ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; прививать аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
1. Расположить числа по порядку.
На д о с к е записаны числа: 2, 1, 3.
– Расположите числа по порядку. (Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради.)
– Как записали числа? Прочитайте.
– Записал ли кто-то из вас числа в другой последовательности?
– Прочитайте.
– Допишите недостающий вариант в ваших тетрадях.
2. Поставьте на наборное полотно (фланелеграф, магнитную доску):
2 бабочки;
3 груши;
1 апельсин и т. д.
– Ребята, как сделать, чтобы всех предметов было поровну?
— Правильно. Надо добавить 1 бабочку и 2 апельсина.
3. Задание в тетради
Учащиеся рисуют предметы в соответствии с записанными цифрами.
— Закрасьте столько квадратов, сколько домиков. Рядом напишите цифру, сколько квадратов закрасили.
— Закрасьте столько треугольников, сколько цветочков. Рядом напишите цифру, сколько закрасили треугольников.
В з а и м о п р о в е р к а.
4. Состав числа 3.
— Ребята, в домике под цифрой 3 поселились цифры.
А чтобы расселить цифры по своим квартирам, вы должны догадаться сколько нужно дополнить, чтобы получилось число 3.
1 и
2 и
— А как вы догадались какие числа нужно поставить?
— Правильно. Число 2 состоит из 1 и 2, и 2 и 1.
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство со знаками «плюс» (+), «минус» (–), равно (=).
На крыльце сидел щенок,
Греет свой пушистый бок,
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним. Сколько всего щенков?
—Сколько сначала было щенков? (Запись на доске 1)
— Сколько щенков прибежало? (Еще один) (Запись числа 1.
-Сколько стало щенков? Два.
На доске запись 1 1 2
-Щенков стало меньше или больше?(Больше)
— Для того, чтобы показать, что щенков стало больше или их число увеличилось, в математике используют знак «плюс» (+).
З а п и с ь н а д о с к е: 1 + 1 2
– Чтобы показать, сколько предметов стало, в математике используют знак «равно» (=).
З а п и с ь н а д о с к е: 1 + 1 = 2
– Эту запись можно прочитать так: «Один плюс один равно двум». (Чтение детьми вслух).
– А можно иначе: «К одному прибавить один, получится два». (Чтение детьми вслух.)
Затем учитель просит детей составить рассказ по следующему рисунку в учебнике.
Например
Три яблока из сада ежик притащил.
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок Получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.
-Сколько принес ежик яблок?
— Сколько он подарил белке?
-Сколько у него яблок осталось?
-Больше стало яблок у ежика или меньше?
– Верна ли будет запись: 3 + 1? (Нет.)
– Почему? (Яблок стало меньше.)
– В математике, для того чтобы показать, что предметов стало меньше, их число уменьшилось, используют знак «минус» (–).
Далее учащиеся исправляют и продолжают запись: 3 – 1 = 2. (Запись выполняется карточками из кассы цифр.)
– Данную запись можно прочитать так: «Три минус два равно одному». (Чтение детьми вслух.) Или по-другому: «Из трёх вычесть два, получится один». (Чтение детьми вслух.)
2. Пропись изученных знаков.
Р а б о т а в т е т р а д и.
– Для того чтобы вы смогли выполнять такие записи в тетради, вы должны научиться правильно и красиво писать знаки «+», «–», «=».
Учитель показывает учащимся, как правильно пишутся знаки «+», «–», «=». Затем учащиеся «прописывают» их в воздухе, обводят по точечным контурам и пишут с а м о с т о я т е л ь н о. (Знак «равно» дети прописывают в рабочих тетрадях.)
Далее, для того чтобы проверить, как дети усвоили новый материал, учитель может продиктовать несколько выражений, которые ученики записывают в тетрадь. Один из учащихся выполняет работу на доске.
Например: к одному прибавить два, получится три; из двух вычесть один, получится один. И т. д.
После выполнения данной работы учитель может сообщить детям, что такие записи называются равенствами (так как в них есть знак «=»).
IV. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Чем?