Технологическая карта урока

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. РЕШЕНИЕ ОБРАТНЫХ ЗАДАЧ

Предмет

Математика

Класс

2 Б

Автор урока

Бондарева Тамара Алексеевна

Должность

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ «Иланская СОШ №2»

Тип урока

Закрепление знаний и способов действий

Время реализации урока

45 минут

Цель деятельности учителя

Создать условия для проверки умений составлять и решать обратные задачи, совершенствовать вычислительные навыки, умения решать уравнения на основе соотношения между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами действий, находить закономерности в записи ряда чисел

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся решать и составлять обратные задачи с помощью схематического чертежа, применять в различных игровых формах знание таблицы умножения с числом 2 и 3, объяснять решение уравнений, пользуясь изученной математической терминологией.

Метапредметные

Регулятивные УУД: уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке, умение формулировать цель урока с помощью учителя.

Познавательные УУД: уметь осуществлять логические операции; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.

УУД Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, деятельностный. Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Образовательные ресурсы

Математика. 2 класс: поурочные планы по программе «Школа России». Москва: Издательство «Экзамен», 2012.

1 электрон. Опт. Диск (CDROM).

Дидактическое обеспечение урока

Карточки с текстами задач для работы в группах, листы самооценивания

Оборудование

Интерактивная доска, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация урока «Закрепление изученного. Решение обратных задач» разработана с помощью программного обеспечения SmartNotebook

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1 мин

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Руки к солнцу потянулись!

Все друг другу улыбнулись.

Мы ладошечки потрём

И с радостью урок начнём!

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке:

Ручка, книжки и тетрадка?

Если всё в порядке открываем все тетрадки. Запишем число, месяц и классная работа.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Наблюдение учителя за организацией рабочего места

II. Актуализа-

ция знаний

5 мин

6 мин

  1. Устный счёт

  1. Целеполагание

— Сегодня мы отправимся в гости к сказочным героя. Продемонстрируем свои знания, чему мы научились за год, а также если нужно будет, то поможем сказочным героям справиться с трудностями.

— Обратите внимание на экран, нас встречает Пчёлка. (Слайд 1). Что вы видите на цветочках? Кто догадался, какое задание нам предстоит выполнить?

— Продолжите ряд чисел.

31, 37, 43, …, …, …, …, … .

Гномы нас поджидают с сюрпризом. (Слайд 2). Если вы разгадаете шифровку, то сможете прочитать тему урока.

5 ∙ 2 = А 10 : 2 = Н 8 ∙ 2 = Т

2 ∙ 3 = З 14 : 7 = Р 21 : 3 = Б

3 ∙ 6 = Ч 15 : 5 = Д 2 ∙ 7 = Ы

4 ∙ 3 = О 18 : 2 = А 4 ∙ 2 = А

2 ∙ 2 = Е 3 ∙ 0 = И

ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ

_ Как вы думаете, мы решали с вами такой вид задач?

— Какую же цель вы сегодня поставите перед собой?

Называют, что они видят на цветочках (ряд чисел). Определяют, какое задание им предстоит выполнить (установить закономерность и продолжить ряд чисел).

Выполняют задание. Проверяют и оценивают свою работу на листах самооценки

Внимательно слушают, выполняют устно задание. Вычисляют примеры используя математическую терминологию. Называют тему урока.

Оценивают свою работу на листах самооценки

Формулируют цель урока.

— Повторить решение обратных задач.

Парная, индивидуальная

Фронтальная

П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевые высказывания

Р – находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной форме

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои возможности в учении

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Практическая деятельность

5 мин

10 мин

1,5 мин

5 мин

7 мин

1. Решение задач

Физкультминутка

2. Задание из электронного приложения к учебнику

Раздел «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание».

Тема «Задачи, обратные данной». Задание 1.

3.Решение уравнений.

— Вас ждёт «Мудрая Сова» (Слайд 3). Она предлагает решить задачу.

В парке росло 59 клёнов и 37 берёз. Сколько деревьев росло в парке?

— Проверим правильность выполнения задачи (Слайд 4.)

— Составьте обратную задачу, данной.

— Проверим правильность выполнения задачи (Слайд 5.)

— Сравните эти две задачи. Чем они похожи?

— Чем различаются?

— Оцените свою работу на листах самооценивания

Организует проведение физкультминутки (для глаз и подвижная. Слайд 6.)

— В рамочке дана задача. Выбери те и отметьте задачи, обратные данной.

