Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Суховская основная общеобразовательная школа х. Сухой Пролетарского района Ростовской области
Урок математики
в 1 классе
«Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида + 4»
Шишкова Ирина Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ Суховская СОШ х. Сухой
Пролетарского района Ростовской области
первая категория
стаж в должности 17 года
Х. Сухой
2012
Технологическая карта урока.
Тема урока: «Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида + 4»
Класс 1 (система 1 – 4 «Школа России»)
Технологические особенности. Личностно-ориентированная технология.
Характеристика темы. Данный урок является третьим в изучаемой теме.
Общая дидактическая цель.
-
Создание условий для осознания и осмысления способа сложения однозначных чисел с переходом через 10 средствами уровневой самостоятельной работы.
Триединая дидактическая цель.
-
Образовательный аспект:
Б/у: Знакомство со способами сложения двух однозначных чисел с переходом через 10, когда одно из слагаемых число 4, и формирование умений решать примеры данного вида.
П/у: Формирование вычислительных навыков с использованием элементов исследовательской деятельности.
У/у: Применение полученных знаний и умений в новых условиях.
-
Развивающий аспект:
Б/у: Уметь решать примеры на сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 4 по алгоритму.
П/у: Объяснять способы сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида + 4.
У/у: Смоделировать решение примеров данного вида.
-
Воспитательный аспект:
-
Способствовать развитию коммуникативной, социальной, информационной компетентности через создание проблемной ситуации.
-
Здоровьесберегающий аспект:
-
Укреплять и сохранять здоровье учащихся на уроке через физкультминутку, правильную посадку.
Тип урока. Изучение нового материала и первичное закрепление.
Структура урока.
-
Организационный момент.
-
Целеполагание и мотивация.
-
Актуализация знаний и умений.
-
Первичное освоение материала.
-
Осознание и осмысление учебного материала.
-
Первичное закрепление учебного материала.
-
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Методы обучения. Репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации педагогической деятельности. Сочетание фронтальных, парных, индивидуальных форм работы.
Дидактический материал. Учебник М.Моро и др. «Математика»; компьютер; презентация, звёздочки.
Ожидаемый результат.
Знать: как…(сложить два однозначных числа, когда одно из слагаемых число 4).
Уметь: решать …( примеры на сложение однозначных чисел с переходом через 10).
Применять: задача …(при решении задач, при сравнении выражений).
Структура урока математики.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1.
2 мин | Организацион-ный момент | Проверяет готовность учащихся к уроку, через стихотворение настраивает детей на урок | Общий настрой класса на учебную работу. |
2.
2 мин | Целеполагание и мотивация | Предлагает определить цели урока, уточняет тему, создав проблемную ситуацию, и задачи урока. | Определяют тему урока. Обосновывают выбранные формулировки цели урока, принимают задачи урока. |
3.
10 мин | Актуализация знаний и умений. | Проводит устный счёт, предлагает провести самооценку. | Дополняют число до 10 (игра «Молчанка»), вспоминают состав числа 5, воспроизводят нумерационное сложение вида 10 + , прочитывают выражения разными способами, начинают строить космический корабль, оценив свою работу. |
4.
10 мин | Первичное освоение материала. | Обеспечивает первичное освоение материала: создаёт проблемную ситуацию, побуждает учащихся к свободному обмену мнениями, предлагает провести самооценку.
| Принимают участие в исследовании, высказывают собственное мнение, составляют модель решения примеров, проговаривают алгоритм сложения, проводится самооценка. |
5.
5 мин | Осознание и осмысление учебного материала. | Создаёт условия для запоминания таблицы, предлагает оценить свою деятельность.
| Запоминают таблицу сложения, дают оценку своей деятельности. |
6.
14 мин | Первичное закрепление учебного материала. | Обеспечивает индивидуальную образовательную траекторию, предлагает провести самооценку. | Работают самостоятельно по карточкам разного уровня, оценивая свою деятельность. |
7.
2 мин | Рефлексия
| Даёт анализ и оценку успешности достижения цели и намеченных задач. | Адекватно оценивают свою работу (закончен сбор космического корабля), «совершают» полёт в космос на своих кораблях. |
Ход урока.
1.Организационный момент:
Все дети хором:
Прозвенел звонок и смолк
-Начинается урок:
Все за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели.
Улыбнулись, потянулись,
За работу все взялись.
Учитель:
(Эмоциональный психологический настрой)
Тут затеи и задачи
Игры, шутки — всё для вас!
Пожелаю всем удач!
-За работу, в добрый час!
II. Постановка учебных задач:
Чем мы занимаемся на уроке математики?
Слайд 2
(Чтение карточек: размышлять, думать, смекать).
И учиться решать задачи.
Дети:
Чтоб чему-то научиться,
Надо в школе не лениться
И урок внимательно слушать обязательно!
На вопросы отвечать громко, грамотно, на 5!
III. Актуализация знаний:
Устный счёт.
Цель: (повысить осознанность и активность детей при устном счете)
Учитель — Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы составим математическую сказку про Колобка и научимся решать новые примеры на сложение.
Слайд 3
— «Жили – были дед и баба. И была у них внучка Машенька, Испекла бабушка любимой внучке на именины колобок, а впрочем, давайте посмотрим, как всё начиналось.
