Урок-игра «Мир математики» по теме:
«Действия над натуральными числами»
Урок № Дата:
Тема: «Действия над натуральными числами».
Цель урока: закрепить ЗУН учащихся выполнять действия над натуральными числами.
Задачи:
Образовательные: закрепить и проверить умение выполнять действия над натуральными числами (сложение, вычитание, умножение и деление), решать уравнения и задачи, закрепить умение самостоятельно анализировать и решать задачи разного вида; углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
Развивающие: развивать навыки устных и письменных вычислений на вычитание натуральных чисел, развивать коммуникативные умения, логическое мышление, математическую речь, индивидуальные способности учащихся, смекалку, память, внимание, познавательную активность и сообразительность.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету математики через использование игровых форм, воспитывать чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы, способности к самооценке выполненной деятельности, умение работать в парах, воспитывать дисциплинированность, аккуратность, ответственное отношение к учебе.
Класс: 5Б класс.
Время: 45 минут.
Ожидаемые результаты:
-
Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой урока математики.
-
Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
-
Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.
-
Расширение историко-научного кругозора учащихся в области математики.
-
Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация и проверка знаний.
-
Игра.
-
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. Ученики открывают тетрадь, записывают число, «Классная работа», и тему урока.
II. Актуализация и проверка знаний.
Проверка домашнего задания. Разбор нерешенных заданий у доски.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок математики, а урок – игра “Мир математики”. И начать его я хочу стихотворением М.Борзаковского “Математика повсюду!”:
Математика повсюду. Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро, начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро, чтобы в класс не опоздать.
III. Игра.
1-й конкурс. Математическая разминка
-
Сколько хвостов у семи котов? (7)
-
Сколько носов у двух псов? (2)
-
Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков? (40)
-
Сколько ушей у пяти малышей? (10)
-
Сколько ушек у трёх старушек? (6)
-
Сколько у десяти ослов ушей и хвостов? (30 = 20 ушей + 10 хвостов)
-
На одной ноге страус весит 60 кг. Сколько килограммов он весит на двух ногах? (60 кг)
-
Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)
-
В 12 часов ночи идёт дождь. Можно ли утверждать, что через 48 часов будет светить солнце? Почему? (Нет, так как через 2 суток будет вновь ночь)
-
Что тяжелее : килограмм сена или килограмм железа? (Одинаковый вес)
2-й конкурс. Расшифровать ребусы.
МЕ100 ; 40А (место; сорока)
3БУНА; И100РИЯ (трибуна; история)
3-й конкурс. Весёлое умножение.
Учитель: Кто умеет перемножать в столбик два двузначных числа? Все умеют?! Проверим! Я приглашаю к доске по одному участнику от каждой команды. (После того, как дети вышли, ведущий продолжает.) Вот только я забыл вас предупредить, что умножать вы будете с завязанными глазами! Итак, 18 * 12 =
4-й конкурс. Математика + Литература.
Команде предлагается написать как можно больше пословиц, содержащих числа. Например, не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
5-й конкурс. Блицтурнир.
Командам предлагается заполнить таблицы поочерёдно с помощью всех членов команды. Таблицы даются равнозначные. В таблицах заполнена колонка “Словесная запись”, а ребятам необходимо заполнить колонку “Символическая запись”.
2-я команда | |||
Словесная запись | Символическая запись | Словесная запись | Символическая запись |
а на 70 больше, чем в | а – в = 70 | в на 4 меньше, чем а | а – в = 4 |
а в 3 раза больше, чем в | а : в = 3 или а = 3в | а в 5 раз меньше, чем в | в : а = 5 или |
Сумма чисел а и 18 равна 25 | а + 18 = 25 | Разность чисел в и 23 равна 14 | в – 23 = 14 |
6-й конкурс. Пантомима.
Командам предлагается придумать и показать пантомиму на тему “ Двоечник у доски”. А пока команды готовятся к соревнованиям.
7-й конкурс. БЛИЦТУРНИР.
Командам решить пример, содержащий все математические действия, но выполнить это задание всей командой.
-
1-й ученик – расставляет порядок действий.
-
2-й ученик – выполняет первое действие.
-
3-й ученик – выполняет второе действие.
-
4-й ученик – выполняет третье действие.
-
5-й ученик – выполняет четвертое действие.
