Тема урока: «Порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками»
Цель урока: создать условия для изучения правила порядка выполнения действий в составных выражениях без скобок и со скобками.
Задачи:
Образовательные:
— обеспечить усвоение правила порядка выполнения действий в составных выражениях со скобками и без скобок;
— продолжить работу над решением задач.
Развивающие:
— развивать вычислительные навыки, творческое мышление;
— развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, память, речь;
— развивать творческие способности учащихся;
— развивать интерес к математике как к науке.
Воспитательная:
—содействовать формированию культуры межличностных отношений.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок
Оборудование:
— учебник;
— карточки;
— электронная презентация;
— кружки красного и зеленого цвета
— карточки с цифрами.
Ход урока:
-
Орг. момент (звучит песня «Дважды два четыре»). СЛАЙД№2
— Ребята, кто из вас любит математику? Почему вы её любите? Математику любят наши знакомые Миша и Маша, ученики 3 класса. Сегодня они как всегда с нами на уроке. О математике есть много мудрых мыслей. Их на уроке мы услышим неоднократно. Вот одно из них, прочитайте и объясните.
СЛАЙД №3 «Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит»
Михаил Васильевич Ломоносов, русский учёный, энциклопедист, поэт.
Так давайте приведем свой ум в порядок и продолжим изучать математику.
-
Устная работа.
-
Повторение табличных случаев умножения и деления. Работа в парах с использованием карточек.
— Как вы считаете, какое задание, выполняемое нами на каждом уроке, приводит наш ум в порядок? (повторение таблицы умножения и деления)
— Проверим, чья пара первая справится с этим заданием. (выполняют 3 минуты) Проверка: Называйте ответы по порядку, и вы увидите сюрприз!
Ключ на СЛАЙДЕ № 4. МОЛОДЦЫ, ученики третьего класса!
Поднимите руки те, кто сделал без ошибок? Вы заработали 5 баллов
1-2 ошибки? Вы заработали 4 балла
3-5 ошибок? Вы заработали 3 балла
6 -8 ошибок? Вы заработали 2 балла
9 и более( вы заработали 1 балл
Запишите баллы в оценочный лист.
Прекрасное начало урока! Рада, что вы все справились с заданием!
2. Игра «Да или нет»
— Поиграем в игру «Да или нет». Если вы согласны с моим высказыванием, то показываете «Да» (большой палец вверх), если не согласны – «Нет» (большой палец вниз). Договорились?
— При умножении любого числа на 1 получается 1 (да).
— При делении любого числа на 1, получается 1 (нет).
— Чтобы разделить на 10, достаточно дописать 0 (нет, отбросить).
— Умножать на 0 нельзя (нет, можно).
— Чтобы найти делимое, нужно значение частного умножить на делитель (да).
— Чтобы найти неизвестный множитель, нужно значение произведения умножить на известный множитель (нет, разделить).
— В выражениях без скобок все действия выполняются по порядку слева направо (нет, сначала умножение и деление, потом вычитание и сложение).
В выражениях со скобками, вначале выполняются действия в скобках (да)
— С каждым уроком у вас получается всё лучше! Просто замечательно!
-
Актуализация знаний.
Слайд № 5 Прочитайте и объясните выражение: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.» (А. Франц)
— Вы готовы поглощать их с аппетитом? Тогда внимание! На прошлых уроках мы изучали порядок выполнения действий.
— Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд№ 6. Выполните задания. Эти задания помогут нам определить тему нашего урока. Объясните, почему допущены ошибки?
— Проговорите правило, которое подходит к данным выражениям: Слайд № 7:
-
В выражениях без скобок, содержащих только сложение и вычитание – действия I ступени, или умножение и вычитание – действия II ступени, действия выполняются в том порядке, как они записаны : слева направо.
-
В выражениях без скобок сначала выполняются по порядку слева направо умножение или деление, а потом сложение или вычитание.
