Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Украинская cредняя общеобразовательная школа»

Исилькульского района, Омской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по мировой художественной культуре

11 класс

(рассчитана на индивидуальное

домашнее обучение ребёнка – инвалида

с недельной нагрузкой 0,25 часа)

Программу разработала

учитель русского языка и литературы

Подоляко Елена Константиновна

с. Украинка,

2011 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2006г. с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура». Она создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Фе­дерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.

В содержание стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.

Цель данной рабочей программы – на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.

Задачи:

  • повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;

  • воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;

  • раскрытие художественно-образного языка изображения окру­жающей действительности в различных видах и жанрах изобра­зительного искусства;

  • развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;

  • развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

  • формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;

  • формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

  • формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Программу отличает открытость к художественному многообра­зию, обращенность к искусству и художественной культуре нацио­нального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освое­ние отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообога­щения при сохранении собственного своеобразия.

Построение программы «Мировая художественная культура. 11 клас­с» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;

— принцип историзма;

— принцип опоры на творческий метод (стиль);

— принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;

— принцип художественно-педагогической драматургии урока.

В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и диф­ференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкрет­ными задачами их воспитания и развития.

Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.

На уроках МХК запланировано использование учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой: программы, учебника.

Рабочая программа рассчитана на 9 учебных часов (уроки ведутся в форме индивидуального домашнего обучения ребёнка — инвалида).

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

Современные тенденции развития художественного образования направлены на динамику развития полихудожественного образования, обеспечивающего формирование общей культуры личности.

В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны знать:

— основные эпохи в художественном развитии человечества;

-культурные доминанты различных периодов в развитии мировой художественной культуры;

-основные стили и направления в мировой художественной культуре;

-роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности;

— особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;

— выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;

— основные художественные музеи России и мира.

Уметь:

-отличать произведения искусства различных стилей;

— показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;

-пользоваться справочной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать ее.

Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.

Cодержание программы

по мировой художественной культуре

Раздел № 1.

Основные течения в европейской художественной культуре 19-нач. 20 в.

( 2 часа)

Русская художественная культура в эпоху Просвещения, взаимосвязь России и Запада. (0,5 часа)

Романтизм в художественной культуре Европы (0,5 часа)

Романтизм как многогранное направление в развитии евро­пейской художественной культуры XIX в.

Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов. Романтическое направление в европейской литературе (Э.Т.А. Гофман, Дж.Байрон, В. Гюго, В. Скотт, Г.Гейне). Сказка в творчестве братьев Гримм, Х.К. Андерсена.

Музыка в эпоху романтизма (Дж. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнер и др.)

Романтизм в изобразительном искусстве (Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа и др.)

Импрессионизм: поиск ускользающей красоты (0,5 часа)

Рождение импрессионизма во французской живописи. Творчество К. Моне, Э. Мане, А Сислея, С. Писсаро и др.

Импрессионизм в музыке (К. Дебюсси, М. Равель).

Импрессионизм как предтеча нетрадиционных направлений в европейском искусстве XX в. Влияние эстетики импрессио­низма на изобразительное искусство, музыку, театр.

Экспрессионизм: действительность сквозь призму

страха и пессимизма (0,5 часа)

Экспрессионизм как одно из ведущих стилевых направлений в европейской художественной культуре конца XIXXX вв. Сущность экспрессионистической образности. Отражение в экспрессионизме идеи утраты гуманистических и религиозных идеалов, болезненной тоски, одиночества, страха, ненависти. Деструктивные, антигармоничные начала бытия — главная тема экспрессионизма.

Экспрессионизм в изобразительном искусстве (Э. Мунк, Э. Нольде, Ф. Марк и др.)

Экспрессионизм в музыке (Г. Малер, А. Шенберг, А. Онеггер и др.)

Раздел № 2.

Художественная культура России 19-нач.20в.

(3 часа)

Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры 1-й пол. 19 века (1 час)

Усиление свободомыслия, идеи декабристов. Завершение «дворянского этапа» развития культуры. Характерное сочетание классицизма с новыми романтическими и реалистическими идеалами. Отражение в искусстве наболевших социальных проблем. Рождение образа «маленького человека» (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь).

Европейская романтическая концепция свободной личности и ее преломление в русской ху­дожественной культуре.

Художественная культура России пореформенной эпохи. Обзор. (1 час)

Отмена крепостного права и его культурные последствия. Непосредственное отражение в искусстве общественных боре­ний, идеалы народничества. Понятие «народ», его трактовка в художественных образах. Слияние образа народа и героя. Опыт духовного наставничества в литературе, живописи, музыке, театральной драматургии.

Литература.

Литература как ценностное ядро русской художественной культуры. Просветительский, учительский пафос литературы. Нрав­ственно-философские проблемы в творчестве Н.А. Некрасова, И.О. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, М.Е. Сал­тыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого (обобще­ние пройденного по литературе).

Живопись.

