Урок-игра
по математике в 6 классе
«Путешествие по Астраханскому Кремлю»
Автор
Чертихина Ольга Александровна
Учитель математики
МКВ(с)ОУ «О(с)ОШ №6» г.Астрахани
Астрахань 2012
Тема урока: «Сравнение десятичных дробей»
«Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития»
В.А.Сухомлинский.
Тип урока:
— урок обобщения и закрепления знаний по темам «Сравнение
десятичных дробей», «Перевод обыкновенных дробей в десятичные»,
«Десятичные дроби и метрическая система мер», «Чтение и запись
десятичных дробей».
Цели : — Образовательная:
Обобщить и систематизировать знания по темам «Сравнение
десятичных дробей», «Перевод обыкновенных дробей в десятичные»,
«Десятичные дроби и метрическая система мер», «Чтение и запись
десятичных дробей».
— Развивающая:
Развивать внимание, логическое мышление, активизировать
мыслительную деятельность с помощью применения информационных
технологий, установить межпредметные связи математики с историей,
географией.
— Воспитательная:
Прививать интерес к математике, воспитывать чувства ответственности,
коллективизма, трудолюбие, аккуратность, развивать общую культуру
личности.
Формы организации учебной деятельности:
коллективная, групповая, самостоятельная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор.
Дидактическое обеспечение урока:
набор индивидуальных сигнальных карточек, карточки для самостоятельной работы ,презентация.
Ход урока
I.Организационный момент:
Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня я приглашаю вас на необычный урок. Мы совершим с вами виртуальное путешествие по Астраханскому Кремлю и проверим свои знания и умения по выполнению изученных нами действий с десятичными дробями.
На слайде вы видите схему- план Астраханского кремля.
Астраханский кремль имеет 8 башен , а вот какие — нам предстоит выяснить. Выполнение одного задания дает нам название одной башни.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Проверим готовность к путешествию.
Сыграем в игру «Молчанка». Приготовили сигнальные карточки (зеленые поднимают учащиеся, если согласны с ответом, красные – если не согласны).
1 задание (индивидуальная работа)
Учитель: мы получили название первого башни – Житная.
Глухая южная Житная башня – одна из сохранившихся трех первоначальных башен кремля. С южной стороны к ней примыкала стена Житного двора, на которую из башни имелся выход. Житным двором называлась маленькая крепость, где стояли «государевы амбары» и хранился зерновой и продовольственный запас города .
III. Проверка навыка действий с дробями:
Учитель: Теперь вам предстоит узнать название второй башни.
2 задание (групповое) Угадай, какая дробь! ( по рядам, 3 группы)
5,02 б | 5,2 к | 5,002 О |
Ноль целых восемь тысячных = | ||
0,008 р | 0,08 ч | 0,8 у |
Три целых двадцать пять десятитысячных = | ||
3,25 Е | 3,025 Н | 3,0025 ы |
Шестнадцать целых пять сотых = | ||
16,005 Г | 16,5 Ц | 16,05 м |
Восемь целых одна десятая = | ||
8,01 Ш | 8,1 с | 8,001 Б |
Две целых восемь сотых = | ||
2,08 к | 2,8 Т | 2,008 ф |
Одна целая шесть сотых = | ||
1,6 Ю | 1,06 а | 0,106 Ч |
Четыре десятых | ||
0,04 ё | 0,4 я | 1,4 Ф |
Учитель: мы получили название второй башни – Крымская .
Крымская башня существует со времени постройки Астраханского кремля. Она сохранила свою первоначальную основу и утратила лишь немногие внешние детали и украшения. Располагается она на западном углу кремлевского треугольника и выходит на угол нынешней площади Ленина и улицы Желябова, к Большому фонтану.
3 задание: Выберите наименьшее и наибольшее число
Первый вариант выбирает из первой строки наименьшее число, затем – второй вариант наибольшее и т.д.
1 вариант 2 вариант
18,3 У | 18 Н | |
12,2 К | 12,3 о | 12,5 Н |
2,17 Л | 2,172 Т | 2,171 Б |
9,08 С | 9,0812 З | 9,1 И |
0,5 Х | 0,005 И | 0,05 Д |
11,9 Л | 11,8 Д | |
0,39 Т | 0,25 ж | 0,52 О |
2,5 Ь | 2,45 Ш | 2,15 Н |
7,12 М | 71,2 К | 0,712 Б |
0,3 Ч | 1,5 Г | 2,3 Е |
Учитель: мы получили название третьей башни – Никольские ворота и надвратный храм.
