Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №8»

Пермский край

Задачи с краеведческим материалом как средство реализации этнокультурного компонента в обучении математике

(для учащихся 5 класса)

подготовила

учитель математики

Коньшина Елена Викторовна

Пермь 2015

Введение

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития. В последние годы проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности.

Изучение математики в органической связи с  окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика. Одним из таких дидактических средств могут быть задачи с региональным содержанием. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки  и контроля. Данные задачи рассчитаны для учащихся 5 классов.

Задача №1

Русский ученый уроженец Пермской губернии, в 1873-1877 годах он жил в Перми, учился в духовной семинарии, по окончанию которой он поступил на физико-математический факультет Петербуржского университета. Его изобретение положило начало многим отраслям техники. (В. Михайлюк. Пермская шкатулка.Пермь,2007, стр. 82.)

Вычисли и расположи ответы примеров в порядке возрастания и узнаешь фамилию ученого и его изобретение.

1)

О

46,35 : 45

О

92,46 : 23

П

23,4 : 18

В

172,2 : 41

П

26,234 : 26

2)

О

1044,9 : 43

Д

232,76 : 46

И

724,8 :48

Р

247,23 : 123

А

102 : 25

Ответ:

1)

О

46,35 : 45 =1,02

О

92,46 : 23=4,02

П

23,4 : 18=1,3

В

172,2 : 41=4,2

П

26,234 : 26=1,009

1,009

1,02

1,3

4,02

4,2

П

О

П

О

В

2)

О

1044,9 : 43=24,3

Д

232,76 : 46=5,06

И

724,8 :48=15,1

Р

247,23 : 123=2,01

А

102 : 25=4,08

2,01

4,08

5,06

15,1

24,3

Р

А

Д

И

О

Задача №2

Задачи с краеведческим материалом как средство реализации этнокультурного компонента в обучении математике, 5 классЭтот минерал был найден в 1830 году в Пермской губернии Оханского уезда. Прошло сто лет, прежде чем этому минералу нашли применение. В 1927 году была выпущена краска «Зеленая земля» на основе этого минерала. Предуралье является единственным местом, где он обнаружен в промышленном скоплении. (В. Михайлюк. Пермская шкатулка. Пермь,2007, стр. 270.)

Изображение:http://www.catalogmineralov.ru/mineral/1402.html

Вычислите. Заполните таблицу и узнаете название этого минерала.

101,2

33,8

2,03

131

33,8

76,5

87,06

131

33,8

15,02

45,9

В

25,3*4

О

48-14,2

К

26,2*5

Л

50,75:25

С

84,6+2,46

И

180,24:12

Н

125,4-48,9

Т

1,02*45

Ответ:

В

25,3*4=101,2

О

48 — 14,2=33,8

К

26,2*5=131

Л

50,75:25=2,03

С

84,6+2,46=87,06

И

180,24:12=15,02

Н

125,4 — 48,9=76,5

Т

1,02*45=45,9

101,2

33,8

2,03

131

33,8

76,5

87,06

131

33,8

15,02

45,9

В

О

Л

К

О

Н

С

К

О

И

Т

Задача №3

ВЗадачи с краеведческим материалом как средство реализации этнокультурного компонента в обучении математике, 5 классыдающийся английский ученый, открывший новую геологическую систему, назвал ее Пермской. Он облазил весь Урал вдоль и поперек, изучая строение гор. Пласты Чусовских скал оказались наглядной иллюстрацией древних геологических процессов. Дуги пластов спрессовались из осадков на дне древнего Пермского моря. Один такой пласт — это, условно говоря, миллион лет. То есть сверху донизу — это продолжительность Пермского периода. Более ни один город мира не удостоился такой высокой чести, чтобы его именем был назван огромный пласт жизни планеты. Пермский период – шестой и последний период палеозойской эры в истории Земли.

(В. Михайлюк. Пермская шкатулка. Пермь,2007, стр. 74.

http://www.slavyanskayakultura.ru)

Изображения: http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/ethnography/skala-duzhnoi-kamen.html

Задачи с краеведческим материалом как средство реализации этнокультурного компонента в обучении математике, 5 класс Скала Дужной Камень на реке Чусовой.

Заполни пустые клетки квадрата числами 12,18,20,22,24,26,28, так, чтобы он стал магическим, т.е. сумма чисел по строкам, столбцам и диагоналям была одной и той же. Замени числа соответственными буквами и узнаешь, как звали английского ученого.

Р

14

РИК

И

М

16

ИСОН

12-И, 14-О, 16- Р, 18- У, 20- П, 22-Е, 24- Д, 26- Ч, 28 – М

Ответ:

Р

14

24

22

РИК

И

28

20

12

М

18

16

26

ИСОН

Р

О

Д

Е

РИК

И

М

П

И

М

У

Р

Ч

ИСОН

Чтобы заполнить квадрат пририсуйте «ушки» к средним клеткам и заполните по диагонали:

1Задачи с краеведческим материалом как средство реализации этнокультурного компонента в обучении математике, 5 класс6

14

Задачи с краеведческим материалом как средство реализации этнокультурного компонента в обучении математике, 5 класс

22

1Задачи с краеведческим материалом как средство реализации этнокультурного компонента в обучении математике, 5 класс2

Задачи с краеведческим материалом как средство реализации этнокультурного компонента в обучении математике, 5 класс

20

28

18

26

24

Задача №4

В Перми есть три длинных автомобильных моста. Два из них соединяют берега реки Кама, а один раскинулся через реку Чусовая. Длина трех мостов равна 43401 метров. Первый мост на 740 метров длиннее второго, а второй мост на 600 метров короче третьего. Необходимо определить длину каждого моста. (Источники информации.

