Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга

Урок музыки в 2 классе на тему

«Весенний калейдоскоп»

подготовила

музыкальный руководитель

Шикарная Ольга Алексеевна

г. Санкт-Петербург

2013г

Цели занятия: Развивать способность детей слышать «музыку природы»; учить находить способы перевода речевого звукоподражания в музыкальные звуки.

Задачи:

  1. Вызвать эмоциональный отклик на выразительность весенних звуков, красок.

  2. Развивать слуховое, творческое воображение.

  3. Развивать целостно музыкальность детей через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных в процессе музицирования.

  4. Развивать способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями (тактильными, зрительными, слуховыми) и звуковыми, пластическими, художественными образами.

Музыкальный материал:

1.«Подснежник»П.И. Чайковский «Танцуем и импровизируем, творим».

2. «Солнышко» Русская народная Закличка. Озвучивание стихов (импровизация детей на инструментах).

3. «Мелодия» А. Рубенштейн — «Таяние» — выделение сильной доли (щелчки по коробочке)

4. «Голубой март» — Двигательное упражнение (без музыкального сопровождения)

З – Ж (звуковой жест) — Динамические упражнения — «Шорохи»

— «Морозец»

— «Ручейки»

5. «Птицы» — И. Штраус «Весенний вальс». Фонопедическое упражнение

6. «Польки»- танец-игра с инструментами муз. Аноним (шуршалки и бубенчики)

7. «Капель» песня, слова и музыка В. Шестакова

8. «Ручейки» — импровизация детей с инструментами

9. «Медведь и Солнце» — инсценировка – авторская разработка

10. «Танец с птицами» — И. Штраус «Вальс». Двигательная импровизация

11. «Весна» — Г. Сангир Озвучивание стихов детьми, импровизация.

12. «Танец с цветами» — музыка А. Гречанинова, авторская разработка — «Танцуем и творим»

Расширение словарного запаса слов на тему «ВЕСНА»:

Солнечные, прозрачные, холодные, ледяные (сосульки), звонко, игриво, бойко, проворно, лучисто, юрко, настойчиво, призывно, ликующе, приветливо, светло, шаловливо.

Подготовительная работа:

— Разучивание песни – «Капель» слова и музыка В. Шестакова

— Разучивание танца с цветами, музыка А. Гречанинов

— Разучивание стихов

— Прослушивание «Подснежник» П.И. Чайковский

«Мелодия» А. Рубенштейна

— Разучивание инсценировки – «Медведь и солнце»

Музыкальные инструменты:

Металлофоны, бубенчики, колокольчики, треугольники, ксилофон, барабан, свистульки, бубен.

Пособия и материалы:

Самодельные инструменты (коробочки, шуршалки, бутылочки, стаканчики, птички на ниточке, ленты, шарфики, салютики, цветы на пальчик).

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку.

Звуки ручейка, птиц («Подснежник» П.И. Чайковский)

Глянь за окошком, дружок,

Тает у речки снежок,

Птицы поют у окна,

В гости стучится весна…

(на ковре лежат платочки, ленточки, шарфики, салютики голубого, синего цвета, дети берут атрибут и выполняют двигательное упражнение с ним)

Двигательное упражнение:

Голубой месяц март

Голубое небо (качание)

Снега голубые (качание)

На снегах тени, как синие молнии («лапша»)

Голубая даль (качание)

Голубые льды (качание)

Голубые на снегу следы. (Присели на корточки)

Весь мир голубой. (Круговые движения)

«Пробуждение весны» П.И. Чайковский («Танцуем и импровизируем»).

В заключении: «Творим» («Весенняя картина» коллективное выкладывание картинки из атрибутов на ковре).

Назвать: «Пробуждение весны»

«Весна идет»

«Мир весной»

«Весенняя нежность»

Днем на солнце капель (Дети играют на колокольчиках)

(Какая капель?солнечная, веселая, радостная, светлая, шаловливая)

Ночью морозец (Дети играют на стаканчиках)

(Какой?звонкий, прозрачный, холодный)

Март голубой на дворе – пора яркого солнца

И полосатых снегов

Зиме конец, а весне – начало.