-
6-й ученик – выполняет пятое действие и записывает ответ.
Ряд 1: 14 + (36*18 – 522:87) – 21= 635
36*18=648; 2) 522:87=6; 3) 648 – 6 = 642; 4) 14+642=656; 5) 656 -21 = 635
Ряд 2: 23 + (468: 78 + 46 * 24) – 157 = 976
1) 468:78=6; 2) 46*24=1104; 3) 1104+6=1110; 4) 23+ 1110 = 1133;
5) 1133 – 157= 976
Ряд 3: 689 – (621: 69 + 35*18) + 57=107
621: 69 = 9; 2) 35*18=630; 4) 630 +9 = 639; 5) 689 -639 = 50: 6) 50+57=107
8-й конкурс. Математический футбол.
-
Какое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля? (Ответ: число ноль)
-
Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?(Ответ: 2 и 2 , 2 + 2 = 4, 2 * 2 = 4)
-
Когда делимое и частное равны между собой?(Ответ: когда делитель равен одному)
-
Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит весь кирпич? (Ответ: 4 кг)
-
Три кошки за три минуты ловят трёх мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? (Ответ: 100 кошек)
-
Не производя никакой записи, увеличьте число 86 на 12? (Ответ: перевернуть число и получить 98)
-
От трёхзначного числа отняли один и получили двузначное? Что это за числа? (Ответ: 100 – 1 = 99)
-
Применяя знаки действий, запишите число 1 тремя двойками.(Ответ: 2 + 2 : 2 = 1)
-
Как нужно расставить знаки “+” в записи 1 2 3 4 5 6 7 , чтобы получилась сумма, равная 100? (Ответ: 1 + 2 + 34 + 56 + 7 = 100)
-
Какое целое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?(Ответ: число ноль)
-
Какое целое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?(Ответ: Число ноль)
-
Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?(Ответ: 2 и 2 , 2 + 2 = 4, 2 * 2 = 4)
-
Когда делимое и частное равны между собой? (Ответ: Когда делитель равен одному)
-
Шоколадка стоит 10 рублей и ещё половина шоколадки. Сколько стоит вся шоколадка? (Ответ: 20 рублей)
-
Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах? (Ответ: 5 кг)
-
Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 5 до 87? (Ответ: Нулём)
-
Что больше: произведение всех цифр или их сумма? (Ответ: Сумма,0*1*2*3*4*5*6*7*8*9=0, 1+2+3+4+5+6+7+8+9 = 45)
-
Как нужно расставить знаки “+” в записи 1 2 3 4 5 6 7 , чтобы получилась сумма, равная 100? (Ответ: 1+2+34+56+7 = 100)
9-й конкурс. Найди лишнее слово
ПРЯМАЯ, ЛУЧ, ОТРЕЗОК, ПЕРИМЕТР
(Периметр, это не геометрическая фигура)
ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК, КВАДРАТ, ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД (параллелепипед, это объёмная фигура)
10-й конкурс. Грамотеи.
К доске приглашаются по одному представителю команд, которые записывают под диктовку слова: УРАВНЕНИЕ, ДЕЛЕНИЕ, ЧАСТНОЕ, СУММА, ДЛИНА, КООРДИНАТА.
11-й конкурс. Решите кроссворд
-
М И Л Л И О Н
П Р А В И Л О
Т Р Е У Г О Л Ь Н И К
Д Е Л Е Н И Е
М Е Т Р
У Р А В Н Е Н И Е
Т О Ч К А
Ц И Р К У Л Ь
К В А Д Р А Т
Ш К А Л А
Некоторое число
-
То, что надо знать наизусть.
-
Геометрическая фигура.
-
Арифметическое действие.
-
Единица измерения длины.
-
Равенство, содержащее неизвестную величину.
-
Геометрическая фигура, обозначаемая одной буквой.
-
Математический инструмент.
-
Геометрическая фигура, у которой все углы прямые.
-
Деления на измерительных приборах.
IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Для удобства и быстроты подведения итогов урока предлагаю использовать жетоны (их необходимо подготовить заранее). В конце урока подсчитать количество жетонов у каждого обучающегося и выставить оценки. Конечно, это необычный урок и неудовлетворительных оценок быть не должно. Итоги игры подводятся сразу после её окончания. Активным и успешным обучающимся выставляются отличные и хорошие оценки в журнал.