Государственное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга
Урок музыки в 2 классе на тему
«Весенний калейдоскоп»
подготовила
музыкальный руководитель
Шикарная Ольга Алексеевна
г. Санкт-Петербург
2013г
Цели занятия: Развивать способность детей слышать «музыку природы»; учить находить способы перевода речевого звукоподражания в музыкальные звуки.
Задачи:
-
Вызвать эмоциональный отклик на выразительность весенних звуков, красок.
-
Развивать слуховое, творческое воображение.
-
Развивать целостно музыкальность детей через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных в процессе музицирования.
-
Развивать способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями (тактильными, зрительными, слуховыми) и звуковыми, пластическими, художественными образами.
Музыкальный материал:
1.«Подснежник» — П.И. Чайковский «Танцуем и импровизируем, творим».
2. «Солнышко» Русская народная Закличка. Озвучивание стихов (импровизация детей на инструментах).
3. «Мелодия» — А. Рубенштейн — «Таяние» — выделение сильной доли (щелчки по коробочке)
4. «Голубой март» — Двигательное упражнение (без музыкального сопровождения)
З – Ж (звуковой жест) — Динамические упражнения — «Шорохи»
— «Морозец»
— «Ручейки»
5. «Птицы» — И. Штраус «Весенний вальс». Фонопедическое упражнение
6. «Польки»- танец-игра с инструментами муз. Аноним (шуршалки и бубенчики)
7. «Капель» — песня, слова и музыка В. Шестакова
8. «Ручейки» — импровизация детей с инструментами
9. «Медведь и Солнце» — инсценировка – авторская разработка
10. «Танец с птицами» — И. Штраус «Вальс». Двигательная импровизация
11. «Весна» — Г. Сангир Озвучивание стихов детьми, импровизация.
12. «Танец с цветами» — музыка А. Гречанинова, авторская разработка — «Танцуем и творим»
Расширение словарного запаса слов на тему «ВЕСНА»:
Солнечные, прозрачные, холодные, ледяные (сосульки), звонко, игриво, бойко, проворно, лучисто, юрко, настойчиво, призывно, ликующе, приветливо, светло, шаловливо.
Подготовительная работа:
— Разучивание песни – «Капель» слова и музыка В. Шестакова
— Разучивание танца с цветами, музыка А. Гречанинов
— Разучивание стихов
— Прослушивание «Подснежник» П.И. Чайковский
«Мелодия» А. Рубенштейна
— Разучивание инсценировки – «Медведь и солнце»
Музыкальные инструменты:
Металлофоны, бубенчики, колокольчики, треугольники, ксилофон, барабан, свистульки, бубен.
Пособия и материалы:
Самодельные инструменты (коробочки, шуршалки, бутылочки, стаканчики, птички на ниточке, ленты, шарфики, салютики, цветы на пальчик).
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку.
Звуки ручейка, птиц («Подснежник» П.И. Чайковский)
Глянь за окошком, дружок,
Тает у речки снежок,
Птицы поют у окна,
В гости стучится весна…
(на ковре лежат платочки, ленточки, шарфики, салютики голубого, синего цвета, дети берут атрибут и выполняют двигательное упражнение с ним)
Двигательное упражнение:
Голубой месяц март
Голубое небо ↑ (качание)
Снега голубые ↓ (качание)
На снегах тени, как синие молнии («лапша»)
Голубая даль ↑ (качание)
Голубые льды ↓ (качание)
Голубые на снегу следы. (Присели на корточки)
Весь мир голубой. (Круговые движения)
«Пробуждение весны» П.И. Чайковский («Танцуем и импровизируем»).
В заключении: «Творим» («Весенняя картина» коллективное выкладывание картинки из атрибутов на ковре).
Назвать: «Пробуждение весны»
«Весна идет»
«Мир весной»
«Весенняя нежность»
Днем на солнце капель (Дети играют на колокольчиках)
(Какая капель? – солнечная, веселая, радостная, светлая, шаловливая)
Ночью морозец (Дети играют на стаканчиках)
(Какой? – звонкий, прозрачный, холодный)
Март голубой на дворе – пора яркого солнца
И полосатых снегов
Зиме конец, а весне – начало.
