Математический брейн-ринг.
Для 5-6 классов (команды могут быть смешанные)
Быкова Наталья Петровна — учитель математики
МАОУ СОШ №2 п.Карымское, Забайкальского края
В игре принимают участие 4 команды В первых двух турах играют по 2 команды, а в третьем встречаются победители первых двух. Первые две встречи играют до трех очков. Третий тур — до 6 очков.
Игра начинается со стихотворения:
Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Поведем сегодня с вами речь.
Не случайно ей такой почет
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
ПЕРВЫЙ ТУР
-
Числа, употребляемые при счете, называются натуральными. При помощи каких цифр они записываются?
(0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.)
-
Восстановите цепочку вычислений:
40 :5 *3 :6 +46
-
Это слово имеет латинское происхождение, означающее «лен, льняная нить, шнур, веревка». Назовите это слово в том значении, в каком мы его употребляем сейчас.
(Линия).
-
Как быстро найти сумму чисел от 1 до 100? Вычислите.
1 2 3 4 …. 50
+100 99 98 97 …. 51
101 101 101 101 101 Ответ: 50 раз 101 * 50 = 5050
-
Сколько на этом чертеже различных треугольников?
(8).
-
Если Захар ростом не выше Олега, то каким он может быть ростом по сравнению с Олегом?
(Либо ниже, либо равен ему по росту).
ПАУЗА
(ЗАДАЧА – ЗАГАДКА ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ)
А. Барто
Четыре года Светику, он любит арифметику.
Светик радостную весть объявляет всем:
— Если к двум прибавить шесть – это будет семь!
Услыхав его слова, Юра стал считать:
— Нет, к шести прибавить два – это будет пять!
Спор горячий начался, разделились голоса.
………………………………………………………………………….
Тут как раз на счастье прибежала Настя.
Настя знает правила: два к шести прибавила,
И скажи на милость… Сколько получилось?
По какому правилу ответ она исправила?
(Вместо 2+6 она взяла 6+2,
применила переместительное свойство суммы).
ВТОРОЙ ТУР
-
Сколько различных двузначных чисел можно записать, используя цифры 3,5,7,9?
(35,37,39,53,57,59,73,75,79,93,95,97. Всего 12)
-
В старину в России применялись другие меры массы, чем в настоящее время. Так, для взвешивания мелких, но дорогих товаров, применялась мера в 4 г. Какая существует пословица, имеющая прямое отношение к этой мере массы?
(Мал золотник, да дорог).
-
Восстановите цепочку вычислений:
-
Прочитайте слова, которые вы видите в рамке. Найдите «лишнее» слово. Остальные слова замените общим названием.
Сложение
Вычитание
Умножение
Раздробление
Деление
(Раздробление. Действия).
-
Шарада – это особая загадка. В ней надо отгадать слово, но по частям.
К названию животного поставьте одну из мер –
получишь полноводную реку в бывшем СССР.
(Вол-га).
-
Замените звездочки цифрами.
1*3*7
— 895*
5*75
(14327-8952=5375).
ТРЕТИЙ ТУР
-
Согласны ли вы с утверждением: «Если участки огорожены заборами одинаковой длины, то площади этих участков равны?» Подтвердите свое мнение примерами.
(3 и 4 см., периметр 14 см., площадь 12 см2;
5 и 2 см., периметр 14 см., площадь 10 см2.)
-
Который из рядов лишний?
2 5 8 11 14
1 4 7 10 13
10 20 30 40 50
3 6 9 12 15
(третий).
-
Какую долю составляют сутки от года?
1 или 1
365 366
-
Шарада – загадка, в которой слово отгадывается по частям.
За мерой ноту вставишь вдруг, и целое найдешь среди подруг.
(Га – ля).
-
При каком царе впервые русские меры (верста, сажень, аршин, вершок, дюйм, фунт, пуд, фут, золотник) были приведены в определенную систему?
(при Петре I).
-
Какое число надо прибавить к натуральному числу, чтобы получилось следующее за ним число?
(1).
-
Восстановите цепочку вычислений:
900
-70 *5 :25 +26
-
В записи 8 8 8 8 8 8 8 8 = 1000 поставьте между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы получилось верное равенство.
(888 + 88 + 8 +8 +8 = 1000)
-
Девять школьников, сдавая экзамены по математике, русскому и истории, получили отметки «4» и «5». Можно ли утверждать, что по крайней мере двое из них получили по каждому предмету одинаковые отметки?
(ДА.444, 445, 454, 455, 544, 545, 554, 555)
-
Закончи предложение:
«Цифры 0, 1, 2, …»
(Арабские).
-
Логогриф – новая загадка. В ней надо сначала догадаться, о каком слове идет речь. Затем в отгаданном слове нужно дополнительно вставить одну или две буквы и получить новое слово.
Арифметический я знак, в задачнике меня найдешь во многих строчках.
Лишь «о» ты вставишь, зная как, и я – географическая точка.
(плюс – полюс).
-
Во многих западных странах использовалась единица площади акр. Акр примерно равен 4047 м2. Сравните 1 акр и 1 га.
(1 га больше 1 акра).
-
Метаграмма.
Я приношу с собою боль, в лице – большое искаженье.
А «ф» на «п» заменишь коль, то превращусь я в знак сложенья.
(флюс – плюс).
-
Найдите «лишнее» по смыслу слово. Остальные слова замените общим названием.
Метр
Дециметр
Килограмм
Сантиметр
Миллиметр
(Килогрмм. Единицы длины).
-
В клетке находилось 4 кролика. Четверо ребят купили по одному кролику и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться.
(1 кролика купили с клеткой).
-
Для измерения больших расстояний на Руси использовали единицу «поприще», замененную позже верстой. От восточных купцов пошла единица «аршин» (тоже означает «локоть») – существовали турецкий аршин, персидский аршин и др. Поэтому и возникла поговорка…
(мерить на свой аршин).
Игра заканчивается исполнением «Песенки об арифметике».
Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать, надо много уметь.
И при этом, и при этом вы заметьте – ка,
Очень важная наука арифметика!
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что вы заметьте – ка,
Капитанам помогает А-РИФ-МЕ-ТИ-КА!
Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,
Надо прежде всего арифметику знать.
И на свете нет профессии заметьте – ка,
Где бы нам не пригодилась А-РИФ-МЕ-ТИ-КА!
Команда, победившая в игре, получает призы.