-
В выражениях со скобками сначала вычисляют значения выражений в скобках. Затем по порядку слева направо выполняется умножение или деление.
— Озвучьте тему нашего урока. (Закрепление правил «Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок») Слайд № 8
— Просто умницы, ловко справились, умело.
VI. Целеполагание.
— Ребята, как вы считаете, достаточно ли хорошо отработана нами тема «Порядок выполнения действий »?
— На что нам сегодня необходимо обратить внимание? Над чем поработать? (Упражняться в нахождении значений выражений, содержащий действия разных ступеней со скобками и без них. Познакомиться с видами выражений, в которых можно допустить ошибки)
V. Постановка и разрешение проблемной ситуации.
— Ребята, послушайте, пожалуйста, что говорил французский математик Д.Пойя: «Лучший способ изучить что-либо — это открыть самому». Слайд № 9
Вы готовы к открытиям?
СЛАЙД № 10
— Даны выражения, посмотрите, как справились с заданием Маша и Миша.
— Кто выполнил задание верно: Маша или Миша? (ответы детей)
— Какие ошибки допущены Машей? Как вы думаете, почему Маша допустила ошибку?
— Я знала, что это задание вам было под силу! Слайд № 11. Великий Песталоцци сказал: «Счет и вычисления — основа порядка в голове.» Давайте, потренируемся, чтобы не допускать ошибок, подобно Маше.
VI. Закрепление:
-
Самостоятельная работа С. 27, № 1
-
Проверка с объяснением. Оценка учителем — 3 учеников, остальные –самооценка. Занесите оценку в оценочный лист по следующему критерию: все выражения решены верно – 3 балла, 2 выражения верно – 2 балла, 1 выражение верно – 1 балл
-
Я горжусь вами, что вам удалось выполнить задание почти без ошибок.
-
А теперь попробуем усложнить задачу: составим выражения по схеме, определим порядок действий и вычислим их значение: с. 27, № 2. Сначала выполним вместе, а потом самостоятельно. (Работа у доски и в тетрадях. Предложить детям, кто понял, как делать, выполнить самостоятельно)
-
Оценивание: Кто работал у доски –оценивает учитель, сам-но, по критерию, как в задании по таблице умножения.
6. — Ребята, у вас получилось лучше, чем я могла бы подумать!
VI. Решение задачи с. 27, № 3
Слайд № 12. « Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их.» (Д.Пойа)
-
Составление задач.
-
Самостоятельно запишите решение задач и ответ. Каждому ряду по одной задаче.
-
Проверка и оценивание. За правильное решение и ответ – 2 балла.
Неверно – 0 баллов
-
Я рада, что вы справились.
VII. Итог урока.
— Выполнили ли мы поставленные цели урока? Что планировали? Всё ли у нас получилось? Над чем необходимо поработать?
XIII. Оценивание и рефлексия.
-
Давайте определим, насколько успешно вы работали. Оцениваем критерий: активность.(Учитель объявляет баллы за активность: от 5 до3). Подсчитайте количество баллов: 45 баллов – «5», 34 балла — «4», 22 балла – «3».Поднимите карточки с цифрами.
-
Кто из вас стал увереннее находить значения выражений на порядок действий, поднимите вверх зеленые кружки, кому еще надо потренироваться, чтобы усвоить тему, поднимите вверх красные кружки.
— Вы сегодня просто молодцы, много сделали. Работать с вами просто радость!
XIV. Домашнее задание.
— Что необходимо закрепить дома? (порядок выполнения действий в сложных выражениях) с. 27, под чертой.
Хочу закончить наш урок словами М.И. Калинина
Слайд № 13. «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.»
Спасибо за урок. А что говорят нам Миша и Маша?
Урок окончен.
Ссылка на источники:
http://festival.1september.ru/articles/633426/
http://www.sch943.edusite.ru/p285aa1.html
Источник шаблона презентации:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново
Сайт: http ://elenaranko .ucoz .ru /
Урок математики в 3 классе