Солнышко пригрело, все рады и смеются
«Солнышко» Русская народная Закличка. Озвучивание стихов (импровизация детей на инструментах).
Дети: Много солнышку работы,
Много солнышку заботы,
А особенно весной,
Чтоб согреть весь мир лесной.
Солнышко: Ну-ка, целый день попробуй,
В ясном небе так светить,
Чтобы снежные сугробы
Поскорее растопить.
Да, прогоняет Солнышко мороз
Слышно, как он уходит
Стучит клюкой по деревьям – з. ж. f
Все тише – з. ж. m f
Все дальше – з. ж. р
В воздухе плывет шорох – з. ж.
На смену морозцу пришла оттепель – з. ж.
«Таяние» музыка А. Рубинштейна (коробочки – щелчки).
Все шуршит, хрустит и звенит.
«Полька» муз. аноним. Танец – игра (шуршалки и бубенчики).
Звонкий весенний денек
Песня «Капель» слова и музыка В. Шестакова
(припев, дети играют на )
Вот и апрель наступил.
Ручейки говорят, говорят…
У каждого ручейка свой голосок.
Один чуть шепчет ( D)
А другой звонко кричит
И каждый о своем (тутти)
Дети: 1. Вот проснулся ручеек
Зажурчал, зазвенел.
Буль-буль песенку запел.
2. Ручеек бежит, бежит
И как зеркальце блестит.
Деток в гости зовет
Буль-буль песенку поет.
Ой, смотрите, ручейки к медведю в берлогу забежали и разбудили его
Сценка «Медведь и Солнце» (маленький театр)
Авторская разработка
(Дети разделены на три подгруппы: «Солнце», «Ручейки», «Снег»)
Медведь — ребёнок
Просочилась в берлогу Вода («буль-буль» — дети болтают язычком, изображая бульканье ручейка) – Медведю штаны промочила.
– Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! Вот я тебя сейчас!
Испугалась вода, зажурчала тихим голосом: «Буль-буль»)
– Не я, Медведушко, виновата. Снег во всем виноват.
Начал таять, воду пустил. А мое дело водяное – теку под уклон (у-у)
– Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас!
Побелел снег, испугался («Ш-ш-ш»)
– Не я виноват, медведь. Солнце виновато.
Так припекло, так прижгло – растаешь тут! («Ш-ш-ш»).
– Ах, так это Солнце мне штаны промочило? Вот я его сейчас!
А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать.
Сияет себе («А-а-а» — дети поднимают руки вверх и каждый поёт на глиссандо в фальцетном регистре) Снег топит («Ш-ш-ш»), воду в берлогу гонит («Буль-буль»), Медведю штаны мочит.
Тутти из 3-х подгрупп детей:
* солнце «А-а-а»;
* снег « Ш-ш-ш»;
* ручей « Буль-буль»
Каждый ребёнок поёт свой звук в фальцетном регистре . Дети должны слушать звучащий кластер и не петь очень громко)
Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал («Бу-бу-бу») да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.
Небо сияет – глаз не поднять. И летят в одиночку (раздать птичек) и стайками пение птиц – чик-чирик, тиу-тиу-тёх, фью-фью-фью, ух-ух-ух, пиу-пиу, ку-ку и.т.д.
Летят песни наперегонки.
«Танец с птицами» И. Штраус Вальс. Двигательная импровизация.
Загремел в лесу май, зазвучало всё, что может звучать. Полон лес криков, свистов, стуков и песен.
Одни прилетели в лес с перелётными птицами, другие родились здесь в лесу.
«Весна» Озвучивание стихов (импровизация детей с использованием музыкально-шумовых инструментов).
Ах ты, Веснушка — Весна, что Весна нам принесла?
— лучик золотой
— цветик голубой
— песенку ручья
— песню соловья
За окном цветущий сад, и веснушки для ребят!
«Танец с цветами» музыка А. Гречанинов.
В заключении: «Творим» — «Весенняя картинка» (коллективное выкладывание картинки из атрибутов на ковре).
Назвать: «Весна — красна», «Цветущий сад» (сравнить краски начала и окончания весны).
Используемая литература
Сладков Н. И. Лесные тайнички: Рассказы и сказки.- М. «Детская литература», 2000