Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Качульская средняя общеобразовательная школа»

Разработка внеклассного мероприятия

по математике

«Счастливый случай»

для учащихся 7-8 классов

Выполнили: Кармышева Татьяна Ивановна

учитель математики,

Сизых Галина Дмитриевна

учитель математики

2014 г

1 гейм «Дальше, дальше…» (1 мин)

  1. Геометрическая фигура на букву «к» (квадрат)

  2. 1000м – это… (1км)

  3. Предложение, принимаемое с доказательством (теорема)

  4. График функции у=к/х (гипербола)

  5. 1/180 часть развёрнутого угла (1 градус)

  6. Количество граней куба (6)

  7. Наименьшее натуральное число (1)

  8. Наука, изучающая свойства фигур на плоскости (планиметрия)

  9. Число, разделяющее положительные и отрицательные числа (нуль)

  10. Сторона квадрата 6 м. Чему равна его площадь? (36 кв.м.)

  11. Треугольник равнобедренный, если… (2 стороны равны)

  12. Число, получаемое при умножении… (произведение)

  13. Основными фигурами на плоскости являются… (точка, прямая)

  14. Автор учебника геометрии, по которому мы занимаемся (Погорелов)

  15. Периметром прямоугольника называется…(Сумма длин сторон прямоугольника)

  16. Графиком линейной функции является…(Прямая)

  17. Многочленом называется…(Сумма одночленов)

  18. Как называются координаты точки? (абсцисса и ордината).

  19. Как определить, делится ли число на 2? (по последней цифре).

  20. Сказка Пушкина, в названии есть число 7. (О мёртвой царевне и 7 богатырях).

  21. Русская пословица. В ней говорится о том, что целая группа людей махнули рукой на опоздавшего. (Семеро одного не ждут).

  22. Назвать автора и название произведения, в котором роковую роль сыграли тройка, семёрка, туз. (Пиковая дама, Пушкин.)

  23. Сколько звёзд в Большой медведице? (7).

  24. Сколько атомов водорода в серной кислоте? (2).

  25. Сколько цветов в радуге. Назвать. (7, красный. оранжевый, жёлтый. зелёный, голубой, синий. фиолетовый).

  26. Сколько элементов в Периодической системе Менделеева? (113).

2 гейм «Заморочки из бочки»

(на обдумывание вопроса – 15 секунд)

  1. Что можно измерить линейкой? (длину)

  2. Чему равна 1/100 часть числа? (1%)

  3. Что такое ар? (100 кв.м.)

  4. Счастливый случай (приз всем участникам команды)

  5. Ты – мне, я – тебе (по2 вопроса от команд друг другу)

  6. Сколько кубических сантиметров в одном кубическом метре? (10000)

  7. Сколько дверных ручек в школе? (в 2 раза больше, чем дверей)

  8. Ребро куба равно 3 дм. Чему равен его объём? (27 куб.дм.)

  9. Один из смежных углов в 2 раза меньше другого. Чему равны эти углы? (60 и 120 градусов)

  10. Что значит решить уравнение? (Найти все решения уравнения или доказать, что решений нет)

3 гейм «Тёмная лошадка»

1) Представление гостя (Участники должны угадать того, кто приглашён на этот гейм)

2) Вопросы командам (по 2 вопроса):

Первой команде (7 класс)

Первые сведения об этих числах встречаются у китайских математиков во 2 веке до нашей эры. Одни числа истолковывались как “имущество”, а противоположные им как “долг”. Эти числа легко складывались и вычитались. А умножать и делить их не умели. Однако в 3 веке греческий ученый Диофант предложил правило: “Вычитаемое, умноженное на прибавляемое, даст вычитаемое, а вычитаемое на вычитаемое дает прибавляемое”.

Внимание, вопрос. Какие числа назывались “имуществом” и “долгом”?

(Положительные и отрицательные числа).

— Что такое пядь?

(расстояние от большого пальца до указательного)

Второй команде (8 класс)

. Идея задавать положение точки на плоскости с помощью чисел зародилась в древности– прежде всего, у астрономов и географов при составлении звездных и географических карт. Уже во 2 веке древнегреческий астроном Птолемей пользовался долготой и широтой. В 17 веке французские математики Декарт и Ферма впервые использовали координаты в математике. Поэтому прямоугольную систему координат и называют декартовой. Но названия координатам x и y дал немецкий ученый Лейбниц?

Внимание, вопрос. Как называются координаты x и y?

( Абсцисса и ордината).

— Игры со спичками.

Даны 3 спички, добавь 2спички, чтобы было восемь.

(V+I I I = VIII)

4 гейм «Конкурс капитанов»

(Капитаны отвечают не раздумывая. Кто даст больше правильных ответов, тот и победит)

  • Площадь круга вычисляется по формуле…(SR2)

  • Чему равен угол в квадрате? ( 90 градусов).