Никольские ворота получили свое название по надвратной церкви во имя святого Николая Мирликийского, устроенной на проездной башне еще в XVI веке. Эта церковь является старейшей в Астрахани. Рядом с воротами был главный волжский причал Астрахани, получивший название Никольская пристань.
4 задание: самостоятельная работа (каждому раздается на парту)
Выразите единицы измерения в десятичных дробях
В часах: 2 ч 15 мин =
В метрах: 304 см =
В килограммах: 2кг 255г =
В рублях: 2р. 30к. =
В тоннах: 1т 255кг =
В метрах: 4м 7дм 5см =
В дециметрах: 8дм 2см 3мм =
В часах: 45 мин =
2,15 | 3,04 | 3,4 | 3,2 | 2,255 | 2,30 | 3,7 | 1,255 | 0,45 | 4,75 | 8,2 | 1,5 | 8,23 | 0,75 | 0,5 | |
П | У | Ы | П | Я | Т | О | Е | Ч | Л | Н | Д | Ж | А | Я | Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самопроверка на слайде.
Учитель: мы получили название четвертой башни – Пыточная.
Северо-восточная угловая глухая Артиллерийская башня – ещё одна сохранившаяся до нас древняя башня кремля. К башне примыкал Зелейный двор, огороженный каменным забором. Здесь по сей день сохранился погреб – ровесник кремлевских башен и стен. В начале XVII столетия при городовом воеводе Иване Дмитриевиче Хворостинине башню стали использовать как застенок для проведения судебных дознаний с применением пыток, после чего эта башня и получила от астраханцев название Пыточной
5 задание:
Устно. Расположите в порядке возрастания числа:
( На доске листки на магнитах . Учащиеся выходят к доске и выстраивают правильный ответ )
0,56 6,99 0,23 17,88 17,08 2,37 10,4
Р С К Я А А Н
Ответ: 0,23 ; 0,56 ; 2,37; 6,99 ; 10,4 ; 17,08 ; 17,88
Мы получили название пятой башни – Красная.
Башня находится на самом высоком месте северо-западной стороны кремля и в свое время выходила непосредственно к Волге . Башня была приспособлена к круговой обороне. С нее просматривались вся территория кремля и большая часть Белого города. Она служила командным пунктом всей кремлевской обороны. Ядро, пущенное с нее, летело на 200–300 метров, простреливая расстояние в две трети ширины Волги.
IV. Итог урока:
Учитель: На этом наше путешествие сегодня закончено. Астраханский Кремль имеет много интересных мест (фото на слайдах , комментарии учителя) подробнее с ними мы познакомимся на других уроках, а пока подведем итоги.
— Какие действия с десятичными дробями мы повторили на уроке? -Что нового и интересного узнали сегодня?
Выставление оценок.
Домашнее задание:
1. Составить доклад об Астраханском кремле или об одном из зданий Кремля.
2.Наиболее интересные работы мы заслушаем на классном часе, посвященном нашему родному городу.
3. В заключение нашего урока послушайте стихотворение (читает ученик):
Чем дальше, тем роднее
И город, и река…
Ах, Астрахань, виднее
Нам всё издалека:
Где мелко, где глубоко,
Где — высохло давно…
Грустить, что одинока,
Мне права не дано.
Он и в разлуке сладок —
Полынный дух степной,
Отрада и награда,
И — крылья за спиной.
И песня не умолкла,
Пока, от бед храня,
И Астрахань, и Волга
Есть в жизни у меня.
Н. Мордовина
«В разлуке»
При подготовке урока и презентации использовались материалы интернет-ресурсов :
http://www.esosedi.ru/onmap/astrahanskiy_kreml/92865/index.html#lat=46349543&lng=48030296&z=17&mt=1&v=1
http://www.museum.ru/M967
ttp://www.rostovgid.ru/mesta/troitskiy-sobor-3217.html
http://go-on-travels.ru/article.php?narticle=84
http://www.astr.info/page.php?al