Математика 5 класс. Урок – сказка по теме:
«Сложение и вычитание чисел в пределах 1000»
Тип урока: «Совершенствование ЗУН»
Вид урока: «Урок – сказка»
Цель урока: Применение знаний и опыта деятельности для углубления, закрепления и расширения раннее усвоенных знаний в нестандартных условиях.
Цель учителя: Способствовать созданию условий для достижения цели урока.
Цель уч-ся: Применение сформированных УУД в выполнении заданий в нестандартных условиях.
Дидактические задачи:
Образовательные:
-
Повторить и закрепить алгоритмы действий сложения и вычитания чисел с переходом в нескольких разрядах.
Развивающие:
-
Продолжить работу по формированию общеучебных и специальных умений.
Коррекционные:
-
Продолжать работу по развитию мыслительных операций, монологической речи, расширению словарного запаса и обогащению его специальными математическими терминами.
Воспитательные:
-
Вызвать интерес к уроку, пробудить любознательность и активность.
-
Воспитывать положительные личностные качества: желание бескорыстно делать добрые дела и поступки, прийти на помощь.
Здоровьесберегающие:
-
Способствовать сохранению здоровья учащихся через создания оптимальных условий. Стр. № 1
-
Оргмомент.
-
1. Психологический настрой.
— Ребята! Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их улыбками.
А теперь посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и мысленно
пожелайте всем мира, добра и успехов. Садитесь. /Осанка/.
На ваших столах у каждого «Смайлики». Подумайте и выберите один из них, который соответствует вашему настроению:
-
Если вы уверены в себе, думаете, что вы справитесь с заданием
и всё у вас получится – выбирайте весёлого Смайлика,
-
Если не уверены, думаете, что не сможете справиться,
но очень будете стараться – выбирайте грустного Смайлика
-
Ну, а если кто-то считает что, всё совсем плохо и страшно —
тогда остаётся выбрать плачущего Смайлика показать всем.
Тема урока: «Сложение и вычитание чисел в пределах 1.000». Сл.1
Целеполагание: Скажите, как вы считаете: вы уже умеете
выполнять эти действия? А зачем пришли к нам гости?
Значит, что мы сегодня покажем гостям? /ответы детей/
Открыли тетради, записали число, классная работа.
Все — взрослые и дети любят сказки. Ведь, правда?
Вот и наш урок сегодня урок-сказка « Как знания зло победили». Сл 2
Сели все правильно. Руки на парте. Спина прямая. Следите за осанкой.
Слушайте внимательно: « Сказка ложь, да в ней намек: вам, учащимся — урок».
Сл.3 «Далеко – далеко, за горами и морями было маленькое государство «Циферия». Жили в нем честные и очень дружные цифры и числа. Но вдруг на него налетела злая колдунья по имени «Путаница». Сл. 4 Она так всё перепутала, что никто ничего не мог разобрать. Испугались жители. Что делать? Как справиться с бедой? И решили они обратиться за помощью в царство «Математика» к царице наук «Арифметике». Только объединившись с ней можно победить злую колдунью, решили они. Надо собрать два войска. Но колдунья перемешала числа, не дает собраться войску и помочь некому. Как быть?»
— Что же, ребята, поможем жителям «Циферии»? Согласны?
Тогда начнем, а то злодейка так всё закрутит, что даже ваши
знания не помогут.
— Прочитать числа. Сл.5
127, 45, 98. 374, 55, 499, 86, 73, 280, 154
На какие 2две группы можно быстро разделить эти числа? /Ответ: на 2зн. и 3зн./
— Соберите первое войско из 2зн. чисел, а второе войско из 3 зн. чисел. Если правильно сделали, то увидим, что войска выстроились. Сл.6 Молодцы! Помогли ваши знания собраться войскам. «Но прознала злюка о том, что жители «Циферии» отправляются за помощью и решила не пускать их. Напустила она на государство тумана да сна-дурмана. Не могут войска проснуться. Надо день начинать, устный счет проводить, да некому их разбудить – расшевелить».
— Давайте мы начнём устный счет, а там и воины проснутся.
Устный счет.
— Прочитать компоненты сложения и вычитания. Сл.7
1 слагаемое +вычитаемое = сумма.
Уменьшаемое – 2 слагаемое = сумма.
— Не пойму. Что такое? Видно проделки Путаницы. Помогайте, ребята! Сл.8
— Смотрите, ребята! Числа проснулись и за работу взялись! Выстроились в примерах.
— Решить примеры/ читать по компонентам/.
