Тематическое планирование курса «История музыкальной культуры»

11 класс (34 часа)

Тема урока

Часы

Ссылка на цели курса

Содержание деятельности

Оборудование

I полугодие «Очерки по истории русской музыки»

«XVIII век – век метаморфоз русской песни и песенности».

Первые русские композиторы – профессионалы.

«Французский с нижегородским».

1

1,3,4,5,6,7,8,9,

13,15,17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

«Русская музыка начала XIX века»

По пути национального возрождения

1

1,3,4,5,7,8,9,

13,15,17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

«Пушкин русской музыки»

Музыка Глинки заговорила по-русски.

«Красота музыкальной мысли вызывает красоту оркестра»

1

1,3,4,5,7,8,9,

13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

«Балакиревская партия» — каждый своей дорогой

Бородин А.П. Научная стройность мировоззрения и музыки.

1

1,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

«Балакиревская партия» — каждый своей дорогой

Мусоргский М.П. «Хочу правды!»

1

1,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

«Балакиревская партия» — каждый своей дорогой «Звукопластика» Римского-Корсакова Н.А.

1

1,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

Чайковский П.И. «Художник — психолог»

«От сердца к сердцу»

«Мелодии, которые поют все»

1

1,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

Чайковский П.И. «Художник — психолог». Симфонизм Чайковского

1

1,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

Итоговое занятие «Русская музыка XIX века»

1

11,12,13,14,

17-20

Музыкальная викторина. Тест. Хоровое пение.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портреты

«Русская музыка XX века»

1

1,3,4,5,6,7,8,9,

13,15,17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Иллюстрации.

Рахманинов С.В. «Мелодия – это музыка».

— По пути проложенному Чайковским.

— Рахманинов – композитор, пианист, дирижёр

1

1,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

Рахманинов С.В. «Мелодия – это музыка».

«Всенощная»

1

1,2,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

Два полюса: Прокофьев С.С. и Шостакович Д.Д.

Музыкальные кадры Прокофьева

Единство процесса в музыке Шостаковича

1

1,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

Как встретились Бетховен с Чайковским

Полистилистика Шнитке А.Г.

1

1,2,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

Музыкальная жизнь Сибири.

По концертным залам Новосибирска

Муров А.Ф. Композитор-симфонист

1

1,2,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

Итоговое занятие «Русская музыка XX века»

1

11,12,13,14,

17-20

Музыкальная викторина. Тест. Хоровое пение.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портреты

II полугодие «Очерки по истории зарубежной музыки»

Музыка Западной Европы XVIII века

1

1,3,4,5,6,7,8,9,

13,15,17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Иллюстрации.

Не ручей – морем он должен называться». И.С.Бах.

От великого до простого

Вершина и источник

1

1,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

Не ручей – морем он должен называться». И.С.Бах.

Немецкий «Орфей»

1

1,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

Йозеф Гайдн – отец симфонии.

104 симфонии – процесс формирования классического сонатно-симфонического цикла

1

1,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

«Символ красоты и гармонии» Моцарт В.А.

Композитор – легенда.

Новая симфония – новая идея

1

1,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

«Символ красоты и гармонии» Моцарт В.А.

Seria, buffa, singspiel пером Моцарта

1

1,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

«Музыка для миллионов». Л.Бетховен.

Великая идея великого Бетховена

1

1,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

«Музыка для миллионов». Л.Бетховен.

Монументальность творений

1

1,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

«Эмоционально-объективный дневник Франца Шуберта».

В рамках романтизма. Синтез музыки и поэзии.

1

1,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

Итоговое занятие «Западноевропейская классика»

1

11,12,13,14,

17-20

Музыкальная викторина. Тест. Хоровое пение.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портреты

Поэт фортепиано. Ф.Шопен

Биография романтика

1

1,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

Человек-оркестр. Ф. Лист

Энциклопедия фортепианной техники

1

1,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

Композитор театра. Джузеппе Верди.

От сына трактирщика до маэстро.

Драматизация оперы – путь к реализму

1

1,2,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

Музыка Руанского собора.

Импрессионизм.

Акварель «Прелюдий» Клода Дебюсси

1

1,2,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

Репродукции картин.

Стилистический плюрализм XX века.

Сверхчувственность при строгости правил. Нововенская школа

Неофольклоризм. Б.Барток. К.Орф

1

1,2,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

Стилистический плюрализм XX века.

Сверхчувственность при строгости правил. Нововенская школа

К.Штокгаузен, П.Булез, Дж.Кейдж кто во что горазд

1

1,2,3,4,5,7,8,9,

10,11,12,13,14,15,

17-20

Беседа. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портрет композитора.

Иллюстрации.

Подготовка к творческому событию

1

17-20

Хоровое пение. Разучивание песни.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Итоговое занятие

1

11,12,13,14,

17-20

Музыкальная викторина. Тест. Хоровое пение.

CD-проигрыватель.

Фортепиано.

Портреты

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here