Никитчук Лариса Григорьевна

учитель математики

высшей категории

МКОУ «Унъюганская СОШ №1»

Октябрьского района ХМАО- Югры

урок математики в 5 классе

«Сложение многозначных чисел»

(Это 2-3 урок раздела «Сложение и вычитание натуральных чисел».)

Тип урока: актуализация знаний и умений.

Задачи:

образовательные: закрепление навыков сложения многозначных чисел, применение действий сложения;

развивающие: развитие логического мышления, интегрированная связь с историей, искусством, географией;

воспитательные: умение работать в коллективе, слушать одноклассников, четко высказывать свои мысли.

В процессе обучения формирую следующие УУД:

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

-учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-способность и умение учащихся производить простые логические действия

(анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

контроль при решении типовых заданий и изменённых;

-коррекция;

-оценка.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся закрепят навыки выполнения действий сложения;

УУД: -планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-оценивать себя, границы своего знания и незнания;

-работать в паре, группе.

Личностные: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи.

Оборудование: Учебник «Математика» 5 класс, автор Н.Я.Виленкин, карточки с цифрами и буквами, карточки для индивидуальной, групповой и дифференцированной работы, фото иллюстраций картин Эрмитажа, раздаточный материал для каждого ученика, смайлики для рефлексии, путевые листы для контроля и самооценки учащихся. Компьютер, проектор, экран, презентация.

Вступительное слово учителя.

Добрый день. Я очень рада вас видеть .

Посмотрим друг на друга

Улыбнемся

Ум в порядок приведем

И урок наш начнем.

Я хочу пригласить вас в небольшое путешествие? Путешествовать всегда немного волнительно ,но я уверенна ,что вместе мы с вами справимся и преодолеем все трудности, которые встретятся на нашем пути.

Предлагаю эти слова взять девизом нашего пути. (Слайд 1)

Не беда ,что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден.

Никогда не давались легко

Математики знания людям.

Дидактическая игра « Угадай слово»

Вам интересно куда нам предстоит отправиться ? Когда выполните следующее задание . Дидактическая игра « Угадай слово»:

Перед вами на столе лежат каточки с числами, считаем устно, если ответ на вашей карточке ,поднимаете её ,показываете всем и выходите к доске.

Число следующее за числом 15? ( 16)

350*0 (0)

Увеличить 53 на 7. (60)

Самое большое двузначное число? (99)

80 уменьшить в 4 раза. (20)

Сложите 13 и нуль. (13)

Сколько цифр используется для записи числа 640 046 ? (3)

Ученики составляют слово. Эрмитаж(Слайд 2)

Зимний дворец у Невы, посмотри!
Жили когда-то в нем наши цари.
Ну а сейчас в нем огромный музей.
Здесь — «Эрмитаж», гордость Родины всей.
(Слайд 3)

Эрмитаж – это 7 огромных и грандиозных зданий, которые находятся в самом центре Санкт-Петербурга. В каждом здании находятся настоящие сокровища

Ехать нам предстоит на поезде, а что нужно приобрести, чтобы попасть на поезд? (от того насколько вы будите внимательны,зависит каком вагоне вы поедите)

Игра «Будь внимательнее» . Правила игры: все учащиеся встают, учитель быстро диктуется арифметические действия с числами. Ребята про себя вычисляют. Кто сбился – садится, кто дошел до конца – отвечает. Первый этап: 20:4+5*10-40:3*7 (ответ 140). Второй этап: 25*4-80*3:5*3:6 (ответ 6)

-Подведем итоги: 1) кто сбился на 1этапе –пассажиры общего вагона,ваш цвет зеленый; 2) кто досчитал до конца на 2 этапе- пассажиры купейного вагона, ваш цвет красный, 3) остальные –пассажиры плацкартного вагона, ваш цвет голубой. (Возможна корректировка, с целью чтобы каждый ряд соответствовал определенному вагону).

-Билеты для путешествия приобретены, а путешествовать мы будем на математическом поезде ,уверенна, что независимо от того , в каком вагоне вы оказались, у всех будет отличное настроение.

-У каждого на столе лежит путевой лист , в котором мы будем вести записи в течение всего нашего пути. Внесём первую: первую запись, если у вас зелёный билет- 1; голубой -2, красный 3.

Ф.И. ______________________

Будь внимательнее!

Верно- неверно.

Сюрпризно-историческая

Галерейная

Оценка за урок.

Трудности

Критерии оценивания

Красный билет-3

Голубой билет-2

Зелёный билет-1

Справился-1

Не справился-0

Решил задачу выражением-3

Решил по действиям-2

Решил с помощью доски-2

Задание купейного -3

Задание плацкартного-2

Задание общего-1

«5»-13-15 баллов

«4»-10-12 баллов

— А как называется наш математический поезд?

— Сможем выяснить устное задание « Верно- неверно». Задания для карточек (см. таблицу) (Слайд 4)

Работа в парах. На каждой парте лежат 2 карточки.

