ГБОУ «Гимназия №1528»
Зеленоградского Административного Округа г. Москвы
Конспект урока в 11 классе
« Тема человека в искусстве барокко»
Автор работы
учитель музыки и МХК
Якимович Светлана Александровна
г. Москва
2014
Цель:
Сформировать представление учащихся о теме Человека Нового времени в искусстве барокко.
Задачи:
-
выявить характерные особенности стиля барокко;
-
рассмотреть их на примере творчества Г. Генделя и П.Рубенса;
-
расширить представление о взаимозависимости стиля мышления и
-
художественного своеобразия произведений Генделя и Рубенса;
-
развивать способности целостного восприятия образов в живописи и
-
музыки;
Основные используемые методы:
-
метод погружения;
-
метод размышления;
-
метод сравнения;
-
метод обобщения.
Музыкальный материал:
Г.Ф. Гендель «Пассакалия» из 7 сюиты соль-минор (струнные и орган) в исполнении Г. Гродберга.
Эпиграф
Терзает и страшит нас каждая отрада,
На розу погляди: увы, шипы на ней,
У каждого свой крест в жестокой жизни сей,
Смеясь, мы чувствуем в груди мученья ада!!!
(Андреас Грифиус, перевод О. Б. Румер)
Этими словами я хочу открыть эпоху XVII века.
На протяжении долгих веков искусство говорило от лица всех людей и обращалось ко всем, стараясь доступными средствами выразить Гармонию Вселенной и благость Творца. СЛАЙД 2
Послушайте музыку Генделя «Пассакалия» и постарайтесь ответить на вопросы. СЛАЙД 3 и СЛАЙД 4
Условимся, что тема Человека – его мысли, чувства, переживания исполняет группа струнных смычковых инструментов, а тему Бога – орган.
Какая тема главная в XVII веке тема Бога или тема Человека? ( тема Человека ) (1мин. 20сек.)
Какой он – новый человек? ( трагический, но свободный, потому что он ищет потерянную Гармонию ).
Теперь человек не центр Вселенной, а лишь частица огромного безграничного разнообразного мира и наука доказала, что мир – это единая космическая стихия, которая находится в постоянном движении. (4мин. 18сек.)
Во что верит человек? ( в свою силу, волю, мужество, энергию, в себя ). (5мин. 28сек.)
Теперь рассмотрим взаимоотношения общества и человека. (слушаем до конца)
Орган – это общество, в котором живет человек.
В каком соотношении с обществом находится человек – группа струнно- смычковых инструментов? ( в напряженном ).
Действительно человек бросает всем вызов, отсюда:
-
конфликт;
-
борьба;
-
столкновение;
-
накал страстей.
Музыкальная речь Генделя подобна речи вождя, оратора, обращенная к массе, поэтому речь звучит:
-
торжественно;
-
приподнято;
-
прямо, открыто;
-
масштабно.
Тема Человека порождает в искусстве желание выразить все богатство и многообразие человеческой души.
Новое время открыло новую тему – тему Человека, тему Личности.
Отныне художник получил право вдохнуть в произведение собственное представление о Человеке и его судьбе, об истине и справедливости.
Именно в XVII веке появились художники, говорившие о Боге и природе, о том, как бы они сами хотели объяснить мир.
Именно XVII век подарил европейской культуре едва ли не главное ее богатство – независимую и мыслящую личность, чей портрет души запечатлен во всех ее творениях.
Примером такого рода Личности могут быть Гендель в музыке и Рубенс в живописи.
Удивительно, что жизнь Генделя и Рубенса во многом похожа. Их судьба – это своего рода подарок Фортуны – судьба победителя.
Рубенс с юных лет имел успех на дипломатическом поприще, много путешествовал, так же как и Гендель, он всегда был признан и любим. Их жизнь была полна событиями и приключениями, оба умерли в богатстве и почете. СЛАЙД 5
Сейчас вы увидите произведения П. Рубенса. Во время просмотра запишите эпитеты, сравнения, метафоры, аллегории – близкие по ассоциациям с образами Рубенса (на фоне музыки Генделя «Пассакалия»). СЛАЙД 6 – СЛАЙД 29
Например:
-
сочно и красочно;
-
нагромождения фигур;
-
гигантские масштабы;
-
яркие эффекты;
-
мысли Рубенса устремлены не внутрь себя а к внешнему миру;
-
контрасты и великолепие увлекают художника и радуют глаз;
Рубенс и Гендель в своих произведениях обращаются не к душе отдельного человека, а стремятся ко многим людям, мыслят широко, масштабно, эффективно и захватывающе. Возможно поэтому удача и успех всегда сопутствуют им.
И благодаря творчеству этих выдающихся художников мы на уроке познакомились с новым понятием – Барокко. СЛАЙД 30
Это слово имеет несколько значений: причудливый, вычурный, жемчужина неправильной формы.
Барокко — так стали называть художественный стиль в культуре Европы начала XVII века и первой половины XVIII века.
Это стиль резких контрастов, преувеличений, отсутствия симметрии, уравнения и гармонии, страстного характера, где: радость перерастает в ликование, печаль – в скорбь, упрек – в проклятие.
Эту тягу барокко к преувеличениям выразил английский поэт Томас Керью в стихотворении «Нетерпимость к обыденному»:
Дай мне любви, презренья дай —
Дай насладиться полнотой.
Мне надо жизни через край —
Душе невыносим покой!
Огонь и лёд — одно из двух!
Лишь крайности волнуют дух.
Пускай любовь сойдет с небес,
Как сквозь гранит златым дом
К Данае проникал Зевес!
Пусть грянет ненависть, как гром,
Все сокрушит, что мне дано!
Эдем иль ад — из двух одно!
Дай, дай упиться полнотой —
Душе невыносим покой.
(Пер. с английского) СЛАЙД 31
Я хочу, чтобы в заключении вы выразили свое отношение к теме Человека в искусстве Барокко, через французское пятистишье – «Синквейн». Например:
-
Человек
-
Страстный и динамичный
-
Радуется, борется, конфликтует
-
Он выражает богатство и многообразие души.
-
Личность
Список используемой литературы
-
Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя. М., 1992.
-
Лесков И.А. Мировая художественная культура: Конспекты уроков по темам «Искусство Европы в лицах (ХVII-ХVIII вв.)» Волгоград: Учитель, 2004. – 84 с.
-
Самин Д.К. 100 великих композиторов– М.: Вече, 1999. – 624с.
-
Львова Е.П., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М., Стукалова О.В., Олесина Е.П. Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.: ил.