Конспект открытого урока музыки в 6 классе со сложной структурой дефекта по теме «Мажор. Минор».

Тема урока: «Мажор. Минор».

Цель урока: Познакомить с понятиями «мажор» и «минор» в музыке.

Задачи урока:

  1. Образовательные: повторение, закрепление и обобщение знаний, умений и навыков музыкальной грамоты; учить различать на слух контрастные по характеру части музыкального произведения.

  2. Развивающие: развитие певческих навыков, ритмического слуха,

активизация мыслительных процессов — внимание, память, мышление,

коррекция эмоционально – волевой сферы.

  1. Воспитательные: воспитание мотивации к учению.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: картинки «эмоции человека», карта – схема страны Гармонии,

карточки – ноты с названием, фланелеграф с изображением

гаммы до мажор, музыкальные ребусы, опорная схема

ритмического упражнения «Хлопаем, играем», вырезанная из

картона елка с новогодними пожеланиями, магнитофон,

детские музыкальные инструменты: колокольчик, деревянные

ложки, бубен, треугольник.

Музыкальный материал: Гамма До Мажор, Л. Бетховен «Весело и грустно»,

С. Соснин «Хлопаем, играем»;

Т. Хижинская «Новогодние пожелания».

Ход урока

  1. Оргмомент.

Музыкальное приветствие учителя и учеников.

Учитель: «Здравствуйте, дети. Добрый день!»

Дети: «Здравствуйте, учитель. Добрый день!»

2. Вводное слово учителя.

Учитель: Скажите, пожалуйста, как называется наш урок?

Дети: Урок музыки.

Учитель: Что мы с вами делаем на уроке? Чем занимаемся?

Дети: Танцуем, слушаем музыку, поем песни.

Учитель: Что же нужно знать для того, чтобы прочитать слова песни или записать слово?

Дети: Буквы.

Учитель: Что нужно знать для того, чтобы записать музыкальный звук и сыграть музыкальное произведение?

Дети: Ноты.

Учитель: Совершенно верно. Наш сегодняшний урок мы с вами начнем с повторения нотной грамоты.

3.Повторение нотной грамоты.

Учитель: Я буду читать вам стихотворение и показывать ноты, а вы — дружно называть их по порядку.

Чтение стихотворения «Ноты».

Где – то кто-то,

Где – то кто –то

Сочинил однажды ноты:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

Скажем мы ему спасибо!

А за что? А за что?

До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Да за то, что ноты эти

Знают песни все на свете.

Учитель: Итак, сколько же всего существует нот?

Дети: Семь.

Учитель: Давайте споем эти ноты.

Пение гаммы до мажор.

Учитель: А теперь поиграем в игру «Музыкальный рояль». Каждый из вас будет нотой – клавишей. Нажимая на клавишу рояль начинает звучать.

Игра «Музыкальный рояль».

(Детям раздаются карточки – ноты. Учитель нажимает на «клавиши», ребенок поет свою ноту).

Учитель: Сейчас я предлагаю вашему вниманию «Музыкальные ребусы». Данные ребусы представляют собой зашифрованные слова, в которых встречаются ноты. Отгадав ноты, вы отгадаете зашифрованное слово. (Дети отгадывают ребусы, называя встречающиеся в слове ноты и показывая их на фланелеграфе).

  1. Новая тема.

Учитель: Посмотрите на доску и прочитайте тему урока.

Дети: Мажор. Минор.

Учитель: У каждого человека может быть то или иное настроение. Какое настроение изображено на этих картинках? (показ картонок – эмоций).

Дети: Веселое и грустное.

Учитель: Какой цвет соответствует веселому настроению?

Дети: Красный.

Учитель: Какой цвет соответствует грустному настроению?

Дети: Черный.

Учитель: Как вы думаете, может ли музыка повлиять на настроение человека?

Ответы детей.

Учитель: Да. Музыка обладает волшебным свойством – она может

выражать разные чувства человека, передавать любое его настроение, потому что она может быть веселая и грустная, то есть мажорная и минорная.( на доску прикрепляются термины: мажор, минор).

Итак, как в музыке называется веселая и грустная музыка?

Ответы детей.

Учитель: Но как же её различить и запомнить, какая музыка называется мажорной, а какая минорной? Послушайте, пожалуйста, историю, которая произошла в стране с названием Гармония.

 Это случилось в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, в стране с названием Гармония. В этой стране было два царства Мажор и Минор, жители  которых сочиняли очень красивые, дивные мелодии для людей. Мажорики – жители царства Мажор – были очень весёлыми, радостными и  в их царстве звучал всегда радостный смех и  весёлая музыка. В том царстве, где жили минорики, всегда было очень грустно, они сочиняли печальную, но очень красивую и мелодичную музыку.

   И вот однажды, между Мажориками и Минориками разгорелся спор: чья музыка нужнее? Чья красивее и мелодичнее? Мажорики утверждали, что музыка минорная не нужна, она только заставляет людей грустить. А Минорики говорили, что всегда веселиться нельзя, только весёлая музыка быстро надоест, нужно ещё и немного  грустить!  Долго они спорили и уже начали ссориться, пока кто-то из них не сказал: «Нужно идти к нашему мудрому королю Ладу! Только он нам поможет разрешить наш спор!».