1задание: из двух карточек выбрать ту, где задание или утверждение выполнено верно.(Ребята называют номер карточки- указанному номеру соответствует буква- в результате получается слово- сложение)

— И так, что мы получили ? (Математический поезд называется сложение)

-С чем мы свяжем название математического поезда? (С темой урока)

-А какой мы делаем вывод ?( Тема сегодняшнего урока «Сложение многозначных чисел.Не забудьте заполнить путевой лист.

— Пассажиры на местах, записываем число, классная работа, тема урока.

-Давайте вспомним, что мы знаем про сложение(перечисляют навыки,которыми владеют)

Что ещё -Как вы думаете, какая цель стоит перед нами?(высказывание)

Работа в паре.

-Возвращаемся ко 2 карточке.

2 задание: исправьте ошибки допущенные на 2 карточке.(Аналогично 1 заданию, определенному номеру карточки соответствует буква, полученное слово –применение)

Показать применение арифметических действий сложения при выполнении различных заданий и повседневной жизни

-Какую задачу ставит каждый из нас ? (Вопрос адресуется нескольким учащимся и формулируется общий вывод: задача каждого – совершенствовать практические навыки работы с дробями и вспомнить решение основных типов задач). В добрый путь.

1 станция « Сюрпризно-историческая» . Учитель достаёт мягкую игрушку.

У нас появился новый пассажир. Кот Кузя . Удивлены? Какая связь Эрмитаж и кот??? Кузя по секрету рассказал , что в Эрмитаже живут коты? Как вы думаете а зачем? (ответы детей)охраняют картины и другие экспонаты, и люди берегут , увеличивают и передают из поколения в поколения сокровища Эрмитажа- ведь это гордость нашей страны ,На службе в Эрмитаже находится около 50 котов.

Запишите число ,классная работа.

Ребята Кузя загрустил, к нему сегодня едут гости и он никак не может сосчитать сколько же их..Поможем? Решим задачу двумя способами. (Слайд 5)

В одном вагоне едет 214 котов,

во втором вагоне на 36 котов больше.

Сколько котов едет в двух вагонах?

1 способ по дейстиям,2 выражением. обсуждаем.записываем на доске оба способа решения ,в тетради ребята записывают наиболее понятный для них способ или оба.

Ребята ,вам интересно сколько лет Эрмитажу? (Слайд 6-11)

Посмотрите на результат первого действия задачи. 250 лет, В Эрмитаже – 350 залов. Сколько же там храниться картин? Запишите число на первом месте 3и 6 нулей. Прочитайте 3000000-столько экспонатов хранится в Эрмитаже.. Сделайте записи в путевом листе

Кузя очень доволен, захотел поиграть с вами в игру. Физкультминутка.

«Жили мыши»,правила..

Под одною крышей,

жили-были мыши.

Будем мышек мы считать —

Раз, два ,три. четыре, пять

2.Станция Галерейная.

Как вы думаете, что такое галерея?…(выставка картин) .

Мы сможем познакомиться с некоторыми картинами,если выдержим испытание. На Для пассажиров разных вагонов, они будут разные ,ознакомьтесь с ними, решите для себя какое задание для вас более понятное, можно пойти в гости в другой вагон. Нужно решить,расположить числа в порядке убывания и сложить пазлы.( фотография картины из Эрмитажа ) Для этого необходимо выполнить разноуровневые задания(Слайд 12)

Общий вагон

Вычислите :

45484

+ 6245

Плацкартный вагон:

Вычислить: 86056+8795

Купейный вагон:

Поставьте вместо звёздочек, пропущенные цифры.

83*86

+ *2*7

*619*

Пазл на доску, информация о картине. Путевой лист. К сожалению, нам пора возвращаться .Оказывается , чтобы посмотреть все картины, нужно пройти 24 км (сколько же это метров?) и понадобиться около 8 лет.

3 станция . «Первоначальная»

Домашнее задание .Здесь нас ожидает сюрприз. Подарок – фотография картины из Эрмитажа, а на обратной стороне домашнее задание.(дифференцированное .)

Вычислить 6 3567+5893

Замените звёздочки, пропущенными цифрами.

7*9*5

+54*76

**718

Решить : 1+2+3+4+…..+100.

Найти информацию о великом математике, который решил этот пример в 9 лет за 1 минуту.

Подведение итогов.

Мы узнали много интересного .А что помогало нам на протяжении всего пути? Умение применять действия сложения. Путешествие подходит к концу ,необходимо сделать последнююзапись в путевом листе.

13-15 «5»

10-12 «4»

Рефлексия. На партах лежат смайлики с котятами. Мы с Кузей очень хотим знать понравилась вам поездка, какие и где возникли трудности?(1-2 предложения).Если вам всё понравилось и у вас отличное настроение- подарите Кузе весёлого котика, если немножко, что –то не получалось , подарите грустного, а если вам грустно и много, что не получалось подарите – спящего кота. Спасибо за урок

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here