Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
с.Летняя Ставка
Учитель: Муратова Галия Мовлитбердыевна
Предмет: Математика
Класс: 6 а
Тема урока: «Координатная плоскость»
Тип урока: Урок закрепление учебного материала
Цель: Формирование понятия «координатная плоскость», отработка навыков нахождения точки по ее координатам и определения координат точки, отмеченной на координатной плоскости.
Задачи:
-
Обучающие:
Сформировать понятие прямоугольной системой координат на плоскости, сформировать представление о взаимно однозначном соответствии между точкой на координатной плоскости и ее координатами; отработать навыки нахождения точки по ее координатам и определения координат точки, отмеченной на координатной плоскости; расширить кругозор учащихся в историческом аспекте;
-
Развивающие:
активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; развивать творческие способности учащихся; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе – писать, конспектировать, чертить); развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач;
-
Воспитательные:
воспитывать у учащихся интерес к математике, к познанию; воспитывать аккуратность и культуру графических построений; воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
Технологии:
-
Информационно-коммуникационные технологии;
-
Технология развития «критического мышления»;
-
Исследование в обучении;
-
Игровые технологии: обучающие игры;
-
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, индивидуальный раздаточный материал для учащихся (карточки с координатами точек, образующих рисунок).
Ход урока:
-
Организационный момент.
Добрый день ребята! А хочу я ребята начать урок с притчи.
Лавка возможностей
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.
Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.
Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, тот исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», — сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».
Каждый сделает выводы сам, а к притче мы с Вами вернемся немного позже.
Ребята, я предлагаю Вам урок-творчества!
-
Введение в тему.
От простого к сложному.
Скажите, когда вы дома не убираете за собой, что говорит вам мама?
А как расположены молекулы газа?
Иначе говоря хаотично.
—Хаос понимают как беспорядок, неразбериху, смешение. Понятие возникло от названия в древнегреческой мифологии изначального состояния мира, из которой возникли первые божества. Лишь в раннехристианские времена этому слову стали приписывать значение беспорядка.
-А почему вы сели именно так?
-А расположение молекул твердого тела?
—Порядок в широком смысле слова — гармоничное, ожидаемое, предсказуемое состояние или расположение чего-либо.
-Расположение песка в пустыне беспорядочно, то есть хаотично. А если песчинки привести в порядок, то могут получиться такие замечательные картины. Как это делал Эшер в своих картинах, изображал порядок.
Существование городов на земной поверхности было в хаотичном порядке, пока немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году изобрел модель земли – глобус. Идея задавать положение точки на плоскости зародилась в древности – прежде всего у астрономов. Во II в. древнегреческий астроном Клавдий Птолемей пользовался широтой и долготой в качестве координат.
Координата – это положение точки на плоскости или в пространстве. Термин «координаты» произошел от латинского слова – «упорядоченный»
А сейчас давайте узнаем с чьим именем связано прямоугольная система координат?
Математический кроссворд
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
-
Вспомните компоненты действия деления. Как называется то число, которое делим?
-
Значение переменной, которое обращает уравнение в верное числовое равенство.
-
Параллелепипед, в котором все ребра равны.
-
Вспомните компоненты действия сложения. Как называется число, которое складывают?
-
Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой.
-
Результат действия деления.
Ответы:
|
| 1 | Д | Е | Л | И | М | О | Е |
| |
2 | К | О | Р | Е | Н | Ь |
|
|
|
|
|
|
|
| 3 | К | У | Б |
|
|
|
|
|
| 4 | С | Л | А | Г | А | Е | М | О | Е |
|
|
| 5 | У | Р | А | В | Н | Е | Н | И | Е |
6 | Ч | А | С | Т | Н | О | Е |
|
|
|
|
Найдите получившуюся по вертикали фамилию человека, о котором и пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Ответ: Декарт
Рене́ Дека́рт (1596 — 1650) — французский математик, философ, физик и физиолог.
Именно он придумал в 1637 году систему координат, которая используется во всем мире и известна каждому школьнику. Ее называют также — Декартова система координат.
Координатный метод описания геометрических объектов положил начало особой ветви математики — аналитической геометрии.
3. Работа у доски
В координатной плоскости точки расположены хаотично, то есть беспорядочно. Упорядочим расположение точек на оси ОХ и ОУ. Что получилось? Получился определенный порядок.
