и систематизации знаний
КУ – Комбинированный урок
УКЗУ – Урок контроля знаний и умений
Виды деятельности | |||
ТО | Теоретический опрос | ИНД | Индивидуальная |
С Р | Самостоятельная работа | ФРОН | Фронтальная |
ИРД | Индивидуальная работа у доски | САМ | Самостоятельная |
ТТ | Теоретический тест | ИССЛ | Исследовательская |
СРЗ | Самостоятельное решение задач | ИГР | Игровая |
КР | Контрольная работа | РСУ | Работа с учебником |
ИРК | Индивидуальная работа по карточкам | РУД | Работа у доски |
РНО | Работа над ошибками |
|
|
МД | Математический диктант |
|
|
ПДЗ | Поверка домашнего задания |
|
|
Содержание тем учебного курса
См. авторскую программу стр.40-48(алгебра), 33-38(геометрия).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Алгебра
уметь
-
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
-
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
-
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
-
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
-
строить графики изученных функций;
-
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
-
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
Начала математического анализа
уметь
-
вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
-
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
-
вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
Уравнения и неравенства
уметь
-
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
-
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
-
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
-
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
-
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
-
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
-
анализа информации статистического характера.
-
В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
уметь
-
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
-
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
-
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
-
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
-
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
-
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Учебно-методическое обеспечение:
-
Учебно-наглядные пособия
-
Компьютерный класс
-
Модели
-
Таблицы
-
Организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).
-
Способы и формы оценивания образовательных результатов
Нормы оценок по математике
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
-
незнание наименований единиц измерения;
-
неумение выделить в ответе главное;
-
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
-
неумение делать выводы и обобщения;
-
неумение читать и строить графики;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-
потеря корня или сохранение постороннего корня;
-
отбрасывание без объяснений одного из них;
-
равнозначные им ошибки;
-
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
-
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного — двух из этих признаков второстепенными;
-
неточность графика;
-
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Список литературы
Основная литература:
Учебно-методический комплект учителя:
-
Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений/Под ред. А. Н. Колмогорова. — М.: Просвещение, 2004.-284с.
-
Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2006.-256с.
-
Геометрия: дидакт. материалы по геометрии для 11 кл./ Б.Г. Зив. – М.: Просвещение, 2008 – 128 с.
-
Алгебра и начала анализа: дидакт. материалы для 11 кл./ Б.М.Ивлев, С.М.Саакян, С.И. Шварцбурд. — М.: Просвещение, 2007.-192с
-
Задачи по геометрии для 7-11 классов /Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Бахановский. – М.: Просвещение, 1991.-171с.
Учебно-методический комплект ученика:
-
Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2006.
-
Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений/Под ред. А. Н. Колмогорова. — М.: Просвещение, 2004.-284с.
-
Геометрия: дидакт. материалы по геометрии для 11 кл./ Б.Г. Зив. – М.: Просвещение, 2008 – 128 с.
-
Алгебра и начала анализа: дидакт. материалы для 11 кл./ Б.М.Ивлев, С.М.Саакян, С.И. Шварцбурд. — М.: Просвещение, 2007.-192с
Дополнительная литература:
-
Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
-
Единый государственный экзамен 2006-2008. математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ — М.: Интеллект-Центр, 2005-2007.
-
Устные упражнения по алгебре и началам анализа: Кн. Для учителя/Р.Д. Лукин, Т.К. Лукина, М.С. Якунина. – М: Просвещение, 1989,. – 98 с.
-
Лаппо Л.Д., Попов М.А. Математика. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен»,2009. — 254с.