Урок математики «Скорость движения» (4 класс)

Учитель начальных классов

Микова Ирина Владимировна

МАОУ прогимназии «Надежда»

ЦЕЛИ:

Регулятивные УУД: планировать учебную деятельность, определять цель учебной деятельности на уроке с помощью учителя, сохранять заданную цель, принимать и сохранять учебную задачу, контролировать этапы своей работы, сопоставлять свою работу с образцом; вносить коррективы в действия.

Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге, считаться с мнением другого человека, уметь договариваться проявлять доброжелательность в общении, умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.

Познавательные УУД: отвечать на вопросы учителя, умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов, умение соотносить информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.

Воспитательные цели:

Личностные УУД: умение слышать и слушать собеседника, считаться с мнением другого человека, принимать позицию другого человека, проявлять интерес к новому учебному материалу..

Образовательные цели: создать условия для осмысления учащимися понятия «скорость движения», её применение и связь с ранее изученными единицами длины и времени, познакомить учащихся с формой записи единиц измерения скорости движения.

Орг. момент. Актуализация знаний.

— Собираясь к вам на урок, по телевизору услышала сообщение о том, что известный путешественник Федор Конюхов собирается вновь покорить вершину Эвереста. Высота этой горной вершины 8км 848 м. Это сколько м? А в декабре прошлого года Конюхову исполнилось 60 лет. В прошлый раз Конюхов взобрался на самую высокую вершину за 9 часов. Посчитайте в минутах. Кто слышал об этом путешественнике? Он совершил 4 кругосветных путешествия.

— Ребята, для чего люди совершают путешествия? (…)

— Какими должны быть путешественники? (…)

— Совсем не обязательно путешествовать вокруг света, чтобы увидеть что-то интересное.

-О каких интересных местах нашего края вы знаете?

Постановка темы и целей урока

— Сегодня я предлагаю отправиться в Кунгурскую ледяную пещеру.

— Чтобы отправиться в путешествие нужно спланировать, спроектировать свое путешествие. Я предлагаю начать работу над проектом «Путешествие в Кунгурскую ледяную пещеру».

(проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Проект– это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.)

Он будет состоять из нескольких частей. Сегодня на уроке мы будем работать над первой частью нашего проекта, которая называется «Дневник путешественника», в который будем записывать наши действия. (ПОКАЗАТЬ) Давайте начнем заполнять 1 часть нашего проекта. Я предлагаю вам работать в парах.

— Давайте вспомним, как работать в парах, чтобы у вас все получилось? (…) Сейчас договоритесь, как ваша пара будет заполнять дневник: по очереди или кто-то один из вас.

(заполять)

1. Дата – Что запишем в строке «дата»? Запишите.

2. Следующая запись – пункт отправления. Кому не понятно?

3. Заполним время отправления.

— Где можно узнать время?( на телефоне, на часах, спросить у учителя) Запишите.

4. Следующая запись – (пункт назначения)

— Остальные записи сделаем в ходе нашего путешествия.

Создание и решение проблемной ситуации.

— На чем можно добраться до Кунгура? (…)

Известно, что добраться можно за 2 ч, 3ч, 17ч, 51ч. Подумайте и докажите, за какое время можно добраться до Кунгура на велосипеде, автомобиле, автобусе или пешком. (Почему)

— Если отправимся на автомобиле, то доберёмся до Кунгура за 2 ч.

На автобусе – за 3 ч

На велосипеде – за 17 ч

Пешком – за 51 ч

— Почему на одно расстояние затрачиваем разное время.(…)

-Давайте попробуем разобраться , почему?

— На чем мы отправимся до Кунгура всем классом?(автобус)

— Запишите в дневник. Что еще нам нужно записать? (Время ) Запишите.

— Посмотрите на экран, какую информацию еще можно записать в наш дневник? (204км) Запишите, переведите в метры.

-Итак, мы отправляемся в путешествие. Опираясь на 1 часть нашего проекта, скажите, что нам известно.

— Что нам неизвестно? (скорость)

Какая задача нашего урока? (…)

— Что вы знаете о скорости?

