Адаптированная образовательная программа
по хоровому пению «Хор»
для учащихся 2-7 классов общеобразовательной школы
Саратов 2009
Пояснительная записка.
Образовательная программа «Хор» разработана на основе программы «Хор» Т.Н.Овчинниковой, вошедшей в сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ М., Просвещение, 1986, утвержденной Министерством Просвещения СССР, авторской программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной – М., Просвещение, 2007 и является адаптированным вариантом к условиям реализации на базе общеобразовательной школы с углубленным изучением художественно-эстетических предметов.
Данная программа органически включает в себя отдельные элементы творческого опыта педагогов, работающих в сфере детского ансамблево-хорового исполнительства – Г.А.Струве, В.В.Емельянова, В.С.Попова.
Важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки. В своей концепции музыкального воспитания хоровое пение рассматривается, как самый доступный и активный вид творческой деятельности: в школе, наряду с уроками музыки, создана система музыкально-эстетического воспитания детей на основе собственно хорового пения, в процессе которого освещаются вопросы истории и теории музыки, эстетики и культуры.
В основе реализации концепции лежат следующие принципы:
-
Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы;
-
Методика вокальной работы с детьми строится на понимании физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять творческим процессом;
-
Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-классиков, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:
-
развитие музыкальности образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, музыкальной памяти;
-
умственное и эмоциональное развитие ребенка.
-
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса к музыке;
-
приобретение навыков пения по нотам.
Учебный план предусматривает занятия с обучающимися со 2 по 7 класс без отбора, один час один раз в неделю по группам, что составляет 34 часа в год. Количество человек в группе от 13 до 15. Проведение занятий по группам дает возможность уделять внимание каждому ребенку, способствует более тщательному изучению репертуара.
Программа направлена на формирование у обучающихся умения петь в хоре; петь в ансамбле, сольно, понимать дирижёрские жесты и следовать указаниям руководителя хора. Начало формирования всех вокально-хоровых навыков происходит с первого года обучения.
Формы и методы используются различные: пение по ручным знакам, на первом году обучения – относительная сольмизация, артикуляционные, дыхательные, ритмические упражнения, использование метода пластического интонирования.
Изучение предмета «Хоровое пение» направлено на достижение следующих целей:
-
Содействовать развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке, расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая индивидуальные возможности детей, заложенный в них творческий потенциал; научить петь каждого ребенка, независимо от его природных данных.
-
Способствовать развитию способностей к коллективному созданию художественно-исполнительского образа на основе интенсивной эмоционально-личностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение.
Достижение данных целей идёт через решение ряда задач:
Задачи специального развития:
– формирование навыков певческой установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха, накопление музыкально-слуховых представлений: развитие мышления певца хора;
– формирование музыкальной памяти;
– обучение использованию при пении мягкой атаки, смешанного звучания;
– развитие гибкости и подвижности мягкого нёба;
– формирование спереотипа координации деятельности голосового аппарата с основами певческого голоса: звонкостью, полётностью, вибраторностью, разборчивостью, мягкостью, с оптимальной для каждого силой, при условии сохранения индивидуальности звучания здорового детского голоса;
– формирование навыков певческой эмоциональности, певческой выразительности.
– формирование вокальной артикуляции;
– развитие певческого дыхания;
– расширение диапазона голоса.
На этой основе хорового пения происходит формирование хоровых навыков: пение без сопровождения, многоголосное пение, умение строить, петь в ансамбле.
Задачи формирования личностных качеств:
– эстетического вкуса, высоких нравственных качеств, умения работать в коллективе, артистических, творческих способностей, отношение к людям, природе.
– самореализация и самовыражение детей через создание условий непрерывного музыкально-эстетического образования.
Практическое воплощение данных задач возможно обеспечить только в тесной взаимосвязи занятий по хоровому классу с другими специальными дисциплинами учебного плана: слушанием музыки, театром, хореографией и изобразительным искусством.
Принципы обучения:
-
доступности содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени обучения, обучение пению по нотам всех детей без исключения;
-
последовательности и систематичности изложения;
-
принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов мыследеятельности; единства художественного и технического развития учащихся,
-
оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм организации педагогического процесса, в каждом классе свой хор – сплоченный коллектив.
