Внеклассное занятие «Из истории математики»
Цели:
-
Познакомить детей с историей записи цифр.
-
Совершенствовать умение осуществлять поиск решения.
-
Активизировать познавательную активность учащихся.
-
Развивать творческую активность.
Оборудование: числовой ряд, парашютисты, римские цифры, картинки, листочки, карандаши
I.Орг.момент
— Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок
Постарайтесь всё понять и внимательно считать
II. Подготовительная часть
-
Игра «Десантники»
— Десантники получили задание приземлиться в лесу. Каждый должен приземлиться в заданном пункте. Путь движения парашютиста зашифрован примером. Догадайтесь, куда приземлится каждый десантник (соедините пример с ответом)
II. Основная часть
-
Сказка «Как люди научились считать»
Сколько тебе лет?
Сколько у тебя друзей?
Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали?
Вот послушайте:
Давным – давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений, иногда ловили рыбу, одевались в шкуры убитых зверей.
Жизнь первобытных людей мало, чем отличалась от жизни животных. Они владели речью, умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем.
Первобытные люди, как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, а первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь.
Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок, из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя. А если он видел их больше, то говорил: «Много».
Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, а потом четыре, пять и т.д. Пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно, когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Например, желая обменять сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала -5, две руки и одна нога -15, две руки две ноги – 20.
Специальные названия чисел имелись поначалу только для одного и двух. Числа же больше двух называли с помощью сложения: 3- это два и один, 4- это два и два, 5 –это два, еще два и один.
А теперь «Как люди научились записывать цифры».
Сейчас нам, привыкшим к начертанию цифр, даже не верится, что была какая – то другая система записи чисел.
Когда люди не имели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде отложенных ракушек или камешков.
В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. А «десять» обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы написать 15, надо было ставить пять палочек и одну подкову. И так до сотни. Для сотни был выдуман крючок, для тысячи – значок вроде цветка. Десять тысяч обозначали рисунком пальца, сто тысяч – лягушкой, а миллион – фигуркой с поднятыми руками. Не очень – то было удобно записывать таким способом большие числа и совсем неудобно было их складывать, вычитать, умножать, делить.
Значительно позднее цифры стали изображать иначе. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку. Однако, рисунок руки делали очень простым. Вместо того, чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V. И этот значок стал обозначать цифру 5. Потом к пяти прибавляли один и получали 6. Вот так: 6 — VI, 7 — VII.
А как короче записать четыре? Четыре палочки долго пересчитывать, поэтому от 5 отнимали один и записывали так: IV – это пять без одного.
А как записать десять? Десять состоит из двух пятерок, поэтому в римской нумерации цифру «десять» изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая – перевернута вниз: X.
Если рядом с X написать одну палочку справа – XI, то будет одиннадцать, а если слева – IX.
Римские цифры употребляют часто в наши дни. Например, на часовом циферблате, иногда делают обозначения римскими цифрами.
-
Задание: решите примеры
V + I =
V + II =
IX + I =
VI + III =
X — I =
Римская нумерация была большим изобретением для своего времени. Но для записи и выполнения арифметических действий она была не удобна. После того, как люди создали алфавит, во многих странах числа стали записывать, применяя буквы. В Древней Руси буква «А» обозначала единицу, «В» — два, «Г» — три, и т.д.
Однако, и буквенная нумерация тоже была неудобна для обозначения большого числа. Тогда еще люди не додумались, что одна и та же цифра может обозначать разные числа в зависимости от ее положения в ряду других цифр, как это сейчас.
Способ записи чисел всего несколькими знаками «десятью», который принят сейчас во всем мире, был создан в Индии. Индийская система счета распространилась затем по Европе, а цифры получили название арабских.
Физминутка
Поднимайся дружно класс, это – раз!
Покрутилась голова, это два!
Руки вверх, вперед смотри, это три!
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать, это пять!
Всем ребятам тихо сесть, это шесть!
3. Живые числа
— А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.
Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажите его римскими числами.
– Сколько будет, если 18: 6 ? (3);
– Чему равно произведение 5 и 2? (10)
– Сколько ног у двух петухов? (4)
– Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала? (8)
– Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя? (1)
– Сколько дней в неделе?(7)
IV. Подведение итогов занятия.