«Кто испытал наслаждение творчеством, для того уже другие наслаждения не существуют» А.П. Чехов
— Давайте вместе с Вами испытаем наслаждение творчеством. Упорядочим точки в координатной плоскости так, чтобы получился фигурки рыбы. А чтобы упорядочить актуализированные ранее мысли, послушайте классическую музыку
(0;7)
(2;5)
(2;4)
(4;5)
(3;0)
(4;1)
(4;0)
(7;2)
(6;-1)
(7;-1)
(3;-4)
(3;-5)
(0;-3)
(1;-7)
(0;-7)
А теперь получим осенний листок. Давайте подойдем творчески: Чего не хватает? Что для этого надо сделать?(отразить относительно оси оу)
4.Работа в группах
История звёздной карты началась в глубокой древности. Мы не знаем, кто и когда первым поместил самые яркие звёзды в пространство воображаемых фигур. Но даже далекие от астрономии люди умеют находить на небе Большую и Малую Медведицы. Благодаря своей близости к северному полюсу мира, в средних широтах нашей страны Медведицы являются незаходящим созвездием, поэтому их можно отыскать на небе в любое время от заката до рассвета в течение всего года. Однако все это содержание неба, а форма? После выполнение данного задания эта неуловимая красота, будет нам доступна.
1 Группа » МАЛАЯ МЕДВЕДИЦА»
А(6,1) — В(3,3) — С(0,4) — D(-3,1) — Е(-6,-1) — Р(-8,1) — G(-5,3) –D
-
Группа «БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА«
А(-15,0) — В(-10,2) — С(-1,5) — D(-3,0) — Е(6,1) — F(5,-3) — G(-l,-3) – D
-
Группа » ПЕРСЕЙ «
А(-5,-3) — В(-2,-2) — С(0,-1) — D(2,-2) — E(4,-l) — F(5,0) — G(6,2)
H(l,3) — K(1,0) – С
-
Группа «КАССИОПЕЯ «
А(-3,2) — В(-1,0) — С( 1,1) — D(3,-2) — Е(5,0)
довольно яркое созвездие в виде латинской буквы W (см. рисунок). Это и есть Кассиопея.
Ребята вы знаете, что означает пара таких чисел как 01,02,03,911, 0;5-3;4
Давайте узнаем? У Вас получилась четверть окружности. Симметрично отобразим точки и соединим. Получим окружность. А это простое правило вы можете использовать в случаи отсутствия транспортира.
VI. Рефлексия
-У каждого из Вас на столе имеются по три листика: желтый, зеленый и красный. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, используя листочки. Красный – нет, желтый — сомневаюсь, зеленый – да.
-
Вам интересна данная тема?
-
Примете ли Вы идею использования хаоса и порядка. Каким образом?
-
Получили ли Вы семя знаний о декартовой система координат, которое хотелось бы растить?
Сегодня на уроке при помощи декартовой системы координат мы рассмотрели
Геогафию
Астрономию
Математику
Физику
Ботанику (песчинки — почва)
Бытовую сферу
VII. Домашнее задание (дифференцированное)
Построить рисунок по координатам. (Учитель раздает карточки с координатами точек, найдя и последовательно соединив которые, учащиеся смогут дома построить рисунок на координатной плоскости.)
(рисунок — слон):
(0;1), (4;1), (6;2), (8;0), (8;-4), (5;-6), (4;-4), (4;-8), (3;-9), (2;-9), (0;-9), (0;-8), (2;-8), (3;-7), (1;-5),
(0;-5), (-1;-4), (-2;-6), (-5;-4), (-6;-1), (-2;2), (-10;-2), (-13;-4), (-14;-7), (-16;-9), (-13;-7), (-12;-10),
(-13;-14), (-10;-14), (-9;-13), (-10;-9), (-5;-9),
(-5;-15), (-2;-15), (-2;-10), (-1;-10), (-1;-11), (-2;-13), (0;-15), (2;-11). Глаза: (0;-2), (4;-2).
И творческое домашнее задание на неделю: Придумать самостоятельно и нарисовать на координатной плоскости животное, состоящее из ломаных, а затем «зашифровать» его с помощью координат точек. Лучшие работы будут вывешены в классе.