  • Прибор для построения окружности.( Циркуль)

  • Результат деления. ( Частное)

  • Угол, меньший прямого угла. ( Острый)

  • Часть прямой, ограниченная одной точкой. ( Луч)

  • Градусная мера прямого угла…(90 градусов)

  • Чему равно произведение всех цифр? (0)

  • Что в угле делает биссектриса? (делит угол пополам)

  • Свойство вертикальных углов (Вертикальные углы равны)

  • 22 : ½ ( — 44)

  • 10 : ( — 13) (30)

  • График функции у=х2

  • (парабола)

  • 12∙ х = 4, х = ? (8)

  • Длина окружности вычисляется по формуле…(C=2 πR)

5 гейм «Гонка за лидером»

  • (Вопросы задаются командам поочерёдно до тех пор, пока одна из команд не вырвется вперёд. Начинаем с команды, у которой меньше баллов)

  • Единица измерения углов (градус)

  • Какие два числа при умножении дают тот же результат, что и при сложении (2 и 2)

  • Какие числа при умножении дают единицу? (взаимно обратные)

  • Чему равно произведение чисел от -5 до 5? (нулю)

  • 4,2 + 5= (0,8)

  • 20 – 21=… (- 41)

  • Прочти первый признак равенства треугольников. (Если 2 стороны и угол между ними одного треугольника равны соответственно 2 сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны)

  • Назови треугольник с острыми углами (остроугольный)

  • Параллельные прямые пересекаются? (нет)

  • Назови треугольник с прямым углом (прямоугольный)

  • Когда прямые перпендикулярны? (Прямые перпендикулярны, если они пересекаются под прямым углом)

  • 1/2 +1/3=… (5/6)

  • 1 – 1,6=… (-0,6)

  • 1,2 – 1,8=… (- 3)

  • Сформулируй основное свойство пропорции (Произведение крайних членов пропорции равно произведению средних её членов)

  • 10000 м2 — это…(1 га)

  • Наибольшее натуральное число (не существует)

  • Градусная мера развёрнутого угла (180 градусов)

Подведение итогов, награждение.

Между геймами учащиеся читают стихи на математическую тему, решают со зрителями задачи. Например:

  • Какой знак надо поставить между 2 и 3, чтобы получить число больше 2 и меньше 3? (,)

  • Х + 1/х = 5. Найдите Х (5)

  • Сколько дней в високосном году? (366).

  • Сколько крыльев у жука? (Две пары).

  • У какого слона нет хобота? (У шахматного).

  • В каком месяце есть 28 дней? (В любом).

  • Горели 4 свечи, 3 потушили. Сколько осталось? (Три, одна сгорела).

  • Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Которые стоят).

  • Век. (Сто лет).

  • Вперед! Назад! А в сторону ни шага —

Вот принцип самый главный у Прямой.

Нужна здесь прямота, нужна отвага,

Чтоб вдруг не изменить себе самой.

Знаком со мною каждый малый школьник

Совсем не зря сложили этот стих,

Ведь состоит любой многоугольник

Из маленьких отрезочков моих.

Вот биссектриса, луч, отрезок, хорда,

Диагонали… всех не перечесть.

Лучи мои, отрезки… Знаю твердо,

Что прямота моя в них точно есть!

А если ты хотя бы на мгновенье,

Меня заставишь сникнуть головой,

Сменить мое захочешь направленье…

Я стану ломаной, но только не кривой ( ПРЯМАЯ)

  • Пусть мала моя длина,

Моя помощь всем нужна.

У окружности я — хорда,

У квадрата — сторона.

Мы везде, со всех сторон,

Я совсем не пустозвон:

Там прямее, чем стрела

Тень от столбика легла,

Угол от земли до крыши,

А здесь — краешек стола.

Оцените нас сполна:

Есть особенность одна

У семьи отрезков славной —

Точная величина.

В бесконечность не летим,

Знаем все, чего хотим,

Дайте нам по паре точек,

Мы их вмиг соединим. (Отрезок)

  • Он велик и необъятен,

Не всегда он всем понятен —

Мир углов и поворотов,

Мир мудрейших звездочетов…

Приоткроет дверь в тот мир

Полукруглый … (транспортир).

  • Что за инструмент такой?

Он простой и он цветной.

Режет всяк его и точит,

И грызет, когда захочет…

А он всем нам безотказно

С результатом самым разным

Пишет, чертит и рисует,

Или на столах малюет…

Всё зависит от того,

Кто хозяин у него. ( КАРАНДАШ)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Все задачи «Кенгуру», С-П.,2003г.

  2. Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка : Пос. для уч-ся.- М.: Просвещение, 1984.

  3. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.

  4. Б.А.Кордоменский, «Математическая смекалка», учебное пособие для 5-7 классов общеобразовательных учреждений

  5. И.Л.Соловейчик. «Я иду на урок математики», Пособие для учителя математики «Первое сентября» 2001 г

  6. Газета «Математика в школе» Издательского дома «Первое сентября»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here