500+120 320-110 300+28 845 – 200
400 — 300 150+200 124-24 500+25
1000- 200 1000-600 1000-300 Молодцы!
Ну и хитра же злодейка! Сл.9
В дорогу пустить нас никак не желая,
В борьбу с нами бросилась ведьма злая:
400 раз она нам мешала,
Да войску раз 200 мешать успевала.
Сразить её хитрость может лишь тот,
Кто всю её вредность скорее сочтет!
Сколько же раз мешала Путаница? Сл.10 /солнышко/
Вот видите, как ваши знания помогают бороться со злом!
«С нашей помощью тронулись войска в путь. А до царства «Математика» ох как ещё далеко! Долго шли они, и дошли до реки «Сложение». Сл. 11
Видят – мост разрушен и перейти нельзя: глубока река. Вдруг река говорит: «Мост Путаница разрушила. Надо новый построить. Да вот беда: не умею я считать и решать задачи. А без решения — мост не построить».
— Давайте вместе решать! Читаем задачу Сл. 12 Ребята! Что-то здесь не так. Чего-то здесь не хватает. Кто догадался?
Давайте поможем войскам составить вопрос к задаче. Кто готов?
Сл.13— Читаем еще раз. Теперь всё понятно.
Разбор задачи.
-
Что надо построить? /мост/
-
Из чего будем строить? /из досок/
-
Какие доски нужны? /длинные и короткие/ записать в условии.
-
Сколько длинных досок приготовили? /355 д./
-
Сколько коротких досок приготовили? / -?, на 20 д. больше/
Какой главный вопрос в задаче?/ск. всего досок?/показать стрелкой/
— Записать в тетрадях: Задача.
— Записать краткую запись/ на доске и в тетрадях/
-
Как вы считаете, во сколько действий задача? Докажи!
-
Что узнаем сначала?
-
Как узнать?
-
Почему сложением?
-
Узнаем ск. коротких досок и знаем ск. длинных досок можно ответить на главный вопрос: « ск. всего приготовили досок для моста?» как?
Проговорим еще раз.
-
Во сколько действий задача?
-
Что делаем в первом действии?
-
Что делаем во втором действии?
Записываем решения в тетрадь с пояснением.
Сл. 14 Смотрите! Числа вам помогают. Уже и ответ написали.
Проверьте свой ответ. У кого другой ответ? Кого запутала Путаница? Исправьте и поставьте значок — красный крестик.
Сл. 15 Построили числа мост и перешли через речку. Устали.
А что лучше всего поможет от усталости? Ну, конечно зарядка!
1- подняться, потянуться
2 – согнуться, разогнуться.
3 – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На 4 – локти шире.
5 – глазами поморгать.
6 – сначала всё начать.
7 — на место тихо сесть.
Отдохнули числа, вперед пошли и мы с ними. Ведь числа нам стали друзьями, а друзей в беде не бросают.
Сл.16 — Здесь пословица была, а колдунья всё испортила. /друга, погибай, выручай, а, сам, / Попробуйте восстановить пословицу.
«Двинулись войска дальше. И вот уже рукой до царства подать, да опять беда — разлилась река «Вычитание». Видят войска — лодки стоят. Бросились к ним, а лодки ни с места! Стоят заколдованные». Сл. 17
Говорит река: «Тогда лодки поплывут, когда ответы к примерам будут».
Сл. 18 Примеры: У доски: 640 -260 800 – 322 451 – 148 780 – 234.
Самостоятельно: Сл. 19
Самопроверка Сл. 20
Проверьте ответы, кого запутала Путаница?
Исправьте и поставьте у примера крестик.
Молодцы! Решили примеры! Помогли войскам переправиться через речку. И оказались жители «Циферии» у ворот царства «Математика». Сл. 21
Вышла царица Арифметика, встретила жителей Циферии» и предложила им остаться жить в своём царстве. Обрадовались цифры и числа такому тёплому приему и согласились. А от добрых слов и тепла растаяла злая колдунья, как туман от лучей солнца и исчезла навсегда. Тут и сказке конец.
Сл. 22. Понравилась вам сказка?
-
А как вы думаете, что помогло жителям Циферии
преодолеть все трудности?
-
Чем помогли им вы?
-
Как вы считаете, пригодились сегодня ваши знания?
Рефлексия. Смайлик. Подумайте, прислушайтесь к себе и выберите Смайлик по настроению. Покажите всем!
Если осталось время: Кто поменял Смайлик? Какое теперь у тебя настроение?
Если осталось время!!!
У каждого есть геометрические фигуры. Как они называются? /треугольники/. Составьте из них слово. Прочитали – Победа!