Освоение материала происходит в процессе практической творческой деятельности.
Работа над репертуаром.
Вокально-хоровое воспитание и развитие детей в основном происходит в процессе работы над музыкальными произведениями. Отсюда огромное значение имеет работа над репертуаром. При выборе репертуара учитывается: художественность, качество поэтического текста, характер мелодии и всех партий в партитуре, метроритмические особенности, фразировка, динамические оттенки, продолжительность произведения, его форма, структура, особенности драматургического развития, эмоциональная насыщенность, а также учитывается развитие певческого дыхания, для чего используются произведения кантиленного характера, а также пение на стаккато и легато. Предпочитается удобный диапазон, благоприятные тесситурные условия для данного возраста и состава хора. Немаловажным моментом при выборе произведений является степень трудности произведений, поскольку перегрузки снижают уровень работы с хором.
Отбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с современными песнями и народными песнями разных жанров.
Требования к уровню подготовки учащихся по хоровому пению.
Учащиеся первого и второго года обучения должны
-
знать/понимать:
-
дирижёрский жест;
-
некоторые формы музыкальных произведений;
-
простейшие жанры музыки;
-
размеры 2/4,3/4,4/4;
-
лады музыки – мажор и минор;
-
устойчивые и неустойчивые ступени;
-
основные гармонические функции;
-
средства музыкальной выразительности: легато, стаккато, акценты,
кульминация, форте, пиано;
-
пофразное дыхание;
-
ансамблевость;
-
пение в унисон, двухголосие, пение без сопровождения;
-
особенности народной и духовной музыки;
-
основные тембры голоса;
-
музыкальные инструменты;
-
хоры по составу.
-
получить следующие вокально-интонационные навыки:
-
Певческая установка при пении сидя и стоя: сидеть или стоять при пении
прямо, не напряжённо, слегка отведя плечи назад.
-
Певческое дыхание, умение следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между фразами, задержка дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе.
-
Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого диапазона от до¹ (ре¹) — до² октавы.
-
Дикция. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат, короткое произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для всех согласных, выделение логических ударений, скороговорки.
-
Вокальные упражнения:
-
смена гласных на повторяющемся звуке,
-
мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении.
-
трезвучия вниз и вверх,
-
небольшие мелодические обороты,
-
простые поступенные секвенции.
-
Выразительностью исполнения:
-
выражение глаз, лица, мимика.
-
многообразие тембровых красок голоса,
-
точная и выразительная фразировка,
-
соблюдение темпа, пауз, цезур.
Навыки строя и ансамбля:
-
Чистота унисона — слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не выделяться из общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение ритмического рисунка.
-
Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней, интервалов, трезвучий, гамм, звукорядов.
Работа над исполнением хорового произведения:
-
Показ — исполнение песни педагогом, общая характеристика содержания, разбор текста и музыки: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и ее строения, показ движения мелодии рукой; средства выразительности: темп, размер, ритм, динамические оттенки;
-
Исполнение — передача художественного образа, фразировка, нюансы, мягкие окончания, кульминации.
Учащиеся третьего-пятого года обучения должны
-
знать/понимать:
-
дирижёрский жест;
-
формы музыкальных произведений;
-
жанры музыки;
-
полиметр;
-
основные гармонические функции;
-
средства музыкальной выразительности: легато, стаккато, акценты,
кульминация, форте, пиано;
-
цепное дыхание;
-
импровизация;
-
ансамблевость;
-
пение в унисон, двухголосие, трёхголосие, пение без сопровождения, канон;
-
особенности народной и духовной музыки;
-
основные тембры голоса;
-
музыкальные инструменты;
-
хоры по составу.
-
получить следующие вокально-интонационные навыки:
-
Работа над дыханием. Дыхание при staccato. Цезуры. Приемы «цепного дыхания». Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений.
-
Работа над звуком. Расширение диапазона: си малой октавы — фа². Работа над кантиленой. Пение без сопровождения. Громкость звучания голоса без форсировки.
-
Работа над дикцией. Усложненные дикционные упражнения. Сонорные согласные «н», «м», а также «в», «д».
-
Вокальные упражнения, укрепляющие навыки звукообразования и приемы артикуляции. Секвенционные упражнения, сглаживающие регистры. Пение гармонических последовательностей.