Перед нами проблема. Как узнать скорость движения?

Запишите на листе.

— Что узнали?

Скорость движения – это расстояние, пройденное за единицу времени.

— Как узнали?

Чтобы узнать скорость движения, нужно расстояние разделить на время.

— В каких единицах измерили скорость? (км/ч)

— Наша учебная задача – научиться определять скорость движения.

— Определите скорость движения:

1 ряд – велосипедиста

2 ряд – автомобиля

3 ряд – пешехода

-Проверим

— На чем бы мы добрались быстрее? (на автомобиле)

— Почему не воспользовались? (нас много)

— Итак, мы на месте.

На берегу красавицы Сылвы, в старинном городе Кунгуре, в недрах Ледяной горы, спрятана жемчужина Урала — Кунгурская Ледяная пещера. Она признана одним из чудес России. По определению ученых, возраст пещеры 10-12 тысяч лет. 

Кунгурская ледяная пещера — потрясающее творение природы. Великолепные гроты, чистейшие озера и лед причудливых очертаний. Путешествие по таинственному подземному царству оставляет в душе ощущение настоящего чуда.

Первичное закрепление

Карточка №1

Прочитайте информацию на карточке. Интересные факты, математические величины вырежьте и наклейте в «Дневник путешественника».

Что интересное вы встретили в тексте.

Посмотрите, протяженность самого длинного грота – 200 м. Туристы проходят его за 20 мин. Узнайте, с какой скоростью туристы движутся по этому гроту. (10 м/мин)

— Ребята, давайте проведем эксперимент. Длина класса 12 м, с какой скоростью можно пройти это расстояние? Каких данных не хватает для этого. (время) Как узнать? (Можно измерить по часам)

— Итак, 12м за 4(6)сек. В каких единицах измерили скорость? В каких единицах измеряли другие скорости?

— Что такое скорость?

— Как находили скорость? (формула)

— Сейчас наступает самый ответственный момент! Вы уже многому научились во время нашего путешествия. И на этом этапе будете работать самостоятельно с таблицей.

Возьмите карточки, подпишите. На карточке 5 заданий. За каждое правильно выполненное задание – балл.

Карточка №2 (подписать, оценивание)

Скорость

Время

Расстояние

1

«Лада Калина»

2 ч

160 км

2

черепаха

5 м/мин

15 м

3

самолет

2400 км

4

ветер

4 м/сек

16 м

5

орел

2 ч

194 км

Скорость

Время

Расстояние

1

«Лада Калина»

80 км/ч

160 км

2

черепаха

3 мин

15 м

3

самолет

800 км/ч

2400 км

4

ветер

4 сек

16 м

5

орел

97 км/ч

194 км

(самост. работа)

Рефлексия деятельности. Итог урока

Взаимопроверка в парах.

— Эта пещера настолько интересна, что за одну экскурсию всего не увидеть. Может быть вы не раз еще вернетесь туда.

— Наше путешествие и работа над 1 частью проекта подходят к концу.

— Но, я думаю, время для нас не прошло даром. Я попрошу вас выбрать одно из двух предложений и закончить его, опираясь на материал сегодняшнего урока:

«Я узнал (а), что скорость …»

«Я хочу узнать…»

Д/з А дома я предлагаю вам поработать над второй частью проекта, которая будет называться «Мои впечатления». Работа над второй частью проекта может быть коллективной. Что это может быть? (рисунок, мини-сочинение, фото, интересная информация )

И все проекты сможете презентовать на классном часе.

Я хочу дать высокую оценку вашей работе. Вы были очень внимательными, сообразительными, мне было очень приятно с вами работать.

Проект «Путешествие в Кунгурскую ледяную пещеру»

Часть I

«Дневник путешественника»

Дата «___»______________________________2012 год

Пункт отправления ______________________________________________________

Время отправления _______ч_________мин_________________________________

Пункт назначения _______________________________________________________

Транспортное средство __________________________________________________

Время в пути _________ч =__________________мин

Расстояние в пути ______ км = ________________м

Скорость транспортного средства____________________________________________

Это интересно!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here