МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31

с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района РТ

Урок обобщения и систематизации знаний

по теме

5 класс

Разработала:

учитель математики

Гибадуллина А. Р.

Нижнекамск — 2013

Тема урока: «Десятичные дроби».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать знания, умения и навыки обучающихся по темам: «Десятичные дроби», «Сложение, вычитание, умножение, деление, округление и сравнение десятичных  дробей».

Задачи урока:

  • Образовательные:

        • организовать работу обучающихся по систематизации знаний основных теоретических вопросов темы;

        • закрепить умения и навыки применения правил сравнения, округления, сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей при решении задач;

        • применить изученные правила при решении нестандартных практических задач;

        • проверить качество усвоения ранее изученного материала;

        • сформировать умение оперировать ранее полученными знаниями.

  • Развивающие:

        • создать условия для развития познавательного интереса к предмету;

        • развивать навыки самостоятельной деятельности и самоконтроля учащихся;

        • развивать сообразительность, находчивость, логическое мышление, познавательную активность, внимание, любознательность и интерес к предмету;

        • продолжить формирование математической речи; вырабатывать умение анализировать и сравнивать, проводить аналогии.

  • Воспитательные:

        • воспитывать информационную культуру, готовить обучающихся к жизни в современном информационном обществе;

        • воспитывать аккуратность, внимательность, интерес к предмету, эрудицию, упорство;

        • совершенствовать навыки эстетического оформления записи в тетради.

Форма проведения урока:  игровая, урок-сказка с использованием новых информационных технологий; фронтальная; индивидуальная, групповая.

Средства: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели и задач урока (1 мин).

  2. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков:

    1. Сказка про запятую (4 мин).

    2. Устная работа (1 мин).

    3. Разминка (6 мин).

    4. Повторение правил (5 мин).

    5. «Математические дебри» (7 мин).

    6. «В гостях у Бабы Яги» (5 мин).

  3. Физкультминутка (3 мин).

  1. Решение задачи на движение (2 мин).

  2. Задания на все действия с десятичными дробями (4 мин).

  1. Выставление оценок (3 мин).

  2. Домашняя работа (2 мин).

  3. Итоги урока (2 мин).

 

Ход урока:

(Слайд 1).

Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока «Десятичные дроби».

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать знания, умения и навыки обучающихся по темам: «Десятичные дроби», «Сложение, вычитание, умножение, деление, округление и сравнение десятичных дробей».

Система оценивания.

Сказка про запятую.

(Слайд 2).

Жила-была маленькая Запятая. Была она очень несчастная: ученики часто забывали ее ставить в предложениях, учителя снижали им за это оценки, ученики ворчали, ругали запятую, все от нее отмахивались.

(Слайд 2).

И решила она уйти из страны «Грамматика» в страну «Математика». Но не скоро дело делается. Она, так же, как и нуль, долго путешествовала по стране Натуральных чисел и стране Обыкновенных дробей, но никто не обращал на нее там внимания.

Однажды она попала в страну Десятичных дробей. Управляла этой страной Царица Дробь, и звали ее Десятичная. Здесь запятой все были очень рады, и решила Царица Дробь удочерить запятую, и все начали ее звать Прекрасная Запятая. Она стала здесь важной жительницей. Поначалу нашей путешественнице было трудно, она не знала всех правил и часто из-за этого попадала в неловкое положение. «Самое главное», − говорили ей жители этой страны − десятичные дроби, − «ты должна быть очень внимательной». Иногда думают, что от положения маленькой запятой ничего не зависит, и расставляют их наугад, но в Математике, как и в Грамматике запятая играет очень важную роль».

(Слайд 3).

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, путешествие в страну Десятичных дробей.

В этом путешествии вам нужно будет показать свои знания, находчивость и смекалку.

(Слайд 4).

Эпиграфом к нашему уроку мы с вами возьмем слова великого педагога Адольфа Дистервега: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».

Итак, отправляемся в путь!

(Слайд 5).

В некотором царстве, в некотором государстве

Жила-была царица Дробь

Звали ее Десятичная.

Была у нее дочь – прекрасная Запятая.

(Слайд 6).

Жили они, не тужили, правили своей страной.

Царевна Запятая следила за правильной записью десятичных чисел,

И в Десятичной стране все жили мирно и счастливо.

Устная работа.

Ребята, давайте поможем царевне Запятой навести порядок в стране, расставим запятые по местам:

(Слайд 6).

2,5 +3,7 = 6,2

70,2 — 3,7 = 66,5

Разминка.

(Слайд 7).

А вот и новые задания для царевны. Запишите в тетрадь и выполните задания.

(Ученики сначала самостоятельно выполняют на местах, потом у доски несколько ребят решают, остальные проверяют).

Ответы к Слайду 7:

1.