Навыки строя и ансамбля:
-
Выравнивание унисона, работа в горизонтальном строе. Двухголосное пение без сопровождения и с сопровождением. Работа над вертикальным строем. Выравнивание партий по звучанию. Пение канонов.
-
Работа над текстом и партиями. Переплетающийся текст в канонах. Упражнения на противоположное и параллельное движение голосов.
-
Сольфеджирование партий с поддержкой и без поддержки фортепиано.
Работа над исполнением художественного произведения.
1. Разбор художественного содержания произведения.
2. Музыкально-теоретический разбор в пределах знаний учащихся (строение мелодии, ритмические особенности, интервальное соотношение голосов, лад, тональность, форма и т. д.)
3.Связь музыки и текста.
Учащиеся шестого-седьмого года обучения должны
-
знать/понимать:
-
дирижёрские жесты, касающиеся художественно-исполнительского плана произведения;
-
формы музыкальных произведений;
-
жанры вокальной музыки;
-
полиметр;
-
гармонические функции;
-
средства музыкальной выразительности;
-
все виды дыхания;
-
импровизация;
-
ансамблевость;
-
пение в унисон, двухголосие, трёхголосие, какон, пение без сопровождения;
-
музыкальную грамоту;
-
основные тембры голоса.
-
получить следующие вокально-интонационные навыки:
-
Двух-трехголосное пение с сопровождением и без сопровождения.
-
Владение навыками исполнения произведений со сложным, смешанным, переменным размером.
-
Внимательное и эмоциональное интонирование отдельного звука. Повторение, закрепление и углубление приобретенных знаний, умений, навыков.
-
Выполнение певческих правил пения в хоре, охрана голоса в предмутационный и мутационный период.
-
Певческая установка обеспечивает наилучшие условия для работы дыхательных органов.
-
Дыхание ровное, спокойное, экономное, долгое. Диапазон голоса две октавы.
-
Регулирование подачи дыхания в связи с постепенным усилением и ослаблением звука.
-
Умение находить близкую вокальную позицию; звук певческого голоса мягкий, звонкий, полетный, с небольшой вибрацией и индивидуальным тембром.
-
Четкая дикция.
-
Вокальные упражнения:
– формирование подвижности голоса к более быстрому темпу;
– пение закрытым ртом;
– упражнения на staccato исполняются на одном дыхании;
– свободное владение приемом «цепного дыхания»;
– упражнения с более широким звукорядом (октава, децима);
– хроматические звукоряды;
– 2-х, 3-х, 4-хголосные аккордовые сочетания диатонические и хроматические.
-
Градация динамических оттенков от pp до ff.
Навыки строя и ансамбля:
-
Продолжается работа над горизонтальным и вертикальным строем. Трехголосные вокальные упражнения (аккордового склада).
-
Полифонические произведения (2-х, 3-хголосные) с сопровождением. Пение по партиям, сольфеджирование произведений.
-
Исполнение секвенционных упражнений в 2-3 голоса сольфеджио и на слоги.
-
Сохранение строя при пении без сопровождения. 2-х, 3-х-голосья.
-
Слуховое внимание и самоконтроль.
Работа над текстом и партиями.
-
Осознанное пение по нотам способствует прочному запоминанию хорового произведения, развитию навыка пения с листа и ускоряет процесс разучивания.
-
Правильная расстановка логических ударений в хоровом произведении.
Работа над исполнением хорового произведения.
-
Анализ художественного содержания произведения. Музыкально-теоретический разбор произведения.
-
Понимание и исполнение требований своего руководителя-дирижера.
-
Умение правильно оценивать и интерпретировать исполняемое произведение.
Конечным результатом обучения хоровому пению является:
-
участие в конкурсах детского музыкального творчества,
-
навыки домашнего музицирования,
-
каждый класс-хор, владеющий большим классическим вокально-хоровым репертуаром,
-
формирование фальцетной и грудной манеры фонации звука, тембра, чистой интонации, звуковысотного и динамического диапазона, отчетливой дикции.
Формы контроля
Формами контроля работы педагога по реализации данной программы являются:
-
открытые уроки,
-
сольные выступления,
-
хоровые конкурсы,
-
полугодовые и годовые отчетные концерты.
