План – конспект урока
Автор: Макарова Наталья Борисовна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ№1
г. Катав-Ивановска
Предмет: Математика
Класс: 2
Технологическая карта урока
-
Тема урока
« Что узнали, чему научились» (закрепление по теме «Сложение и вычитание в пределах 100») »
Тип урока
Цель урока
Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи, развивать внимание и логическое мышление
УУД
Личностные:
— умение применять правила поведения при сотрудничестве;
— умение представлять ценность здоровья в жизни человека;
— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные:
— умение принимать и удерживать учебную задачу;
— умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
— умение контролировать свои действия и действия другого;
— умение осуществлять контроль в применении способа;
— умение владеть способом самооценки;
Коммуникативные:
— умение задавать вопросы по учебному материалу и отвечать на них;
— стремление к сотрудничеству, принятию правил общения и оказанию взаимопомощи во взаимодействии;
— умение высказывать собственное мнение;
— умение понимать основания действий другого;
Познавательные:
— умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;
— умение устанавливать причинно — следственные связи между объектами;
— умение анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;
— умение выделять признаки, обобщать, классифицировать по заданным признакам;
Планируемые предметные результаты
Знать приёмы сложения многозначных чисел с переходом через один разряд.
Уметь складывать в столбик многозначные числа, учитывая их разрядность.
Ресурсы:
основные
дополнительные
— Моро «Математика» Учебник для 2-го класса, книга 2
— Моро «Рабочая тетрадь по математике № 2» , 2 класс,
— презентация к уроку
— тетрадь
— электронная физкультминутка
— алгоритм самооценки
Организация пространства
Коллективно – учебный диалог, самостоятельная, парная, групповая работа.
-
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
1. Мотивация
К учебной деятельности и создание ситуации успеха
Цели:
— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-организация планирования учебной деятельности на уроке.
1. Ребята!
К нам в гости пришёл кот Матроскин и приглашает вас отправиться в морское путешествие.
Вы согласны?
Перед каждым из вас лежат карта путешествия, на которой определён маршрут. На ней вы будете отмечать свои успехи и неудачи. ( красный-плохо, жёлтый-надо ещё постараться, зелёный – справился.
Глядя на карту определите, чем мы сегодня будет заниматься в путешествии?
Может, кто-то своё добавить хочет?
Проговорить и обосновать правила сотрудничества
Заполнение листа «Самооценка работы»
Анализ и обсуждение данных листа.
Определять и проявлять правила поведения при сотрудничестве.
Правильно формулировать собственное мнение.
-актуализация изученного материала;
-формирование адекватной самооценки
Молодцы, правильно, на протяжении всего нашего путешествия мы будем….
Путешествовать будем на корабле «Дружба». (На доске схематически изображён корабль, под каждой стороной какое-то высказывание , что такое дружба)
Вы знаете, путешественники обычно ведут дневники наблюдений. Вашим дневником будет тетрадь, маршрутная карточка в которых вы будете вести все необходимые записи. Они должны быть чёткими и аккуратными.
Откроем наш дневник наблюдений и запишем число и месяц, когда мы отправляемся путешествовать и классная работа и отложим их.
Проговаривание темы: «Сложение и вычитание многозначных чисел, решение задач »
Индивидуальное выполнение
задание в тетради.
Проговаривание цели урока -(тренироваться) совершенствовать умение сложения и вычитания многозначных чисел …
Умение складывать и вычитать многозначные числа в столбик без перехода через разряд, с переходом через десяток, умение решать простые и составные задачи.
2. Постановка и решение учебных задач (устный счёт)
Цель: создание проблемной ситуации
Кот Матроскин приглашает нас подняться по ступенькам на палубу корабля, но для этого необходимо устно, правильно решить примеры:
№7
8+7-6=
4+9-7=
12-7+9=
16-8+9=
6+6-8=
7+7-5=
Промежуточные результаты показываем.
Оцениваем себя!