   Король внимательно выслушал их и попросил Мажориков исполнить свою мелодию, а затем и Минорики спели ему свою. Прослушав великолепную музыку, король Лад сказал, что музыка и мажорная, и минорная заслуживает восхищения в равной мере, не зависимо от того, весёлая она, или грустная, и, что, в стране Гармонии не было бы так чудесно, если бы не жили в ней Мажорики и Минорики, и не сочиняли бы свою прекрасную музыку! Обрадовались человечки, и стали снова дружить как прежде.

 

Учитель:   Ребята, понравилась ли вам сказка?

   Какие человечки жили в стране Гармонии?

   Как назывались их царства?

   Какую музыку сочиняли минорики?

   Какую музыку сочиняли мажорики?   

Как называется весёлая музыка?

   А как называется грустная музыка ?

   Что случилось в их стране?  Ответы детей.

   Кто их помирил?

Дети: Король Лад.

Учитель: Как вы думаете: «Что означает слово лад?». Ответы детей.

(На доске слово «помирил»). Посмотрите на доску и прочитайте слово, которое на ней написано. Найдите в слове помирил корень.

Дети: Мир.

Учитель: Так вот лад означает мир, дружбу и согласие. Давайте прочитаем, что же означает лад в музыке. «Лад – это согласие между звуками». И в музыке существует два очень дружных лада под названием …(учитель показывает на доску, а дети отвечают – мажор и минор).

Учитель: Давайте теперь определим на слух мажорную и минорную музыку.

Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Весело и грустно». Написал ее немецкий композитор Л. Бетховен. Послушайте ее внимательно и с помощью карточек определите смену характера музыки. (перед слушанием дети поднимают карточки с грустными и веселыми эмоциями).

Звучит Л. Бетховен «Весело. Грустно». Дети поднимают карточки – эмоции.

Учитель: А теперь возьмите словари эстетических эмоций и с их помощью найдите различные прилагательные, которые тоже подойдут к определению веселого и грустного характера. Повторное слушание по частям.

 Учитель: А сейчас мы с вами попробуем озвучить эту прекрасную музыку.

На 1 часть музыки мы будем звенеть колокольчиками, передавая ее веселое настроение. На 2 часть музыки — играть на треугольнике, изображая капельки слез ( на счет «раз»).

Дети оркеструют пьесу.

Учитель: Итак, какое настроение в музыке мы передавали с помощью игры на колокольчиках? На каком инструменте играли, передавая грустное настроение? Ответы детей.

5.Физпауза.

Учитель: Сейчас мы с вами выполним упражнение на развитие ритмического слуха «Хлопай, играй».Посмотрите на схему и определите последовательность выполнения действий. Что мы с вами будем делать?

Дети: Хлопать в ладоши, играть на бубне и деревянных ложках.

Учитель: К какой группе инструментов относятся деревянные ложки и бубен?

Дети: К ударным.

Дети стоя выполняют ритмическое упражнение.

Учитель: А сейчас я хочу проверить насколько вы внимательные. Я вам буду показывать движения руками, а вы должны их за мной повторить.

Дети выполняют упражнение «На заре ты ее не буди» по показу учителя»

(Поочередное поднимание и опускание рук. В основе упражнения – метод пластического интонирования, то есть восприятие музыкальной ткани через моторику своего тела). На 2 часть музыки дети садятся на места, закрывают глаза и дослушивают музыку до конца.

Учитель: ( Показ картинок солнышко и туча.) Какая из картинок соответствует настроению музыки, которая сейчас звучала? Ответы детей.

6.Исполнение песни «Новогодние пожелания».

Учитель: Мы с вами знаем упражнение, которое так и называется «Солнышко и туча». Давайте его исполним.

Дети исполняют упражнение.

Учитель: Какой приближается радостный и веселый праздник?

Дети: Новый год.

Учитель: Что является символом Нового года?

Дети: Елка.

(На фланелеграф прикрепляется елка)

Учитель: Чего не хватает на елке?

Дети: Игрушек.

Учитель: Сейчас мы с вами попробуем украсить елку игрушками. Я раздам вам новогодние шары, на которых написаны слова песни «Новогодние пожелания». Прочитайте эти слова.

Дети по очереди читают слова песни.

Учитель: Найдите в тексте новогодние пожелания. А теперь исполним песню в том порядке, в каком вы сидите. Каждый поет только свои слова.

Учитель: А сейчас давайте встанем и исполним песню как на Новогоднем празднике. (Учитель поет запев, дети – припев стоя. После исполнения песни наряжают елку).

7. Заключение.

Учитель: На такой праздничной ноте наш урок подошел к концу.

Скажите, что нового вы узнали на уроке?

С какими ладами музыки познакомились?

В какой сказочной стране жили эти лады?

Как назывались жители этих двух царств?

Какую музыку по характеру исполняли мажорики?

Какую исполняли минорики?

Как звали короля, который их помирил?

Что такое лад?

Ответы детей.

8. Итог. Выставление оценок.

Учитель: Вот и пришло время выставления оценок. Ребята, оцените сами свою работу (детям раздаются кружочки с цифрами «3, 4, 5»). Почему вы оценили себя именно так, а не иначе?

9. Домашнее задание: найти иллюстрации с изображением веселого и грустного настроения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here