Учебно-тематический план по хору
Первый и второй годы обучения
Общее кол-во часов | Теория | Практика | |
1.Пение произведений. 2.Пение учебно-тренировочного материала. 3.Слушание музыки. 4.Хоровое сольфеджио. Итого: | 28 2 2 2 34 | 1 0,5 0,5 0,5 2,5 | 27 1,5 1,5 1,5 31,5 |
Учебно-тематический план по хору
Третий-пятый годы обучения
Общее кол-во часов | Теория | Практика | |
1.Пение произведений. 2.Пение учебно-тренировочного материала. 3.Слушание музыки. 4.Хоровое сольфеджио. Итого: | 28 2 2 2 34 | 1 0,5 0,5 — 2 | 27 1,5 1,5 2 32 |
Учебно-тематический план по хору
Шестой-седьмой годы обучения
Общее кол-во часов | Теория | Практика | |
1.Пение произведений. 2.Пение учебно-тренировочного материала. 3.Слушание музыки. 4.Хоровое сольфеджио. Итого: | 28 2 1 3 34 | 2 — 0,5 — 2,5 | 26 2 0,5 3 31,5 |
Содержание образовательной программы
-
Пение произведений.
Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор-классик. Рассказ о творчестве, доступный данному возрасту. Анализ музыкального и поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением и a capella. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления.
-
Пение учебно-тренировочного материала.
Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально-певческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.
-
Слушание музыки.
Слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на занятиях хора, а также инструментальных произведений для расширения кругозора учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.
-
Хоровое сольфеджио.
Пение сольфеджио упражнений, сначала одноголосных, затем многоголосных. Пение сольфеджио канонов, отрывков песен. Все упражнения по хоровому сольфеджио исполняются вокально, напевно, с хорошей дикцией и дыханием.
Примерный репертуар хорового класса
1 год обучения
-
Русская народная песня «Дрема».
-
Русская народная песня «Журавель».
-
Русская народная песня «Как на тоненький лужок».
-
Русская народная песня «Ходила младешенька».
-
Русская народная песня «Со вьюном я хожу».
-
Польская народная песня «Два кота».
-
Польская народная песня «Вышли дети в сад».
-
Венгерская народная песня «Много песен мы споём»
-
Андреева «Верблюд».
-
Эрнесакс «Паровоз».
-
Парцхаладзе «Лисья по ветру летят».
-
Парцхаладзе «Пришла зима».
-
Парцхаладзе «Мамина песенка».
-
Парцхаладзе «Мама и солнце».
-
Ребиков «Между небом и землёю»
-
Олифирова «Закружилась листва золотая»
-
Вересокина «Игра в снежки»
-
Попатенко «Ёлка-ёлочка».
-
Попатенко «Птичка»
-
Сиротенко «Два кота»
-
Малышков, Таюшев «Азбука»
-
Бакалова «Мама»
-
Гурьев «Мамин праздник»
-
Герчик «Земляничка»
-
Портнов «Весёлый старичок»
-
Русские народные прибаутки «Скок-поскок», «Барашеньки», «Андрей-воробей».
-
Иорданский «Считалочка».
-
Островский «До, ре, ми…»
-
Веврик, слова народные «Забавки»: «Котя», «Шел медведь», «Улиточка», «Жили-были два кота».
-
Паулс «Колыбельная».
-
Лядов, слова народные «Окликание дождя».
-
Украинская народная песня «Веснянка».
Примерный репертуар хорового класса
2 год обучения
-
Русская народная песня «У меня ль во садочке».
-
Украинская народная песня «Ой, бежит ручьем вода».
-
Немецкая народная песня «Наш оркестр».
-
Латышская народная песня «Где ты был так долго?»
-
Каноны в обработке Литовко «Тик-так», «Солнышко», «Во поле береза стояла».
-
Русская народная песня «В сыром бору тропина».
-
Шуман «Совенок».
-
Глинка «Ты, соловушка, умолкни».
-
Чайковский, сл. Александровой «Старинная французская песенка».
-
Чайковский, ст. Плещеева «Осень».
-
Кюи «Май».
-
Аренский, ст. Жуковского «Птичка летает».