На маршрутном листе найдите цифру 1 и рядом пустой кружочек, оцените себя соответствующим цветом: если ни одной ошибки, то зелёным и т.д.
Для чего мы учимся правильно и быстро решать подобные примеры?
Как нам это поможет в жизни? Приведите пример.
Кто согласен? (Фонарики)
Кому это не надо?
Устное решение примеров
Закреплять вычислительные навыки
Определять и проявлять правила поведения при сотрудничестве.
Принимать и удерживать учебную задачу.
Высказывать своё правильное решение проблемы.
Умение делать анализировать, слушать собоседника.
Владеть способом самооценки
Цель:
— поиск решения учебной задачи,
— конструирование нового способа действия.
ШИФРОВКА
1. – О
2. – СТ
3. – РО
4. -В
ОСТРОВ СОКРОВИЩ
Дети разгадывают ответ и цифра переворачивается и появляется буква или буквы и в целом слово
ОСТРОВ
И вот мы на палубе корабля. Перед нами каюты с номерами: 11, 13, 9, 17, 19, 20
Как вы думаете как злостный вопрос я хочу задать?
Какое число лишнее? Почему? Докажите!
Оцените себя и обозначьте своё решение своим цветом на карте рядом с цифрой 2.
Но отправиться в морское путешествие без капитана нельзя. Как вы думаете, кто будет капитаном?
Выбрали капитана, а куда поплывём? (Капитан смотрит в бинокль)
Я вижу флаг нашего корабля «Дружба». Что это на нём?
Экспресс-задачки:
Вот они нам и помогут определить цель нашего путешествия.
1. Сколько носов у 28 матросов?
2. Сколько ушей у четырёх пассажиров корабля?
3. Корабль отошёл от берега. В первый день его команда поймала 7 кг. Рыбы, а во второй на 4 рыбы больше. Сколько рыб было поймано во второй день?
4. Кок корабля изготовил 12 пироженок, а салатов 8. На сколько салатов он изготовил меньше, чем пироженок?
Кому было легко ? (фонарики)
Кому необходима помощь капитана или матросов?
Оцените себя и отметьте в своей индивидуальной карте путешествий под цифрой 3.
МОЛОДЦЫ!
Обдумывание варианта ответа
На какие две группы можно разделить эти числа?
Учитель (он надевает кепку капитана)
Сравнивают способ с образцом учебника – записью ответа.
Делают вывод о правильности полученного способа сложения многозначных чисел и возможности его применения в других аналогичных случаях, показывая перенос сверху разрядов.
Знание принципа разрядности числа и умение зафиксировать его в знаковой модели.
Проговаривать последовательность действий на уроке Высказывать своё предположение.
Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли.
Выделять признаки, сравнивать объекты Анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковой модели.
Контролировать свои действия и действия другого
Осуществлять контроль в применении способа действия.
Владеть способом самооценки
V. Динамическая пауза (3 мин)
Отправляемся в морское путешествие, но для этого необходимо сказать волшебные слова.
Они у вас на столе, перед каждым.
Почитайте в парах.
Читаем дружно, вместе.
Плыви, плыви кораблик
На запад, на восток.
Канаты- паутинки,
А парус – лепесток (дуют)
Выполняют движения
Определять и проявлять правила поведения. Представлять ценность здоровья в жизни человека.
3. Решение частных задач (закрепление)
Цели:
—нахождение правильного решения, обоснование его и правильного оформления на письме.
Решение задачи
Письменное решение примеров
Ребята, раньше на нашем корабле жили мышки, но как только появился кот Матроскин, мышки куда-то исчезли. Видимо испугались Кота. Мне кажется, что они где-то у вас. Посмотрите внимательно. Я предлагаю посмотреть в ваших дневниках.
Нашли?
Берите мышек и выходите к доске. ( У каждой мышке в корзине задание)
Садитесь. А в корзинах задания.
1. Помогите нам решить задачу!!!!!
Откройте учебник стр. 41, найдите №10.
