МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Чернушка Пермского края
Краткая аннотация
к методической разработке урока
МХК в 8 классе на тему «Древнерусская иконопись»
Актуальность и новизна
Актуальность изучаемой на занятии темы – «Древнерусская иконопись» — соответствует веяниям сегодняшнего дня: повышение в обществе интереса к культурной истории страны; возрождение её духовных традиций (но не пропаганда веры); востребованность в современном обществе людей с эстетическим вкусом и т.д. Кроме того, предлагаемая форма организации работы на уроке – использование электронной презентации – является на сегодняшний день одним из наиболее современных способов представления учебного материала и повышения интереса учащихся к изучаемой теме.
Таким образом, актуальными и новыми на этом занятии являются как сам рассматриваемый материал, так и форма проведения урока, что способствует более качественному усвоению знаний.
Содержание и цель работы
Эта тема — продолжение серии уроков по проявлению религиозных сюжетов в искусстве, цель которых – познакомить учащихся с шедеврами мирового искусства, посвящёнными религиозным сюжетам. Это урок изучения нового, при подготовке к которому классу предварительно предлагается серия вопросов, на которые ребята смогут ответить по ходу урока (см. после конспекта урока). Работа организована с использованием электронной презентации.
Презентация к уроку состоит из 9 слайдов, каждый из которых посвящён одной из подтем. Некоторые слайды содержат гиперссылки на подпрезентации. Открывая в презентации каждый новый слайд, учитель предлагает учащимся продемонстрировать самостоятельно полученные знания и знания с предыдущих уроков, затем подытоживая всё и дополняя ответы детей новой информацией.
В ходе занятия уделяется внимание работе над терминологией («канон», «икона», «темпера», «левкас» и др.), историческим фактам (время и причина появления иконы на Руси), знакомству с работами великих иконописцев (Андрей Рублёв, Дионисий, Симон Ушаков), проводится сопоставительный анализ (на примере трёх икон, на которых изображены Богородица с Младенцем Христом). Вниманию детей предлагаются такие задания, как «соотнести термины и толкования», «найти в изображении нарушение канона», «выстроить в хронологическом порядке этапы создания иконы» и т.д., что позволяет повысить интерес детей и оживить урок.
Использование на уроке включённой в презентацию музыки (церковное песнопение и колокольный перезвон) помогут настроить учащихся на определённый лад, подготовить их к восприятию материала, эстетически оформят урок. Оформление урока стихами, также включёнными в презентацию, усилит воздействие на эмоциональную сферу.
Конспект урока
Мировой художественной культуры в 8 классе
Тема: «Древнерусская иконопись»
Цель урока — знакомство учащихся с основными понятиями, произведениями древнерусской иконописи. Выявление особенностей русской иконографии.
Воспитательная цель – обогащение внутреннего духовного мира детей через соприкосновение со святынями Христианства, пополнение знаний о вере и иконе как неиссякаемых источниках душевных и физических сил человека.
Задачи:
-
Ввести ряд теоретических понятий по теме.
-
Определить основные каноны иконописи и проследить их отражение при анализе произведений искусства («Троица» А.Рублёва).
-
Продолжить работу по развитию у учащихся способности к анализу произведения искусства. Выявить отличия иконы от картин на примере икон Богоматери.
-
Познакомить учащихся с интересными фактами в развитии иконографии на Руси.
-
Познакомить учащихся с произведениями других видов искусства (литература и музыка), способствующими более глубокому пониманию назначения, роли иконы.
Оборудование:
-
Мультимедиапроектор.
-
Мультимедийный экран.
-
Компьютер (с колонками).
Материалы: Электронная презентация «Дух смирения, терпения, любви. Древнерусская иконопись» (выполнена в программе Microsoft Power Point). Автор Галиева Е.В..