-
Аренский, ст.Жуковского «Комар один, задумавшись».
-
Гречанинов «Подснежник».
-
Швейцарская народная песня «Кукушка».
-
Шуберт. Колыбельная песня.
-
Неаполитанская народная песня. Колыбельная.
-
Роот «Песенка о хорошем настроении»
-
Парцхададзе «Солнечные зайчики»
-
Струве «Моя Россия»
-
Колпышева «мышка Мусс»
-
Алексеев «К нам пришла зима»
-
Смирнова «Новый год»
-
Зарицкая «В новогоднюю ночь»
-
Соснин «Весёлые нотки – весёлые дни»
-
Шаинский «Вальс снежинок»
-
Хромушин «Тик и так»
-
Красев. Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха».
-
Роджерс «Звуки музыки»
-
Жерар Буржуа «Мама»
-
Баневич «Пусть будет радость в каждом доме»
-
Птичкин «Бабушки»
-
Журбин «Пряничная песенка»
Примерный репертуар хорового класса
3 год обучения
Одноголосие
-
Гурилев, ст. Сельского «Улетела пташечка».
-
Варламов, ст. Фета «На заре ты ее не буди».
-
Варламов, ст. Лермонтова «Белеет парус одинокий».
-
Яковлев, ст. Пушкина «Зимний вечер».
-
Белорусская народная песня «Реченька»
-
Японская народная песня «Вишня»
-
Бетховен «Хвала природе».
-
Русская народная песня «Милый мой хоровод»
-
Русская народная песня «А мы просо сеяли»
-
Савельев «Утренняя песенка»
-
Соснин «Солнечная капель»
-
Кудряшов «Школьная тропинка»
-
Халаимов «Горластые певицы»
-
Ходош «Песенка о добре и чуде»
-
Минков «Карусель»
-
Минков «Дорога добра»
-
Дубравин «Огонёк добра»
-
Славкин «Нотная песенка»
-
Парцхаладзе «Малыш-ручей»
-
Арутюнов «Носорог»
-
Гладков «Точка, точка, запятая»
-
Никитин «Песенка ослика»
-
Колмагорова «Дай мне руку»
Двухголосие
-
Чешская народная песня «Андулка-душенька».
-
Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент».
-
Украинская народная песня «Галя по садочку гуляла».
-
Русская народная песня «Пойду ль я выйду ль я».
-
Русская народная песня «Заинька».
-
Русская народная песня «Дон-дон».
-
Русская народная песня «У кота».
-
Русская народная песня «Синица».
-
Русская народная песня «Не летай, соловей».
-
Украинская народная песня «Василёк».
-
Литовская народная песня «Солнышко вставало» канон
-
Сибирская народная песня «Про козла».
-
Немецкая народная песня «Возвращение птиц».
-
Американская народная песня «Маленький Джо».
-
Польская народная песня «Слышишь песню у ворот» канон
-
Марченко «Кашка-ромашка»
-
Марченко «Я учу английский»
-
Круп-Шушарин «Масленица»
Примерный репертуар хорового класса
4 год обучения
Одноголосие
-
Рубинштейн «Хор девушек из оперы «Демон».
-
Шуберт «Музыкальный момент».
-
Итальянская народная песня «Санта-Лючия».
-
Глинка «Жаворонок».
-
Мусоргский, ст. Пушкина «Стрекотунья-белобока».
-
Римский-Корсаков «Вторая песня Леля» из оперы «Снегурочка».
-
Римский-Корсаков «Третья песня Леля» из оперы «Снегурочка».
-
Римский-Корсаков, стихи Толстого «Не ветер вея с высоты»
-
Римский-Корсаков «Проводы масленицы» из оперы «Снегурочка».
-
Аренский, ст. Щепкиной «Колыбельная».
-
Векерлен «Приди поскорее, весна».
-
Векерлен «Менуэт Экзоде».
-
Шуберт, ст. Клаудиуса «Колыбельная песня».
-
Бетховен «Гремят барабаны».
-
Капуа «Солнышко мое».
-
Шуберт «Мельник и ручей».
-
Абт «Вокализ соль мажор».
-
Гендель «Дигнаре».
-
Юргенштейн «Басни Крылова» три мини-оперы.