1. Прочитайте по себя задачу
2. Какие вопросы необходимо задать, чтобы решить задачу?
5. Это задача простая или составная?
(решение задачи у доски.)- на обратной стороне доски
Сверяемся
Задавайте вопросы по решению?
Оцените себя и отметьте в своих маршрутных листах — 4
2-ая мышка приглашает вас по-рыбачить.
В впереди корабля резвятся рыбки.
Ребята, кот Матроскин приглашает нас порыбачить .
Игра «Математическая рыбалка»
Уч. стр. 40 №1 под цифрой 2, 3
Что необходимо вспомнить, чтобы правильно решить примеры этих видов?
Нужно пойти к доске и правильно сложить алгоритм, который поможет нам при решении этих видов примеры.
Дети решают :
Под первой мышкой записывают :
Пример столбиком на сложение, и на вычитание.
Под второй -…
Под третьей- ..
Остальные решают по рядам.
Каких красивых рыбок мы с вами наловили, давайте отпустим их в море.
Оцениваем себя- цифра 5.
Молодцы! Ребята!
Наш корабль плывёт дальше и впереди у нас остров, на котором живёт ….?
Он предлагает такие интересные задания, мы такие ни разу не решали:
Примеры со звёздочками.
Что требуется сделать в этом задании?
Немного подумайте, осмыслите выполнение такого интересного задания, и кто желаем к доске?
Остальные в парах работают и записывают решение.
Оцените себя и отметьте в своей индивидуальной карте путешествий под цифрой 6.
Фонарики!
Задайте вопросы по выполнению.
Решение задачи № 55 учебника
3. Назовите условие задачи?
4. Что надо узнать в задаче?
Почему ты использовал знак вычитание?
Почему задача решена в два действия?
Алгоритм сложения и вычитания столбиком, сложение и вычитание чисел в пределах 10 и через десяток
За 7 дней
Один ученик выполняет задание у доски
( комментируя), другие в тетрадях.
Умение складывать многозначные числа в столбик с одним переходом через разряд
Осуществлять контроль в применении способа действия.
Самостоятельная работа
Молодцы, ребята!
Кристина, ты что-то хочешь спросить?
Капитан, всё ли в море спокойно?
Нет!
Что это там показалось впереди?
Ребята, пираты хотят напасть на наше судно. И пока мы не выполним их задания, они вас не пропустят. Вашим оружием будет ум и смелость. Приготовьтесь к математическому бою.
Задание на доске: уч.стр.42 №18, стр. 40 №6 ( верхняя сторочка- 1 вариант, нижняя строчка – 2 вариант)
Молодцы!
Вы настоящие путешественники, смелые и сообразительные.
Мы успешно победили пиратов и подошли к острову сокровищ, где спрятался ценный клад.
Что это?
Книга.
Что в ней?
А ещё в ней какие – то фигурки. Похожи на фигурки нашего корабля «Дружба». Похоже они необычные. Переварачиваем и читаем!
(Ученик выходит , читает и т.п.)
Что же такое дружба? …
4. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
— фиксация нового содержания урока;
— организация рефлексии собственной учебной деятельности;
Как вы думаете, что интересного было сегодня на уроке?
Чем важным мы сегодня занимались и зачем нам это необходимо?
Всё ли Вам было понятно?
Какое задание вам показалось трудным?
Что делать в этом случае?
Оцени работу в целом и нарисуй соответствующий смайлик на флажке вашего кораблика.
На этом уроке я похвалил бы себя за ….
Сегодня я сумел ….
Ответы на вопросы.
Фиксирование собственного мнения
Мотивация к последующему
обучению
Ориентироваться в своей системе знаний.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
5. Домашнее задание
Цель:
-организация выполнения домашней работы
Уч. стр. 40-43 выбрать любых два но мера и решить их.
Путешествие подошло к концу благодаря нашей дружной работе. Мы снова на родной земле. Кот Матроскин доволен нашей работой.
Инструктаж по выбору и выполнению домашнего задания
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.