Калинкиной Любови Анатольевны
учителя начальных классов
МКОУ «СОШ №1 имени А.М.Горького»
городского округа г. Фролово
Волгоградской области
Урок математики в 1 классе
«Чтение и запись сумм. Значение суммы»
Цели: — познакомить с математическим термином «значение суммы»;
— совершенствовать умение составлять равенства и неравенства;
— формировать навык письма цифр;
— развивать внимание, мышление, правильную математическую речь, логическое мышление;
— прививать умение работать в паре;
— воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи.
Оборудование: карточки на магнитах с геометрическими фигурами, рисунок домика на бумаге в клеточку (26 штук), карточки на магнитах с записями сумм, равенств, неравенств, слова на карточках – «сумма», «равенства», «неравенства», «значение суммы», весёлый рисунок знака «плюс», разрезные цифры на магнитах, магниты разных цветов, цифры на магнитах.
Ход урока:
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Ну – ка, юные друзья,
Вы готовы ль начать урок?
Всё ль в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знанья,
Понадобятся терпенье и старание.
Руку надо поднимать и ответ полный давать.
Чётко, смело говорим
И тихонечко сидим.
Пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час!
-
АКТУЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
-
– Что можете сказать? (На доске расположены геометрические фигуры)
— Какие фигуры расположены слева? (Прямоугольники)
— А сколько их? (2)
— Сколько фигур справа? (1)
— Как называется эта фигура? (Треугольник)
— Каким действием можно узнать общее число фигур? (Сложением)
— Сколько всего фигур? (Три)
— Закройте глазки, что произошло с фигурами? (Они объединились)
— Что же у нас получилось из фигур? (Домик)
2. — Какую цифру повторим сегодня? (Цифру 3)
Полукруг разок, другой.
Прочерти любой рукой.
Только след свой не сотри!
Все увидят цифру три.
( Дети вместе с учителем пишут в воздухе цифру 3 под стихотворение сначала одной рукой, затем другой рукой и обеими вместе.)
— А теперь возьмите свой домик и напишите в нём цифры 3. Оставьте только окошко без цифр.
Пишем красиво, стараемся, чтобы цифры на нас не обиделись.
3. – Какое задание можете предложить с цифрой 3? (Дети предлагают свои задания)
— А вот моё задание:
3+3 3=3 3+2 3>2 3<4 3+4
— Распределите записи на 3 группы.
— Что предлагаете? (Сумма, равенства и неравенства)
— Молодцы! Распределите записи.
(Дети выходят к доске и распределяют записи по группам)
СУММА РАВЕНСТВА НЕРАВЕНСТВА
3+3 3=3 3>2
3+2 3<4
3+4
— Почему записи называют равенствами? (Знак «равно» между числами)
— Почему называют неравенствами? (Стоят знаки «больше» и «меньше»)
— А почему записи называют суммой? (Между числами стоит знак «плюс»)
(Учитель вывешивает знак «плюс»)
— Посмотрите, кто к нам пришёл. Послушайте, что он хочет вам сказать.
Я – ПЛЮС.
И ЭТИМ Я ГОРЖУСЬ!
Я ДЛЯ СЛОЖЕНЬЯ ГОЖУСЬ,
Я ДОБРЫЙ ЗНАК ОБЪЕДИНЕНЬЯ,
И В ТОМ МОЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЕ.
-
РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
-
– Математику откроем на странице 32. Прочитайте задание в номере 74.
(Читает ученик)
— Найди и подчеркни суммы.
— Возьмите в помощь карандаш, линейку и подчеркните суммы.
— Как узнали, что это суммы? (По знаку «плюс»)
(Несколько ребят подчёркивают суммы на доске. Все проверяют.)
— Давайте эти суммы прочитаем хором.
— Напишите ещё несколько сумм в тетради.
(Суммы пишутся и на доске учениками. Всё проверяется и читается хором.)
— А теперь напишите несколько равенств и неравенств.
— Прочитайте.
-
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Вы, наверное, устали?
Настало время отдохнуть.
Предлагаю усталость
Физкультминуткой снять
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете!
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножко устали.
Опустите руки вниз.
И на место все садись.
-
– Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Нам нужно разрезанные цифры «собрать»
И закрасить части каждой цифры одним и тем же цветом.
— Посмотрите на номер 75. Пальчик, пальчик, помоги, верное решение найди.
— Какие цвета нужно приготовить? (Красный, жёлтый, синий, зелёный)
— Что поможет в работе? (Наблюдательность, терпение, внимательность.)
— Какие цифры вы «собрали»? (3, 5, 6, 9, 0)
(Несколько детей собирают цифры на доске. Все проверяют.)
— Напишите 4 раза каждую цифру, которую тебе удалось собрать. Покажите своему соседу.
— Что ещё нужно сделать?
— Правильно: нужно подчеркнуть красивые цифры. Не забудьте показать своему соседу, как вы красиво писали.
-
Страничку перевернём,
Номер 77 найдём.
Он нам даёт понять
Что мы умеем
И что должны узнать.
— Как называется запись 4+2? Сделайте к ней рисунок.
— Сколько справа? Сколько слева? ( На доске выполняется рисунок)
— Как показать сложение? ( Нарисовать всё вместе.) Рисуйте.
— Какое число получилось при сложении? ( 6)
— Что обозначает запись 4+2=6?
( Объединили, записали сумму, нашли, сколько всего)
— Почему между суммой 4+2 и числом 6 стоит знак равенства? (Мы нашли, сколько у нас получилось.)
— Число 6 – ЗНАЧЕНИЕ СУММЫ 4+2.
— Запишите ещё 3 суммы и найдите их значения, используя счётные палочки.
( Несколько сумм со значением пишут на доске.)
3+8=11 2+4=6 6+2=8
(Если дети пишут неверный ответ, то все вместе проверяют, доказывают и пишут верное значение в выражениях.)
— Подчеркните суммы — синим карандашом, а их значения – красным цветом.
(Проверка на доске, использование детьми сигнальных карточек)
Ещё раз хором называют суммы и их значения.
-
РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ УРОКА.
-
– Как называют запись, если между числами стоит знак сложения? ( Сумма)
— А как называем число, которое получаем при сложении? ( Значение суммы)
-
— Ваше терпение и старание помогло сегодня многое узнать, повторить изученное и получить новые знания. Просмотрите задания, которые выполняли, вспомните весь урок и оцените всю свою работу на уроке. Засветите нужный огонёк в окошке домика, который у вас на столе.
( Дети закрашивают окошко нужным цветом и показывают учителю. Если нужно, то объясняют своё решение.)
Зелёный цвет – работал отлично, всё получилось.
Жёлтый цвет – не всё в работе удалось.
Красный цвет – многое не понял, работа не удалась.
-
ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО СЛОЖИТЬ,
НАДО ПРАВИЛЬНО ДРУЖИТЬ.
ЕСЛИ ССОРА ИЛЬ СРАЖЕНЬЕ,
НЕ ПОЛУЧИТСЯ СЛОЖЕНЬЯ.
— Всегда работайте дружно, помогайте друг другу. Урок окончен. Спасибо за хорошую работу на уроке.
Использованная литература:
С.А.Лёвина, С.И. Тукачёва «Физкультминутки» — выпуск 2 — Волгоград: Учитель, 2006.