Солнышко пригрело, все рады и смеются

«Солнышко» Русская народная Закличка. Озвучивание стихов (импровизация детей на инструментах).

Дети: Много солнышку работы,

Много солнышку заботы,

А особенно весной,

Чтоб согреть весь мир лесной.

Солнышко: Ну-ка, целый день попробуй,

В ясном небе так светить,

Чтобы снежные сугробы

Поскорее растопить.

Да, прогоняет Солнышко мороз

Слышно, как он уходит

Стучит клюкой по деревьям – з. ж. f

Все тише – з. ж. m f

Все дальше – з. ж. р

В воздухе плывет шорох – з. ж.

На смену морозцу пришла оттепель – з. ж.

«Таяние» музыка А. Рубинштейна (коробочки – щелчки).

Все шуршит, хрустит и звенит.

«Полька» муз. аноним. Танец – игра (шуршалки и бубенчики).

Звонкий весенний денек

Песня «Капель» слова и музыка В. Шестакова

(припев, дети играют на )

Вот и апрель наступил.

Ручейки говорят, говорят…

У каждого ручейка свой голосок.

Один чуть шепчет ( D)

А другой звонко кричит

И каждый о своем (тутти)

Дети: 1. Вот проснулся ручеек

Зажурчал, зазвенел.

Буль-буль песенку запел.

2. Ручеек бежит, бежит

И как зеркальце блестит.

Деток в гости зовет

Буль-буль песенку поет.

Ой, смотрите, ручейки к медведю в берлогу забежали и разбудили его

Сценка «Медведь и Солнце» (маленький театр)

Авторская разработка

(Дети разделены на три подгруппы: «Солнце», «Ручейки», «Снег»)

Медведь — ребёнок

Просочилась в берлогу Вода («буль-буль» — дети болтают язычком, изображая бульканье ручейка) – Медведю штаны промочила.

Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! Вот я тебя сейчас!

Испугалась вода, зажурчала тихим голосом: «Буль-буль»)

Не я, Медведушко, виновата. Снег во всем виноват.

Начал таять, воду пустил. А мое дело водяное – теку под уклон (у-у)

Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас!

Побелел снег, испугался («Ш-ш-ш»)

Не я виноват, медведь. Солнце виновато.

Так припекло, так прижгло – растаешь тут! («Ш-ш-ш»).

Ах, так это Солнце мне штаны промочило? Вот я его сейчас!

А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать.

Сияет себе («А-а-а» — дети поднимают руки вверх и каждый поёт на глиссандо в фальцетном регистре) Снег топит («Ш-ш-ш»), воду в берлогу гонит («Буль-буль»), Медведю штаны мочит.

Тутти из 3-х подгрупп детей:

* солнце «А-а-а»;

* снег « Ш-ш-ш»;

* ручей « Буль-буль»

Каждый ребёнок поёт свой звук в фальцетном регистре . Дети должны слушать звучащий кластер и не петь очень громко)

Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал («Бу-бу-бу») да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.

Небо сияет – глаз не поднять. И летят в одиночку (раздать птичек) и стайками пение птиц – чик-чирик, тиу-тиу-тёх, фью-фью-фью, ух-ух-ух, пиу-пиу, ку-ку и.т.д.

Летят песни наперегонки.

«Танец с птицами» И. Штраус Вальс. Двигательная импровизация.

Загремел в лесу май, зазвучало всё, что может звучать. Полон лес криков, свистов, стуков и песен.

Одни прилетели в лес с перелётными птицами, другие родились здесь в лесу.

«Весна» Озвучивание стихов (импровизация детей с использованием музыкально-шумовых инструментов).

Ах ты, Веснушка — Весна, что Весна нам принесла?

— лучик золотой

— цветик голубой

— песенку ручья

— песню соловья

За окном цветущий сад, и веснушки для ребят!

«Танец с цветами» музыка А. Гречанинов.

В заключении: «Творим» — «Весенняя картинка» (коллективное выкладывание картинки из атрибутов на ковре).

Назвать: «Весна — красна», «Цветущий сад» (сравнить краски начала и окончания весны).

Используемая литература

Сладков Н. И. Лесные тайнички: Рассказы и сказки.- М. «Детская литература», 2000

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here