-
Дубравин, сл. Суслова «Луг-лужок».
Двухголосие
-
Гретри «Кукушка».
-
Норвежская народная песня «Камертон».
-
Бизе «Хор мальчишек « из оперы «Кармен».
-
Чешская народная песня «Андулка-душенька».
-
Гречанинов, ст. Некрасова «Урожай».
-
Гречанинов, сл. народные «Козел Васька».
-
Гречанинов, слова народные «В чистом поле дуб стоит».
-
Гречанинов, слова народные «Призыв весны».
-
Гречанинов, слова народные «Радуга».
-
Гречанинов, слова народные «Колыбельная».
-
Калинников, сл. народные «Журавель».
-
Мексиканская народная песня «Пастушка».
-
Мусоргский «Сказочка про то и про се».
-
Русская народная песня «Ах, вы сени».
-
Русская народная песня «Барашеньки».
-
Русская народная песня «Веснянка».
-
Ребиков «Отцвела уже фиалка».
-
Ребиков «Лягушка».
-
Моцарт «Цветы».
-
Ройтерштейн, слова народные «Вечерины».
-
Ройтерштейн, слова народные «Матушка Весна».
-
Соколов «Давно уж войны отгремели раскаты».
Примерный репертуар хорового класса
5 год обучения
-
Русская народная песня в обработке Гурилева «По улице мостовой».
-
Булахов, сл. народные «Пошел козел в огород».
-
Шуберт «Мельник».
-
Итальянская народная песня «В путь».
-
Григ «Лесная песнь».
-
Римский-Корсаков «Пташка-ласточка» хор из оперы «Пан-воевода».
-
Даргомыжский, стихи Пушкина «Два ворона».
-
Шуман «Весенняя песня».
-
Словацкая народная песня «Пастух».
-
Дубравин «Сочиненье о весне».
-
Гаврилин «Мама».
-
Ермолов «Рассвет»
-
Дубравин «Весна»
-
Ройтерштейн «Вечерняя песня»
-
Кривилёв «Песенка о ветре»
-
Смирнов «Мама»
-
Крылатов «Песенка о снежинке»
-
Миляев «Весеннее танго»
-
Шаинский «Мир похож на цветной луг»
-
Савельев «Большой хоровод»
-
Крылатов «Мы маленькие дети»
-
Минков «Вечный двигатель»
-
Крылатов «Ты человек»
Примерный репертуар хорового класса
6 год обучения
-
Рубинштейн, ст. Пушкина «Туча».
-
Рубинштейн, ст. Дельвига «Пела, пела пташечка».
-
Вильбоа, ст. Языкова «Моряки».
-
Нечаев, стихи Пушкина «Гонимы вешними лучами».
-
Мендельсон «Песня» из музыки к драме В. Гюго «Рюи Блаз».
-
Русская народная песня «Как пойду я на быструю речку».
-
Русская народная песня в обработке Гречанинова «Сеяли девушки яровой хмель».
-
Глиэр, стихи Жадовской «Весна».
-
Глиэр, стихи Плещеева «Травка зеленеет».
-
Ботяров «Дружба — главное чудо».
-
Кудряшов «Тепло Родины»
-
Калныньш «Музыка»
-
Дунаевский «Лев и Брадобрей»
-
Дунаевский «Цветные сны»
-
Дунаевский «Непогода»
-
Ермолов «День за днём»
-
Марченко «Ангел»
-
Марченко «Осенний бал»
-
Егоров «Облака»
-
Туликов «Не повторяется»
-
Митяев «Изгиб гитары жёлтой»
-
Челноков «Кот на крыше»
-
Ермолов «Праздничный вечер»
-
Ведерников «Паруса»
-
Макаревич «Пока горит свеча»
Список литературы:
-
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения а общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 112 с.
-
Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. // М.:1975. С. 104-113.
-
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 220 с.
-
Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.
-
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.
-
Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. 282 с.
-
Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. С. 28-37.
-
Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От простого к сложному. Л., 1964. С. 97=106..
-
Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором.// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. С. 17-23.
-
Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972. 152 с.
-
Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 1992. 270 с.
-
Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1982. С. 43-77.
-
Урбанович Г. И. Певческий голос учителя музыки. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. М.: Музыка, 1977. С. 23-33.