УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В 4 КЛАССЕ по теме «Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначные»
(с использованием индивидуальных планов для обучающихся и технологии разноуровневого обучения)
учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 с углубленным изучением отдельных предметов города Бугульмы Республики Татарстан Басынина Лариса Николаевна
ТЕМА: « Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначные»
ЦЕЛИ: 1) закреплять умение выполнять данные приемы умножения;
2)развивать быстроту счета, умение решать поставленные проблемы и задачи, умение самостоятельно мыслить;
3) воспитывать аккуратность, умение слушать.
ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные планы для обучающихся, рабочие тетради « Умники и умницы».
ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ
— Сегодня мы отправимся в плавание на музейном экспонате, парусном фрегате, по морю Вопросов к неизвестной земле – острову Фантазий (на доске — рисунок острова с названием пунктов остановки) Перед вами планы сегодняшнего урока, прочитайте тему нашего урока, цели. Где будете применять полученные знания? ( На листах: умение выполнять письменные приемы сложения с переходом через десяток будем применять на практике при решении задач, выражений и в повседневной жизни, когда необходим счет.)
1 этап « Разминка»
— Прочитайте девиз нашего урока:
« Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела скорей вычитайте».
— Предлагаю вам ответить на море вопросов в быстром темпе (« Умники и умницы» стр.46, занятие 18)
— Чем кончается день и начинается ночь? ( ь )
— Значок для обозначения числа (цифра)
— Шёл человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город?
— Вокзал для корабля (порт)
— Сколько лет было двадцатилетнему человеку 4 года назад? (16)
— В стакане растворили 10 г сахара. Клава выпила полстакана. Сколько сахара досталось Клаве? ( 5 г)
— В корзине 7 яблок. Как поделить их между 7 детьми так, чтобы каждому досталось по одному яблоку, и одно осталось в корзине? (дать одному яблоко с корзиной)
— Лестница состоит из 23 ступенек. Какая ступенька находится в середине лестницы? (12)
2 ЭТАП « Мыс познания»
— Остров очень большой, поэтому мы будем плавать вдоль берега. Вот первый мыс, на который мы высаживаемся,- мыс Познания.
— Только ступили на сушу, сразу мимо нас промчались 6 лошадей, на каждой сидел 1 всадник. Сколько всего всадников было? Как узнали?
— Первый всадник привез для вас разноуровневые задания: решить примеры столбиком.
1 уровень 2 уровень
357934*7= 124561*6= 3т549кг*5= 2км344м*3=
135423*2= 154393*4= 37км108м*4= 19ц79кг*2=
— Прошли далее и нашли задание, которое привез 2 всадник: « У продавца осталось 840 пачек черного чая, а зеленого в 3 раза больше».
Проблема: как сделать, чтобы эта запись стала задачей?
— Поставить вопрос.
— 1 уровень: поставить вопрос так, чтобы задача решалась сложением
— 2 уровень: поставить вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием
( Сколько всего пачек чая осталось у продавца? На сколько больше пачек зеленого чая, чем черного, осталось у продавца?)
—Растительный мир острова в основном был представлен пальмами и кактусами. Гуляя по берегу, набрели на кактусы, которые росли необычно. Узнаете, если внимательно будете выполнять задание: возьмите простой карандаш, поставьте в углу клетки точку, отступите от неё 6 клеток вправо, поставьте точку, от этой точки отступите 8 клеток вниз, поставьте точку. Вот так росли кактусы. Теперь соедините по линейке эти точки. Какая фигура получилась? Достройте её до прямоугольника. Найдите периметр и площадь этого прямоугольника.
( периметр 14 см, площадь 12 кв. см)
3 ЭТАП « Бухта Улыбок»
— Заплываем в эту бухту, где немного разомнемся. ( физминутка)
— Продолжаем прогулку по берегу. Кроме кактусов есть и пальмы. Если вы правильно решите уравнение, то узнаете, сколько было пальм.
1 уровень 2 уровень
Х:1074=3 У:3=7470-6396
4 ЭТАП «берег Нерешенных задач»
— Приближаемся к берегу Нерешенных задач.
—Предлагаю задачи разного уровня сложности. Условие будет одно, а вопросы разные.
« На острове было 115 слонов, попугаев в 4 раза больше, чем слонов, а обезьян в 2 раза больше, чем попугаев. Сколько обезьян было на острове? ( 1 уровень) Сколько всего животных было на острове? ( 2 уровень)» ( 230 обезьян, 805 животных всего)
5 ЭТАП « Мыс Задумчивости»
( задания для умников и умниц)
а) « У девочки живут собака, кот, канарейка и золотая рыбка. Сколько у питомцев лап, крыльев, голов, хвостов?» (10 лап, 2 крыла, 4 головы, 4 хвоста)
б) «Чтобы разрезать веревку на части, сделали 4 заметки. Сколько частей получилось?» (5 ч)
6 ЭТАП « Бухта Сравнений»
— Сравните выражения.
1 уровень 2 уровень
3365*5…4800 32ц6кг*8…623кг
9250… 1298*4 4т052кг*5…540кг
7 ЭТАП « Мыс Итогов»
— Вспомним цели нашего урока. Чему учились?
— Оцените свою работу на уроке. Поставьте на полях тетради красный кружок те, у кого все получилось хорошо, те, у кого возникли затруднения во время выполнения заданий, нарисуйте синий кружок.
8 ЭТАП « Дорога домой»
— 1 уровень: придумать ребусы по теме
— 2 уровень: придумать свои задания к проведению следующего урока по этой же теме.
Индивидуальный план к уроку математики в 4 классе
ТЕМА: « Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначные»
ЦЕЛИ: 1) закреплять умение выполнять данные приемы умножения;
2)развивать быстроту счета, умение решать поставленные проблемы и задачи, умение самостоятельно мыслить;
3) воспитывать аккуратность, умение слушать 1 этап « Разминка»
— Прочитайте девиз нашего урока:
« Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела скорей вычитайте»
2 ЭТАП « Мыс познания»
1 уровень 2 уровень
357934*7= 124561*6= 3т549кг*5= 2км344м*3=
135423*2= 154393*4= 37км108м*4= 19ц79кг*2=
« У продавца осталось 840 пачек черного чая, а зеленого в 3 раза больше».
— 1 уровень поставить вопрос так, чтобы задача решалась сложением
— 2 уровень поставить вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием
3 ЭТАП « Бухта Улыбок
1 уровень 2 уровень
Х:1074=3 У:9=7184-6396
4 ЭТАП
— Приближаемся к берегу Нерешенных задач.
« На острове было 115 слонов, попугаев в 4 раза больше, чем слонов, а обезьян в 2 раза больше, чем попугаев. Сколько обезьян было на острове? (1 уровень) Сколько всего животных было на острове? (2 уровень)»
5 ЭТАП « Мыс Задумчивости»
6 ЭТАП « Бухта Сравнений»
— Сравните выражения.
1 уровень 2 уровень
3365*5…4800 32ц6кг*8…623кг
9250… 1298*4 4т052кг*5…540кг
7 ЭТАП « Мыс Итогов»
8 ЭТАП « Дорога домой»
— 1 уровень: придумать ребусы по теме
— 2 уровень: придумать свои задания к проведению следующего урока по этой же теме.
Использованная литература
-
Леонова Н.А. Уроки «Мастер-класс» 1-4 классы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
-
Беденко М.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике 1-4 классы. – М., ВАКО,2008