Реалистическая образность произведений художников-передвижников. Отказ живописи от функций «украшения». Вера художников в общественную миссию изобразительного искус­ства. Просветительский характер живописи передвижников. Работы В.Г. Перова, предвосхищение эстетики передвижниче­ства. Творчество И.Я. Крамского, Н.Н. Ге, В.В. Верещагина. Пейзажная живопись А.К. Саврасова, А.И. Куинджи, В.Д. По­ленова. Вершинные достижения русской живописи в творени­ях И.Я. Репина и В.И. Сурикова. «Былинный стиль» произве­дений В.М. Васнецова.

Музыка.

Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Идеи наци­онального самовыражения в эстетике «кучкистов». М.А. Бала­кирев и В.В. Стасов. Эпический дар А.П. Бородина (опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония»). Реализм в музы­ке М.П. Мусоргского. Обращение композитора к сюжетам из ис­тории русского народа («Борис Годунов», «Хованщина»), Песни Мусоргского. «Картинки с выставки» (по выбору учителя).

Поэтическое восприятие народной жизни в музыке Н .А. Римского-Корсакова. Национальные основы его музыки.

Переоценка ценностей в художественной культуре «Серебряного века»: открытие символизма. (1 час)

«Серебряный век» как этап, завершающий традицию разви­тия русской художественной культуры от древности до совет­ского периода. Расцвет искусства на новой философско-эстетической почве. Обновление религиозно-философской мысли, отказ от реализма и возрождение духовной основы художествен­ных образов. Стремительное развитие нетрадиционных худо­жественных течений и направлений. «Гармония противо­положностей» в искусстве «серебряного века»: обращенность к истокам в сочетании с авангардистскими идеями.

Раздел №3.

Европа и Америка: художественная культура ХХ в.

(1 час)

Музыкальное искусство в нотах и без нот

Национальные композиторские школы XX века, рождение новых направлений в музыкальном искусстве, музыкальный авангард (К. Орф, Г. Лорка, Ф. Пуленк и др.)

Театр и киноискусство ХХ в. Культурная дополняемость

Поиск новых форм общения с аудиторией и новых средств художественной выразительности (П. Брук, М. Рейнхард и др.).

Проблема элитарности и массовости в киноискусстве (Ч. Чаплин, А. Вайда, А. Куросава и др.)

Художественная культура Америки: обаяние молодости

Полиэтнический характер традиций, сочетание элементов художественного мышления.

Воплощение «великой американской мечты» в художественных произведениях литературы, архитектуры, живописи, музыки, кино (Ф. Купер, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер; Р. Кент, С. Дали; Д. Гершвин; В. Флеминг, М. Монро идр.)

Раздел № 4.

Русская художественная культура ХХ века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.

(3 часа)

Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры. (1 час)

Общественные потрясения и ломка духовно-нравственных устоев культурной жизни России, революционный переворот 1917 года.

Противоречивый облик литературной жизни 20-х годов (В. Маяковский, И. Бабель, М. Булгаков и др.).

Политизация изобразительного искусства и противостояние различных творческих групп (М. Греков, А. Дейнека, К. Петров-Водкин и др.).

Музыкальное и театральное искусство. Творческие искания в условиях новой культуры (К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд; А. Александров, А. Давыденко и др.).

Трагедия личности в условиях авторитарного режима ( А. Ахматова, Б. Пастернак и др.).

Соцреализм в изобразительном искусстве ( Б. Иогансон, С. Коненков, В. Мухина и др.).

Оптимистический пафос «массовой песни» (И. Дунаевский, М. Блантер и др.) и травля инакомыслящих в музыкальном искусстве (Д. Шостакович).

Киноискусство, утверждающее великую легенду о стране «победившего социализма» и героику трудовых будней (М. Ромм, И. Хейфец, С Герасимов, И. Пырьев и др.).

«Русская тема» в советском искусстве (0,5 часа)

Столкновение оптимистических настроений «общества победителей» с деспотическим политическим режимом сталинской системы. Открытие «русской темы» в отечественном искусстве XX века. Истоки возвращения исторической памяти (П. Корин. Триптих «Александр Невский»; кф С. Эйзенштейна «Иван Грозный»).

«Деревенская тема» в русской литературе (Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Астафьев и др.).

Национальные традиции живописи (А. Шилов, И. Глазунов и др.).

Музыкальная классика XX века (С. Прокофьев, Д, Шостакович, С. Свиридов).

Период «оттепели» в русской культуре (0,5 часа)

Саморазоблачение сталинщины и «оттепель» 60-х годов. Процесс нравственного очищения народа.

Традиции русской «книжной песни» и «авторская песня» поэтов – шестидесятников (Б. Окуджава, В. Высоцкий и др. ).

Оптимизм и молодой задор в поэзии А. Вознесенского, Е. Евтушенко и Р. Рождественского.

Итоговая проверочная работа по изученному за год. (1 час)

Используемая литература

  1. Программа Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2006г.

  1. Учебник Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура. 11 кл. – М.: Владос, 2010 г.

  1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.

  1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.

  1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.

  1. Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М., 1993.

  1. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

  2. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here