Урок математики в 1 классе

Тема: «Области и границы»

Цель урока: Сформировать понятия области и границы.

Задачи:

Образовательная:- Дать понятия области и границы.

Закрепить навыки счета в пределах шести.

Воспитательная: — Воспитывать положительное отношение к учебному процессу.

Воспитывать интерес к предмету.

Развивающая:- Продолжить развивать память, внимание, интерес.

Мыслительную деятельность

Познавательную активность

Творческие способности.

Оборудование: карта, раздаточный материал

Ход урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности.

— Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем творческих успехов.

2. Актуализация знаний.

А) работа по числовому отрезку

Б) игра с мячом (повторение состава числа)

В) работа с математическими веерами

Задачи в стихах:

1.Три подружки – три сестрицы заплели по две косицы.

Задаю я вам вопрос: «Сколько кос?» (6)

2. Четыре тёплых варежки связала внукам бабушка.

Кто ответит из ребят: «Сколько у неё внучат?» (2)

3.Жили-были в городе три брата и имел сестричку каждый из троих.

Давайте сообразим, ребята: «А сколько же всех вместе было их?» (4)

4. Бежали по дорожке гусь, петух и кошка.

Сколько лапок топало той дорожкой по полю? (8)

3.Постановка проблемы

Учитель открывает на доске задание №2

— Рассмотрите изображение. Какие фигуры вы видите? (Точки и линии)

— На какие группы можно разбить линии? (Замкнутые и незамкнутые)

— Какие линии называются замкнутыми? (Линии, в которых начало и конец совпадают)

— Какие линии называются не замкнутыми? (Линии, у которых есть начало и конец)

— Назовите точки. (А, К, Т.)

— Опишите расположение точек. (Точка А – внутри замкнутой линии, точка К – снаружи, точка Т – на незамкнутой линии)

— Нарисуйте на листочках (листочки заранее лежат на столах) замкнутую линию красным карандашом, а незамкнутую – зеленым.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка организуется фронтально: учащиеся демонстрируют свои результаты на листах.

— Отметьте точку Б – внутри замкнутой линии, а точку М – на незамкнутой.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия , аналогичное задание открывает на доске:

— Что вы видите на рисунке? (Замкнутую линию)

— Послушайте задание: попробуйте на этом рисунке красным цветом обозначить границу, а область – зеленым.

— Что нового в этом задании? (Мы не обозначали область и границу на рисунках)

— Какую цель мы поставим на уроке? (Научиться обозначать область и границу)

— Как назовем наш урок? (Область и граница)

— Попробуйте выполнить это задание.

Учащиеся самостоятельно выполняют пробное действие на карточках.

— Итак, у кого нет ответа?

— Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли найти на рисунке область и границу)

— У кого есть ответ?

— Кто может обосновать свои действия?

— Итак, что показало ваше пробное действие? (Мы не можем обосновать)

— Какой же наш следующий шаг на уроке? (Нужно подумать над нашим затруднением)

4. Выявление места и причины затруднения.

— Какое задание вы выполняли? (Мы определяли на рисунке область и границу)

— Знакомы ли вам эти слова? (Да)

— В чем возникло затруднение?

5. Построение проекта выхода из затруднения.

— Какую же цель мы перед собой поставим? (Открыть способ, с помощью которого мы могли бы определять область и границу и геометрических фигур)

— Давайте думать, что нам поможет. Куда мы должны были отправиться на уроке? (В путешествие)

— Верно, поэтому на урок я принесла карту.

— Учитель открывает на доске карту Калининградской области

— Посмотрите на нее. Кто знает, что это за карта?

— Как она нам может помочь? (Мы можем на этой карте найти область и границу, и сделаем вывод)

6. Реализация построенного проекта.

— Какой сейчас ваш шаг на уроке? (Попытаться сделать “открытие” самим)

— Для удобства карта Московской области дана в учебнике на странице 60.

Учащиеся открывают нужную страницу учебника.

— Что значит граница? (Это края области)

— Верно, другими словами это контур. Посмотрите внимательно, что напоминает граница? (Замкнутую линию)

— А где же область? (Область находится внутри границы)

— Какие города находятся в Московской области? (При работе по учебнику)

— Какие города находятся в Калининградской области? (При работе с картой у доски)

Учащиеся перечисляют названия городов.

— Сначала мы обвели границу Московской области, то есть края. Московская область оказалась внутри. Наш вывод: граница – это край фигуры (контур), область – внутри фигуры.

Далее работа организуется фронтально.

— Вернемся к нашему заданию. Где же граница? (Это контур фигуры)

— Обведите границу красным карандашом.

— Что мы сейчас обозначили? (Границу)

— Где же находиться область? (Внутри границы)

— Раскрасьте область зеленым карандашом.

— Сделайте вывод.

-Что теперь мы можем? (Обозначать области и границы у любых фигур)

— Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание)

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) №2, стр. 60

Учитель заранее выносит задание на доску.

— Обозначьте красным карандашом границу фигуры, а зеленым – область.

— Какие точки находятся в области? (Точки А, В.)

— Какие точки находятся на границе? (Точки М, К.)

— Опишите расположение точек Б, Д. (Точки Б, Д находятся снаружи области и ее границы)

2) Работа в парах.

4, стр. 60

— Найдите №4 на этой же странице.

— Прочитайте задание.

— Итак, проверим ваши результаты.

— Кто допустил ошибку?

— В чем она? (Неправильно определили границу)

— Исправьте ошибки зеленым карандашом.

— Вы молодцы, так как нашли и исправили свои ошибки. Как проверить себя, что вы не допустите больше ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

3, стр. 60

— Найдите №3 на этой же странице.

— Обозначьте границу фигуры красным цветом, а область – желтым.

— Проверьте свою работу по образцу.

— Кто допустил ошибки?

— В чем они?

— Исправьте ошибки зеленым карандашом.

— Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в определении области и границы)

— Кто выполнил самостоятельную работу без ошибок?

— Сделайте вывод. (Мы умеем определять области и границы у фигур)

9. Включение в систему знаний и повторение.

— Во время любого путешествия нужно быть внимательными, нужно уметь наблюдать и делать выводы. Поэтому в конце урока я предлагаю потренировать в себе эти качества.

8, стр. 61

— Найдите №8 на странице 61.

— Какое задание нужно выполнить? (Составить и решить примеры с помощью рисунка)

— Рассмотрите первый рисунок. Какое действие нужно выполнить? (Вычитание)

— Что представляет целое? (Шесть треугольников)

— Что представляет часть? (2 треугольника)

— Чему равна неизвестная часть? (4 треугольника)

Далее работа проводиться аналогично.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Какую цель ставили на уроке? (“Открыть” способ определения границы и области)

— Удалось ли достичь поставленной цели? Докажите.

— Кому из вас удалось сделать “открытие” самому?

— Оцените свою работу на уроке веселой или задумчивой рожицей. Если у вас не было ошибок или вы смогли преодолеть затруднение и можете двигаться дальше, выберете веселую “рожицу”, если еще возникают затруднения по данной теме, то выберете задумчивую “рожицу”.

Учитель делает вывод.

— Вы все сегодня хорошо потрудились, скажите друг другу спасибо.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here