— Давайте заглянем к Мальвине и Буратино (Слайд 7.)

— Здесь требуется ваша помощь. Буратино не может найти среди записей уравнения.

— Рассмотрите записи. Какие из них мы можем отнести к уравнениям?

— Почему вы так решили?

— Оцените свою работу на листах самооценивания.

— Теперь, когда мы выполнили все задания, вы можете подсчитать свой результат и вывести общую оценку.

Текст задачи на карточке. Решают самостоятельно в группах. Чертят схему к задаче. Записывают решение в тетрадь. Лидер группы распределяет обязанности между членами группы для анализа задачи.

      1. Читает

      2. Анализирует

      3. Чертит схему

      4. Записывает решение и

ответ (используют интерактивную доску).

59 к. 37 б.

?

59 + 37 = 96 (д.)

Ответ: 96 деревьев росло в парке.

Проверка по эталону.

Самостоятельно составляют обратную задачу. Лидер группы распределяет обязанности среди членов группы.

      1. Читает

      2. Анализирует

      3. Чертит схему

      4. Записывает решение

Проверка по эталону.

(Задача может выглядеть так:

В парке росло 96 деревьев. Клёнов – 59, а остальные берёзы. Сколько берёз росло в парке?

59 к. ?

96 д.

96 -59 = 37 (б.)

Ответ: 37 берёз росло в парке.

В парке росло 96 деревьев. Берёз – 37, а остальные клёны. Сколько клёнов росло в парке?

? 37 б.

96 д.

96 -37 = 59 (к.)

Ответ: 59 клёнов росло в парке.)

Учащиеся сравнивают задачи.

— Задачи похожи данными, в обеих говорится про деревья. Похожи числами.

Поменялось условие задачи. Задачи решаются разными действиями. 1) +, 2) -.

Оценивают этот вид работы на листах самооценивания

Выполняют задания физкультминутки. Один из учеников проводит подвижную физкультминутку.

Мишка косолапый

По лесу идёт.

(Руки в стороны, наклоны вправо-влево)

Шишки собирает,

(Наклоны вперёд)

(Руки на пояс)

В сумочку кладёт.

Шишка отскочила,

Мишке прямо в лоб.

Руки на лоб)

Мишка рассердился

(Руки на пояс)

И ногою топ!

(Топаем ногой)

Читают задачу. Выбирают две обратные из предложенных трёх.

Выделяют уравнения:

х > 20

10 + x = 15

24 – у

74 – 68 = 6

а – 32 = 40

Потому что уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.

Решают выбранные уравнения индивидуально по вариантам.

1В – первое уравнение

2В – второе уравнение

Обмениваются тетрадями. Взаимопроверка и самооценка.

Проверка с комментированием и по эталону

Оценивают этот вид работы на листах самооценивания

Подсчитывают и заносят в лист самооценивания общий результат.

Групповая, индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Парная

Индивидуальная, фронтальная

П – осуществляют сравнение, обобщение, классификацию, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи.

Р – осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений; строят речевые высказывания в устной форме; произведут оценку.

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; координируют в сотрудничестве разные позиции.

Л – осуществляют смыслообразование

П – осуществляют логические действия, поиск необходимой информации из электронного приложения, ответов учащихся.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль учебных действий.

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л – проявляют интерес к предмету.

П — осуществляют анализ, синтез; сравнение, обобщение, классификацию; используют знаково-символические средства; подводят под понятие.

Р – ориентируются в задании; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга; могут работать в коллективе; уважают мнения других участников.

Л — осознают свои возможности в учении; осуществляют смыслообразование.

Устные ответы, записи в тетради, наблюдения учителя

ИКТ

Устные ответы, записи в тетради, выполнение задания

IV. Итоги урока. Рефлексия деятельности.

4мин

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок

— Ребята дополните предложения. Лидер группы оценивает самых активных ребят.

— Наше путешествие подошло к концу.

— Ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

— Как вы думаете мы её выполнили?

— Какие задачи называются обратными?

— Как вы оцениваете деятельность своей группы? (Слайд 9.)

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Отвечают на вопросы

— Задачи, в которых число и результат меняются местами (известное становится не известным, а неизвестное становится известным), называются обратными первой.

Выходят к доске выбирают смайлик.

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность и деятельность группы на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

V. Домашнее задание

1 мин

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с.106, № 2

— используя данные схематические чертежи, составить и решить три задачи.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here