МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР
«МИР МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ»
Этот конкурс знатоков математики и других школьных предметов проводится среди учащихся 5-8 классов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ.
-
повышение уровня математического мышления,
-
углубление теоретических знаний,
-
расширение кругозора,
-
возникновение интереса к математике,
-
воспитание стремления к совершенствованию своих знаний,
-
способ организации свободного досуга учащихся,
-
формирование умений коллективного поиска ответов на вопросы,
-
сплочение коллектива,
-
формирование дружеских, товарищеских отношений,
-
выявление творческих и организаторских способностей детей.
ЦЕЛИ.
-
Формировать познавательную активность и широту кругозора.
-
Учить учащихся совместной деятельности, формировать дисциплинированность, ответственность за дело коллектива.
-
Учить рациональному использованию досуга.
-
Вопросы для знатоков первой команды
-
Как называется результат сложения?
-
Как называется прибор для измерения длины отрезков?
-
Семь в квадрате.
-
Что найдем, если расстояние разделим на скорость?
-
789*0=
-
Острый угол – это…
-
Наибольшее двузначное число.
-
Чему равен периметр квадрата со стороной 4 см?
-
0,2*0,3=…
-
2,87 округлить до единиц.
-
Логическая пауза (миниатюра)
-
На сцене два ученика. Младший спрашивает старшего: «Что такое точка?» Старший берет карандаш и на листе бумаги грифелем оставляет слабый след. Второй ученик с помощью лупы рассматривает его и говорит: «Это несколько молекул графита, да?»
«Нет», — говорит старший, берет циркуль и на листе бумаги острием делает прокол. Младший рассматривает через лупу и радостно восклицает: «Точка — это маленькая дырочка!» Старший: «Да нет, неправильно!» Потом обращается к залу: «А как вы думаете, ребята, что же такое точка?» Ответ из зала: «Понятие точки в геометрии не определяется».
-
Вопросы для знатоков второй команды
-
Как называется результат вычитания?
-
Как называется прибор для измерения длины углов?
-
Восемь в квадрате.
-
Что найдем, если расстояние разделим на время?
-
0*324=…
-
Тупой угол – это…
-
Наименьшее двузначное число.
-
Чему равен периметр прямоугольника,если его длина 3 см,а ширина 2см?
-
0,4*0,2=
-
3,95 округлить до единиц
-
Логическая пауза (миниатюра)
На сцене двое учеников и доска. Младший спрашивает старшего:
-
Ты умеешь делить? -Да.
-
Тогда раздели девять на три.
-
Пожалуйста.
(Пишет на доске: де-вя-ть.)
IV.Задания для болельщиков
На экране появляются последовательно тексты с пропусками или показываются соответствующие плакаты. Болельщики поочередно должны вставить в каждую из пословиц имена числительные.
Пословицы
-
Все за одного, … за всех.
-
Не имей … рублей, а имей … друзей.
-
… раз примерь, … раз отрежь.
-
За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь.
-
Ум хорошо, а … лучше.
Прочитайте правильно текст вслух и отгадайте загадку.
-
Семь братьев: годами равные, именами разные. {Ответ: дни недели)
-
Пять чуланов — одна дверь. {Ответ: перчатка)
-
Один говорит, два глядят, два слушают. {Ответ: язык, глаза, уши)
-
У матери пять сыновей, все на одно имя. {Ответ: пальцы рук)
-
Две головы, две руки, шесть ног. Кто это? {Ответ: всадник на лошади)
V. Логическая пауза (миниатюра)
/
На сцене за столом сидит ученик-старшеклассник. Он в роли учителя математики. К столу прикреплен плакат «Экзамен по математике».
Вбегает ученик.
-
Извлекать корни умеешь? — спрашивает экзаменатор. Ученик:
-
Да, конечно. Нужно потянуть за стебель растения посильнее, и корень его извлечется из почвы.
-
Нет, я имел в виду другой корень, например, из девяти.
