Автор: Осичкина Наталья Ивановна
Место работы: МБОУ Заветинская СОШ №1 село Заветное Заветинский район Ростовская область
Должность: учитель начальных классов
урок математики 4 класс УМК «Гармония»
Тема урока: Единицы времени
Цель: 1. Устанавливать соотношения между единицами времени; выполнять упражнения по переводу времени из одних единиц в другие.
2. Развивать речь учащихся, работать над ее точностью и полнотой при построении высказываний.
3. Воспитывать любовь к математике, творчеству; воспитывать и поощрять желание активно действовать, проявлять инициативу.
ХОД УРОКА.
I.Оргмомент.
Здравствуйте, ребята!
Ребята, а вы знаете, что наступивший 2011год объявлен Годом российской космонавтики в честь 50-летия первого полета человека в космос.
Ребята, а кто был первым космонавтом в истории человечества?
Правильно, это был Юрий Алексеевич Гагарин!
СЛАЙД 1
Давайте наденем скафандры СЛАЙД 2, пристегнем ремни безопасности, проверим расстояние между животом и партой, и отправимся в полет на ракете. Даем отсчет хором 5, 4, 3, 2, 1 ПУСК!
СЛАЙД 2 (щелчок)
Внимание! Остановка!
СЛАЙД 3
Мы знаем время растяжимо
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки
Что разделяют наши сутки,
Но положив их на весы
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
Ребята, о чем это стихотворение? (о времени)
О каких единицах времени говорит автор этого стихотворения? (час, день, сутки, минутки)
Что хотел автор рассказать о них? (каждая единица времени протекает по своему, но содержимое времени зависит от человека и тратить его попусту не стоит)
как много можно сделать за одну минуту. Многие ребята нашего класса за минуту успевают прочитать 140 слов. И мы с вами не теряя ни минуты начинаем урок.
СЛАЙД 4
Кто может назвать тему нашего урока?
Что будем изучать на уроке? (единицы времени)
Сегодня на уроке мы будем устанавливать соотношения между единицами времени; выполнять упражнения по переводу времени из одних единиц в другие.
II. Повторение пройденного материала.
Ребята, с какими единицами времени вы уже знакомы? (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век)
СЛАЙД 5
Расположите единицы времени в порядке возрастания.
СЛАЙД 6
Ребята, сколько лет содержит один век?
Сколько месяцев содержит один год?
Назовите все месяцы?
Где мы можем увидеть названия всех месяцев? (в календаре)
СЛАЙД 7
Назовите разновидности календарей.
сколько недель в месяце?
Сколько дней в месяце?
В каком месяце бывает 28 или 29 дней?
Как зазывается год, в феврале которого 29 дней?
Сколько дней в неделе?
Назовите дни недели.
Как одним словом можно назвать день и ночь?
СЛАЙД 8
День и ночь – сутки прочь.
Сколько в сутках часов?
Сколько в часе минут?
Сколько в минуте секунд?
III. Изучение нового материала.
Ребята, как мы узнаем время? (по часам)
Назовите, какие бывают виды часов.
СЛАЙД 9
Ребята, у вас на партах лежат модели часов. Возьмите, пожалуйста их в руки.
Скажите, какие единицы времени показывает эта короткая стрелка?
Покажите на моделях часов 3часа, 5 часов, 8часов. Спасибо.
Молодцы!
Сколько времени пройдет если часовая стрелка пройдет полный оборот?
А если будет ночь или вторая половина дня, как мы скажем н-р 4часа. 8 часов, 10 часов?
Я буду показывать время, а вы называть его с учетом того, что это вторая половина дня: 9часов вечера, 5 часов вечера, 15 часов дня, 20 часов.
Молодцы, ребята! Спасибо!
Ребята, что показывает эта длинная стрелка?
Сколько пройдет минут, если стрелка передвинется то одной цифры к другой?
Сколько времени пройдет, если минутная стрелка полный оборот?
Покажите на модели часов 2ч10мин, 4ч15мин, 1ч20мин. Спасибо! Молодцы!
Ребята, на часах есть еще одна стрелка, она красного цвета. Как она называется?
Сколько секунд в 1 минуте?
Ребята, не смотря на то, что это самая незаметная, узенькая стрелка – она очень важная. Ею пользуются люди, когда необходимо посчитать пульс.
Скажите сколько в 1часе минут?
Сколько в одной минуте секунд?
СЛАЙД 10
Ребята, перед вами страница учебника с заданиями.
В верхней части листа запишите число, классная работа.
Выполняем первое задание.
5мин = с 6ч = мин
7мин = с 3ч = мин
А остальное задание выполните самостоятельно.
Поменяйтесь листом с соседом по парте – проверьте у соседа.
Сверьте свои ответы с моими ответами. СЛАЙД 10 (щелчок)
Поднимите, пожалуйста, квадратики
— если правильно
— если есть ошибки
Ребята, какую же самую маленькую единицу времени увидели в этом задании?
А самую большую?
Что у них общего?(число 60)
IV. ФИЗМИНУТКА
Вот мы отдохнули и нам надо решить задачу.
Ребята, Ю.А.Гагарин с космоса фотографировал нашу планету Земля. Вот один из этих снимков.
СЛАЙД 11
Решаем задачу.
V. Итог урока.
С какими единицами времени сегодня работали на уроке?
Сколько в 1 часе минут? Сколько в 1 минуте секунд?
СЛАЙД 12
Покажите на модели часов: 1ч, 5ч.10 мин, 3ч.30мин и т.д.
Спасибо, ребята! Молодцы!
Наступает миг – пора!
Наконец вся детвора
Из полета возвратилась
И на Землю приземлилась!
Ребята, Ю.А.Гагарин вернувшись из полета сказал: «Облетев Землю в корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее.»
СЛАЙД 13
Ребята, наш урок подошел к концу. Спасибо за урок! Вы меня порадовали своими ответами и активной работой на уроке. До свидания!
СЛАЙД 14
Источники материалов.
Н.Б.Истомина, Математика 4 класс, Издательство «Ассоциация XXI век»,2004г.