а) запятая должна стоять под запятой, цифра «3» под цифрой «2», цифра «7» под цифрой «5», в ответе должно получиться 6,26;

б) разряд должен стоять под разрядом, цифра «8» под цифрой «7», в ответе должно получиться 7,54;

в) запятая должна стоять под запятой, цифра «1» под цифрой «1», цифра «6» под цифрой «6», в ответе должно получиться 30;

г) неправильно выполнено вычитание, в первом слагаемом в разряде тысячных нужно дописать цифру «0», в ответе должно получиться 7,103.

2. 3,87; 10,21; 0,982+4,043.

3. 3,4 + 0,5 + 4,3 + 0,6 + 0,5 + 0,7 = 10 (может быть несколько вариантов ответов, проговорить все).

Повторение правил.

(Слайд 8).

Гуляла однажды царевна Запятая по саду…

Налетели тучи темные, затмили солнце ясное.

Налетел Горыныч змей и унес прекрасную Запятую в свою далекую страну.

Огорчилась царица Дробь и обратилась к жителям Десятичной страны с просьбой о помощи. Но в десятичной стране воцарился хаос, исчезли запятые из всех домов, и все жители перессорились. Поэтому никто не смог помочь царице.

И тогда царица Дробь обратилась к Вам, ребята:

Дорогие ребята! Помогите спасти царевну Запятую!

Ну что, поможем?

(Слайд 9).

Наш путь в далекую страну Змея Горыныча лежит через развилку, на которой стоит камень. На камне надпись: «Не ходите туда! Погибните! Правил не знаете, а без них как без рук и ног. Дороги дальше нет»

Ребята, а Вы правила знаете? Рассказать сумеете?

(Отвечают на вопросы).

Молодцы! Все знаете правила! Можем двигаться дальше!

«Математические дебри».

(Слайд 10).

Далее наш путь лежит через «Математические дебри».

Запишите содержимое слайда в виде математического выражения и найдите его значение. Сейчас мы с вами посмотрим кто же у нас самый логически мыслящий. Кто же догадается, с какого числа нужно начать записывать математическое выражение.

(Действия должны выполняться по порядку, с какого числа начинаем вычисления, к тому же числу приходим в ответе).

(Слайд 11).

Ребята давайте мы с вами закодируем получившиеся ответы и посмотрим, какое же слово получается у вас.

К, А

Д

Т

Н, Ж

Е, Ё

П

З

Р

И

Я

23,5

55,45

9,9

475,2

33

47

34

30,5

470

4,7

(Слайд 12).

(23,5 х 2: 10 + 5,2): 0,3 – 2,5 – 7 х? = 23,5.

Ответ: 1.

(Сначала на местах выполняют, потом у доски).

«В гостях у Бабы Яги».

(Слайд 13).

Ну вот, и Дебри позади,

Стоит избушка впереди.

На горе стоит избушка,

А в ней вредная старушка.

Она точно знает,

Где Горыныч обитает.

Но не скажет –

Надо знать, как ее нам называть.

1) Найдите значение выражения при заданных значениях переменной а.

(Дети выполняют задания в тетради и на доске.

2) Проверьте ответы по таблице на слайде, упорядочьте значения выражения по возрастанию, поставьте в соответствие каждому значению букву из второй таблицы. Получится имя вредной старушки. (ЯГУСЯ).

Молодцы, ребята, вы правильно угадали. Теперь старушка поможет нам.

(Слайд 14).

Отправляю с вами, дети, колобка, он проводит вас до логова Змея Горыныча.

Но перед дальней дорогой, нам ребята с вами надо размяться, отдохнуть.

(Слайд 15).

Физкультминутка.

Решение задачи на движение.

Продолжаем путь. А как далеко нам добираться, мы узнаем, если решим задачу.

(Слайд 16).

Задача: Из своей избушки вылетела на ступе Баба Яга со скоростью 5,2 км/ч, навстречу ей из своего логова вылетел Змей Горыныч со скоростью 3,5 км/ч. Встретились они через 48 минут. Каково расстояние от избушки Бабы Яги до логова Змея Горыныча?

Ответ: 6,96 км.

(На местах и у доски).

Задания на все действия с десятичными дробями.

(Слайд 17).

(1 вариант двигается по ступенькам слева, 2 вариант – справа)

Вот мы и добрались до логова. Теперь нужно взобраться на вершину, чтобы встретиться со Змеем.

Что получилось? (3)

А чего у Змея Горыныча 3? (Голов)

Вот и сам хозяин горы.

(Слайд 18).

Он спрятал царевну Запятую в подземелье. Чтобы разрушить замок на двери в подземелье Вы должны отгадать ребус.

Ответ: ДРОБЬ.

Теперь царевна Запятая свободна и мы можем отправиться в Десятичную страну к царице Дроби.

(Слайд 19).

В награду за спасение царевны царица Дробь прислала вам сундук с сокровищами.

Как вы думаете, какие сокровища вы получили сегодня на уроке? Конечно, знания!

Выставление оценок.

(Слайд 20).

Домашняя работа.

Итоги урока.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here