-
Это будет «девя», так как в слове «девять» суффиксом является «ть».
-
Вы меня не совсем поняли, я имел в виду корень квадратный.
-
Квадратных корней не бывает. Они бывают мочковатые и стержневые.
-
Арифметический квадратный корень из девяти.
-
Три, так как три в квадрате равно девяти.
При этом ученик берет со стола плакат с записью л/9 = 3 и показывает его аудитории.
VI.Поэтическая пауза (выступают учителя)
В.Брюсов «К портрету Лейбница»
Когда вникаю я, как робкий ученик,
В твои спокойные, обдуманные строки,
Я знаю — ты со мной! Я вижу строгий лик,
Я чутко слушаю великие уроки.
О Лейбниц, о мудрец, создатель вещих книг!
Ты выше мира был, как древние пророки.
Твой век, дивясь тебя, пророчеств не достиг
И с лестью смешивал безумные упреки.
Но ты не проклинал и, тайны от людей
Скрывая в символах, учил их, как детей:
Ты был их детских снов заботливый хранитель.
И после — буйный век глумился над тобой,
И долго ждал ты час, назначенный судьбой…
И вот теперь встаешь, как Властный, как Учитель!
В. Фирсов «Н.И. Лобачевский»
Высокий лоб, нахмуренные брови,
В холодной бронзе — отраженный луч…
Но даже неподвижный и суровый
Он, как живой, — спокоен и могуч.
Когда-то здесь, на площади широкой,
На этой вот Казанской мостовой,
Задумчивый, неторопливый, строгий,
Он шел на лекции — великий и живой.
Пусть новых линий не начертят руки,
Он здесь стоит, взнесенный высоко,
Как утверждение бессмертья своего,
Как вечный символ торжества науки.
И.Дырченко «Теорема Пифагора»
Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим — И таким простым путем
К результату мы придем.
VII. Заморочки из мешочка.(Задание для всех присутствующих)
Иногда заумные вопросы
Встречаются на жизненном пути.
Но если взяться всей командой
Решение легко найти.
Условия конкурса: члены команд по очереди вынимают бочонки с номерами. Ведущий зачитывает вопрос под этим номером. Бочонок с номером 90 является счастливым, так как команда, не отвечая, получает 1 балл. Если команда, вытащившая бочонок, посовещавшись, дает верный ответ, ей начисляется 1 очко. В противном случае право ответа предоставляется игрокам другой команды.
Заморочки:
-
Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?
-
Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах?
-
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
-
Какая дробь больше: правильная или неправильная?
-
Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков?
-
Что больше: сумма всех чисел или их произведение?
-
Крышка стола имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько будет углов у крышки?
-
Из пункта А в пункт В автомобиль ехал 1ч 20 минут, обратный путь он ехал с той же скоростью, но 80 минут. Почему?
-
Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич?
-
Врач прописал три укола. Через полчаса – на укол. Через сколько часов будет сделан последний укол?
-
У Мамеда было десять овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Мамеда?
-
Если в 12 часов дня идет дождь, то можно ли утверждать, что через 36 часов будет солнечная погода?
-
Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц?
-
Многие месяцы заканчиваются 30 или 31 числом. Сколько месяцев имеют 28 число?
-
Найдите сумму чисел от 1 до 40.
VIII. Логическая пауза (миниатюра)
Ученик старшего возраста спрашивает младшего школьника:
-
Сколько будет: пять, умноженное на четыре, плюс три?
-
Двадцать три, — отвечает тот.
В это время на экране или плакате демонстрируется запись:
5 * 4 + 3 = 23.
-
Неверно. Это будет тридцать пять.
Демонстрирует запись: 5 *(4 + 3) = 35, а затем снова спрашивает:
-
А сколько будет: пять, умноженное на четыре, плюс три?
-
Тридцать пять.
-
Неправильно. Теперь это будет двадцать три.
В конце вечера происходит подведение итогов, награждение победителей.