Первый вариант решения – арифметический: Если бы второй мост был на 740 метров короче, а третий на 600 метров короче, то все мосты были одной длины (как второй мост). 4340-740-600 = 3000 3000 : 3 = 1000 метров — длина второго моста 1000 + 740 = 1740 метров — длина первого моста 1000 + 600 = 1600 метров – длина третьего моста Второй вариант решения — через уравнение: Пусть Х – длина второго моста Х+740 – длина первого моста Х+600 – длина третьего моста 4340 – длина трех мостов Составляем уравнение: (Х+740)+Х+(Х+600)=4340 3Х+740+600=4340 3Х+740=4340-600 3Х+740=3740 3Х=3740-740 3Х=3000 Х=3000/3 Х=1000 (длина второго моста) Задача №5 Эту реку по- другому называют алмазной. Планомерные поиски алмазов начались в нашем крае почти через 100 лет после их открытия. Алмазы, найденные на этой реке, лучшие по качеству в стране. Кроме алмазов 150 лет назад в бассейне этой реки началась добыча золота. (Источник: Твоё Прикамье. Береги свой дом) Вычислите. Заполните таблицу и узнаете название этой реки. И-(500: 50+ 25): 5 Ш-429: (100: 25+ 29) А-75: (750: 15 -45) Е-(15+ 45):3 В-8+( 78- 18 *3) Р-7 *(112- 144:12) 32 7 13 20 700 15

Ответ И=7 Ш=13 А=15 Е=20 В=32 Р=700 32 7 13 20 700 15 В и ш е р а

Задача №6 По указу императрицы Екатерины II от 16ноября 1780г. было решено построить губернский город Пермь. Первые здания появились на улице Петропавловской. В 1782г. в плане застройки города было 36 кварталов. Но в мае 1784г. вышел новый проект с добавлением ещё 90 кварталов, что и стало основой Перми. Какой архитектор является автором этого проекта? Его имя и фамилию вы узнаете, если расположите ответы примеров в порядке убывания: В 585816:634-548 А (254+896):5 Е 3680*750:30000 М (57+475):(902:664) И 2-(2558-1939) Л (3541+6317):(639-587) Н (487+95+42):6

Ответ: И
в а н
Л е м
1238
376
230
104
93
92
14

Задача №7 Это место – исторический музей Перми под открытым небом. Все постройки выполнены из дерева. Особенно красиво там осенью!

Решите примеры: А 214-51 К 25х8 О 18000:9 Х 413х8 Л 2071+54 В 8205:5 Х 627х7 О 3654-70

Заполните таблицу. Расположите ответы в порядке убывания и узнаете название этого музея.

Ответ: 4389 3584 3304 2125 2000 1641 200 163 Х О Х Л О В К А

Задача №8 Это одна из самых известных и популярных достопримечательностей Урала, находится в городе Кунгур. Решите примеры и вставьте в таблицу буквы:

У 125*6 Р 28390-798 П 256:4 А 153*7 Е 540*10 Щ 17*475 С 258+643 Г 592343-73502 К 792:2 Я 3967+5798 Н 1959-346

396 750 1613 518841 750 27592 901 396 1071 396

64 5400 8075 5400 27592 1071

Ответ:
396 750 1613 518841 750 27592 901 396 1071 396 К У Н Г У Р С К А К

64 5400 8075 5400 27592 1071 П Е Щ Е Р А

Задача №9 Добыча соли была одним из основных промыслов на Урале. Реши примеры и узнаешь как называют жителей Пермской области с тех пор, как началась разработка соляных приисков в Соликамске (на севере Пермского края).
Е и Ё = 16*2*2 Р = 9604 : 49 Л = 259*123 Ш = 768800:200 У = 1259250 : 150 Н = 2580 : 43 Я = 246789 — 246540 М = 438*187 П = 5500 : 44 С = 61464 : 788 О = 36738 + 84698 Ы = 46 * 4 * 8 К = 48 : 6 + 992 И = 9 * 9 * 9
125 64 196 81906 249 1000            
78 121430 31857 64 60 275 64              
8395 3844 721      

Ответ: ПЕРМЯК СОЛЕНЫЕ УШИ

П = 125 Е и Ё = 64 Р = 106 М = 81906 Я = 249 К = 1000 С = 78 О = 121436 Л = 31857 Н = 60 Ы = 275 У = 8395 Ш = 3844 И = 721
Литература В. Михайлюк. Пермская шкатулка.Пермь,2007 Интернет — ресурсы Изображение к задаче №2:http ://www .catalogmineralov .ru /mineral /1402.html Изображение к задаче №3: http ://www .slavyanskaya -kultura .ru Изображение к задаче №4: http://km-rus.ru/ot-permi-do-solikamska/ Изображение к задаче №7: http://www.vsolikamske.ru/images/photos/medium/per5993.jpg

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here