Ход урока
№ и название слайда в презентации | Содержание, методы и формы работы | |
I Организационный момент | Слайд №1 | Сообщение цели и задач урока. Акцент на отсутствии момента проповеди в предстоящем уроке, поскольку в храм человек придёт лишь тогда, когда духовно для этого созреет. |
II Изучение новой темы
| Слайд №2 «Окно в царство Божие» | Вступительное слово учителя на фоне церковной музыки о роли иконы в жизни человека: -Икона сопровождает человека на протяжении всей жизни: от рождения, крещения и до смерти. — Для воинов – это символ непобедимой веры (вспомните Тараса Бульбу, отправляющегося с сыновьями в Запорожскую Сечь и требующего у жены благословения перед иконой). — Для страждущих – опора в надежде на окончание страданий. — Для всех верующих – настоящее окно в Царство Божие. И мы на сегодняшнем уроке попытаемся взглянуть на икону и как на удивительное произведение искусства, и как на символ любви, веры и надежды. |
Слайд №3 «Истоки иконописи»
| Беседа с учащимися о значении слова «икона», об истории появления иконы на Руси. | |
Слайд №4 «Особенности иконографии» | Беседа с учащимися о понятии «канон». Введение этого термина. | |
Гиперссылка на презентацию «Каноны»
| Работа с материалом гиперссылки: выявление особенностей русской иконописи на примере иконы «Троица» Андрея Рублёва. | |
Слайд №5 «Творцы святыни» | Слово учителя о школах иконописи. Беседа с учащимися о великих русских иконописцах, о наиболее значимых именах в истории русской иконографии. | |
Гиперссылка на презентацию «Русские иконографисты»: Слайд №1 «Мастера русской иконописи»
Слайд №2 «Шедевры русский иконописи»
Слайд №3 «Загадки икон Богородицы» |
Беседа с учащимися об основных вехах жизни А.Рублёва, Дионисия, С.Ушакова Сравнительный анализ разных изображений Богородицы: А.Рублёв Икона Владимировской Богоматери, Дионисий Икона Богоматери Одигитрии, С.Ушаков Богоматерь Елеуса-Кикская. Беседа по вопросам: -Какие эпитеты вы бы подобрали, если бы вас попросили описать фигуру Богородицы? (нежная любящая мать, бережно прижимающая к груди своё дитя) — Какие чувства выражает взгляд Божьей Матери? (грусть, печаль, тоску) — Куда она смотрит? (в будущее) — Что можно прочесть во взгляде Богородицы? (тревогу и боль из-за неизбежности страданий её Сына). Выявление особенностей в изображении Богородицы в соответствии с канонами: —Какой канон и в каком изображении нарушен? (в работе Симона Ушакова чувствуется объём, игра света и тени, что не соответствует канону. Причина – тяготение художника к светской живописи, работа над дизайном монет, над гравюрами). Загадка иконы Владимирской Богоматери (этот образ Богородицы был впервые написан евангелистом Лукой на доске стола, за которым принимали трапезу Божья Матерь и её Сын). | |
Слайд №6 «В мастерской художника» | Проверка самостоятельной (домашней) работы учащихся об этапах создания иконы. | |
Гиперссылка на презентацию «Секреты мастерства»
| Работа с терминологией: соотнести термины, связанные с процессом работы над иконой, с их толкованием (работа с таблицей). | |
Гиперссылка на презентацию «Шаг за шагом» | Работа с этапами создания иконы: упорядочить и дать комментарии о порядке работ, связанных с созданием иконы. | |
Слайд №7 «Роль иконы и место её» | Беседа с учащимися о месте иконы (в красном углу, на воротах города, в храме). | |
Гиперссылка на презентацию «Иконостас» Слайд №1 «Иконостас» Слайд №2 «Схема древнерусского иконостаса» Слайд №3 «Православный и католический храм»
Слайд №4 «Иконостасы русских храмов» |
Введение понятия «иконостас». Слово учителя об устройстве иконостаса: работа со схемой древнерусского иконостаса. Сравнительный анализ интерьера двух храмов: — Что отличает храм православный и католический? (наличие иконостаса). — Что остаётся скрытым от взора прихожан православного храма, и что постоянно видят католики? (алтарь, место жертвоприношения). — С чем это связано? (в католической вере отсутствует культ святых, поэтому не принято их изображать, за исключением Девы Марии и Иисуса Христа. Но даже эти изображения больше близки к картинам, к светской живописи, т.к. традиции иконописи на западе не прижились). Слово учителя об иконостасах Уральских храмов (Богоявленский собор в г.Соликамске) и первом высоком иконостасе в России (Большой Благовещенский собор Московского Кремля). | |
III Аналитический этап. Выводы | Слайд №7 «Роль иконы и место её» | Вопросы на обобщение. Почему икону называют книгой для безграмотных. Подведение итогов урока (что вам сегодня запомнилось, какие выводы вы сделали). |
IV Предъявление домашнего задания | Слайд №8 «В поисках тайны» | Предъявление домашнего задания: подготовить рассказ о чудодейственной силе икон. |
V Заключительный этап | Слайд №9 «Не спят святители…» | Заключительное слово учителя, чтение стихотворения А.Солодовникова на фоне музыки (церковное песнопение). |
Вопросы для учащихся для подготовки к уроку
-
Что такое икона?
-
Откуда пришла икона, в каком веке она появилась и в связи с чем?
-
Что такое канон?
-
Каковы основные особенности изображения святых на иконах?
-
Каких вы знаете знаменитых русских иконописцев?
-
Что означают термины «калька», «прорись», «паволока», «левкас», «темпера»?
-
Каковы основные этапы создания иконы?
-
Что такое иконостас?
Литература для учащихся для подготовки к уроку
-
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 2003.
-
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 2000.
-
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учеб. Для уч-ся 10 кл. – М., 2003.
-
Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.1, 4, 6, 7, 16, 19.– М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.
-
Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 9-17вв. – М., 2003.