Слайд 4
Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята как клубочки.
Три сынка.
А сколько дочек? (3)
Пять щенят
Плюс мама-лайка.
Сколько будет?
Сосчитай-ка! (6)
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Два несут травинку.
Два несут былинку,
Три несут иголки.
Сколько их пол елкой? (7)
Слайд 5
В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре пять кузнечиков
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов
Сколько в хоре голосов? (2)
На дворе — две уточки.
Во дворе — две курочки.
Два гуся — в пруду,
Один индюк — в саду.
Сколько птиц всего?
Считайте!
Ответ быстро называйте! (7)
Давайте поможем цифрам выстроиться по порядку:
Слайд 6
5, 1, 6, 7. 3, 9, 2. 8. 4. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
-Молодцы! У Колобка получились точно такие – же ответы. Он вами очень доволен.
Итак, надоело ему лежать, спрыгнул он с окна и покатил по тропинке длинных примеров.
Вот какие примеры решал Колобок, решите их и вы.
Слайд 7 Слайд 8
0+2+1= 1+1+1= 4+1+0= 3+3+1= 3+1+0= 1+4=
3 3 5 7 4 5
-Посмотрите внимательно на примеры. Какой пример отличается от других? (1+4=5 т.к. в нём одно действие)
Придумайте и решите примеры похожие на этот.
(Ученики составляют примеры)
И с этим заданием вы справились. А мы продолжаем составлять сказку.
Катился Колобок, катился, докатился до ручья Нерешенных примеров. Задумался Колобок: «Как перебраться через ручей?»
— Давайте построим для него парусник
Слайд 9
1+1
2+1
2+2
2 -красный
3 – коричневый
4 — голубой
Закатился на парусник Колобок и поплыл. Вокруг него много примеров. И начал Колобок думать, как их решить. Примеры оказались новыми.
IV. Работа над темой урока.
Учитель На помощь к Колобку пришли его друзья, маленькие Колобки (кружки).
Слайды 10, 11, 12.
В двух корзинах 4 колобка. Сколько колобков может быть в каждой корзине?
На доске появляется запись:
4=2+2 4=3+1 4=1+3
У нас еще корзина, в которой три колобка. Как найти, сколько колобков станет?
(Учитель записывает: 3 + 4. Детям предлагается решить этот пример)
Решение наглядно демонстрируется, т.е. колобки перекладываются по частям, а учитель спрашивает:
-Сколько всего колобков прибавили?
Итак, мы с Колобком научились решать новые примеры. Доплыл Колобок на паруснике до берега, сошёл на берег и решил немножко размяться. Мы тоже к нему присоединимся.
V. Физкультминутка.
Слайд 13
Поднимите руки, класс, — это раз,
Повернулась голова — это два,
Руки вниз, вперед смотри — это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать — это пять.
VI. Закрепление пройденного.
Утомился Колобок и лёг отдохнуть и нечаянно уснул. И приснился ему математический сон, в котором он решал примеры.
Выполнение заданий №1, №2, №3 в учебнике стр.8.
Крепко уснул Колобок и не заметил, как к нему подкралась Лиса. Разбудила его Лиса и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем!»
-Не ешь меня я выполню все, что ты захочешь.
-Хорошо-сказала Лиса – выполнишь оба мои задания, отпущу.
-Ребята, давайте поможем Колобку справиться с этими заданиями.
-
Загадки.
-Но помните правила: не кричите с места, если знаете ответ, поднимайте руку.
Загадки:
Слайд 14
Четыре крыла, а не птица.
Крыльями машет, а не с места. (Мельница)
Четыре ноги, а ходить не может. (Стол)
Живет между камнями
Голова с четырьмя ногами. (Черепаха)
Слайд 15
Пять братьев — всем одно имя,
Годами равные, ростом разные. (Пальцы)
Пять ступенек лесенка.
На ступеньках — песенка. (Нотный стан)
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копыта.
Ест и пьёт он из корыта. (Поросенок)
-
выполни задания в тетради печатного образца на стр. 7 №1.
(Выполнение заданий в ПТО).
— Замечательно, ребята! Вы быстро и правильно справились с заданием Лисы, и ей пришлось отпустить Колобка. Отпустила Лиса Колобка и покатился он дальше, на именины внучке. Праздник прошёл очень весело и все остались довольны.
Слайд 16
VII. Анализ и оценка итогов работы.
-Вспомним, что удалось повторить за урок? — Что показалось трудным? — Какое задание было самым интересным?
Сегодня вы все хорошо поработали
Я предлагаю вам оценить своё участие и понимание урока. При выходе из класса расположите на доске свою звезду — как вы себя чувствовали на уроке.
Кому было всё понятно и интересно на уроке — светлую. Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно на уроке — тёмную.
Я хочу подарить вам вот такие небольшие макеты – нашего героя Колобка
и хочу сказать за такое удивительное общение спасибо. Спасибо что вы дружно помогали друг другу и героям сказки.
Но помните: в мире много сказок грустных и смешных
Нам нельзя без дружбы.
Пусть герои сказок дарят нам тепло.
Пусть добро навеки побеждает зло!
Урок окончен.