Урок математики в 1 классе
Тема: «Области и границы»
Цель урока: Сформировать понятия области и границы.
Задачи:
Образовательная:- Дать понятия области и границы.
— Закрепить навыки счета в пределах шести.
Воспитательная: — Воспитывать положительное отношение к учебному процессу.
— Воспитывать интерес к предмету.
Развивающая:- Продолжить развивать память, внимание, интерес.
— Мыслительную деятельность
— Познавательную активность
— Творческие способности.
Оборудование: карта, раздаточный материал
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности.
— Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем творческих успехов.
2. Актуализация знаний.
А) работа по числовому отрезку
Б) игра с мячом (повторение состава числа)
В) работа с математическими веерами
Задачи в стихах:
1.Три подружки – три сестрицы заплели по две косицы.
Задаю я вам вопрос: «Сколько кос?» (6)
2. Четыре тёплых варежки связала внукам бабушка.
Кто ответит из ребят: «Сколько у неё внучат?» (2)
3.Жили-были в городе три брата и имел сестричку каждый из троих.
Давайте сообразим, ребята: «А сколько же всех вместе было их?» (4)
4. Бежали по дорожке гусь, петух и кошка.
Сколько лапок топало той дорожкой по полю? (8)
3.Постановка проблемы
Учитель открывает на доске задание №2
— Рассмотрите изображение. Какие фигуры вы видите? (Точки и линии)
— На какие группы можно разбить линии? (Замкнутые и незамкнутые)
— Какие линии называются замкнутыми? (Линии, в которых начало и конец совпадают)
— Какие линии называются не замкнутыми? (Линии, у которых есть начало и конец)
— Назовите точки. (А, К, Т.)
— Опишите расположение точек. (Точка А – внутри замкнутой линии, точка К – снаружи, точка Т – на незамкнутой линии)
— Нарисуйте на листочках (листочки заранее лежат на столах) замкнутую линию красным карандашом, а незамкнутую – зеленым.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка организуется фронтально: учащиеся демонстрируют свои результаты на листах.
— Отметьте точку Б – внутри замкнутой линии, а точку М – на незамкнутой.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия , аналогичное задание открывает на доске:
— Что вы видите на рисунке? (Замкнутую линию)
— Послушайте задание: попробуйте на этом рисунке красным цветом обозначить границу, а область – зеленым.
— Что нового в этом задании? (Мы не обозначали область и границу на рисунках)
— Какую цель мы поставим на уроке? (Научиться обозначать область и границу)
— Как назовем наш урок? (Область и граница)
— Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся самостоятельно выполняют пробное действие на карточках.
— Итак, у кого нет ответа?
— Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли найти на рисунке область и границу)
— У кого есть ответ?
— Кто может обосновать свои действия?
— Итак, что показало ваше пробное действие? (Мы не можем обосновать)
— Какой же наш следующий шаг на уроке? (Нужно подумать над нашим затруднением)
4. Выявление места и причины затруднения.
— Какое задание вы выполняли? (Мы определяли на рисунке область и границу)
— Знакомы ли вам эти слова? (Да)
— В чем возникло затруднение?
5. Построение проекта выхода из затруднения.
— Какую же цель мы перед собой поставим? (Открыть способ, с помощью которого мы могли бы определять область и границу и геометрических фигур)
— Давайте думать, что нам поможет. Куда мы должны были отправиться на уроке? (В путешествие)
— Верно, поэтому на урок я принесла карту.
— Учитель открывает на доске карту Калининградской области
— Посмотрите на нее. Кто знает, что это за карта?
— Как она нам может помочь? (Мы можем на этой карте найти область и границу, и сделаем вывод)
6. Реализация построенного проекта.
— Какой сейчас ваш шаг на уроке? (Попытаться сделать “открытие” самим)
— Для удобства карта Московской области дана в учебнике на странице 60.
Учащиеся открывают нужную страницу учебника.
— Что значит граница? (Это края области)
— Верно, другими словами это контур. Посмотрите внимательно, что напоминает граница? (Замкнутую линию)
— А где же область? (Область находится внутри границы)
— Какие города находятся в Московской области? (При работе по учебнику)
— Какие города находятся в Калининградской области? (При работе с картой у доски)
Учащиеся перечисляют названия городов.
— Сначала мы обвели границу Московской области, то есть края. Московская область оказалась внутри. Наш вывод: граница – это край фигуры (контур), область – внутри фигуры.
Далее работа организуется фронтально.
— Вернемся к нашему заданию. Где же граница? (Это контур фигуры)
— Обведите границу красным карандашом.
— Что мы сейчас обозначили? (Границу)
— Где же находиться область? (Внутри границы)
— Раскрасьте область зеленым карандашом.
— Сделайте вывод.
-Что теперь мы можем? (Обозначать области и границы у любых фигур)
— Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание)
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) №2, стр. 60
Учитель заранее выносит задание на доску.
— Обозначьте красным карандашом границу фигуры, а зеленым – область.
— Какие точки находятся в области? (Точки А, В.)
— Какие точки находятся на границе? (Точки М, К.)
— Опишите расположение точек Б, Д. (Точки Б, Д находятся снаружи области и ее границы)
2) Работа в парах.
№4, стр. 60
— Найдите №4 на этой же странице.
— Прочитайте задание.
— Итак, проверим ваши результаты.
— Кто допустил ошибку?
— В чем она? (Неправильно определили границу)
— Исправьте ошибки зеленым карандашом.
— Вы молодцы, так как нашли и исправили свои ошибки. Как проверить себя, что вы не допустите больше ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу)
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
№3, стр. 60
— Найдите №3 на этой же странице.
— Обозначьте границу фигуры красным цветом, а область – желтым.
— Проверьте свою работу по образцу.
— Кто допустил ошибки?
— В чем они?
— Исправьте ошибки зеленым карандашом.
— Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в определении области и границы)
— Кто выполнил самостоятельную работу без ошибок?
— Сделайте вывод. (Мы умеем определять области и границы у фигур)
9. Включение в систему знаний и повторение.
— Во время любого путешествия нужно быть внимательными, нужно уметь наблюдать и делать выводы. Поэтому в конце урока я предлагаю потренировать в себе эти качества.
№ 8, стр. 61
— Найдите №8 на странице 61.
— Какое задание нужно выполнить? (Составить и решить примеры с помощью рисунка)
— Рассмотрите первый рисунок. Какое действие нужно выполнить? (Вычитание)
— Что представляет целое? (Шесть треугольников)
— Что представляет часть? (2 треугольника)
— Чему равна неизвестная часть? (4 треугольника)
Далее работа проводиться аналогично.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Какую цель ставили на уроке? (“Открыть” способ определения границы и области)
— Удалось ли достичь поставленной цели? Докажите.
— Кому из вас удалось сделать “открытие” самому?
— Оцените свою работу на уроке веселой или задумчивой рожицей. Если у вас не было ошибок или вы смогли преодолеть затруднение и можете двигаться дальше, выберете веселую “рожицу”, если еще возникают затруднения по данной теме, то выберете задумчивую “рожицу”.
Учитель делает вывод.
— Вы все сегодня хорошо потрудились, скажите друг другу спасибо.