ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Предмет Класс Музыка 7класс | ||
Тема урока Музыкальный образ и авторский замысел. | ||
Цель урока В процессе восприятия учащиеся получат представление о музыкальном образе и научатся высказывать свое мнение об авторском замысле и его воплощении. | ||
Задачи урока * привлечь внимание через постановку проблемного вопроса; * смоделировать выдвижение гипотезы; * соотнести содержание и музыкальный образ; * соотнести средства музыкальной выразительности с музыкальным образом; * стимулировать учеников передавать душевные переживания в песне; * создать ситуацию для выбора конкретных средств музыкальной выразительности; * организовать работу в группах и представление общих работ; * организовать рефлексию через работу критиков.
| ||
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик получит возможность научится соотносить средства музыкальной выразительности с задуманным музыкальным образом и передавать это графически (линии). Научатся воспринимать музыкальный образ и выражать свое отношение через пение, рисунок, слово. | Учащиеся научатся работать в группах; Получат возможность овладеть навыками смыслового прочтения «текстов». Получат возможность овладеть логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий в процессе установления интонационно – образного постижения произведения. | Ученик получит возможность научиться сопереживать, сочувствовать другому человеку. научиться наблюдать за разнообразными явлениями жизни и музыки, выскажет свое мнение об услышанном и увиденном. |
Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения | Музыкальный образ. Соотношение авторского замысла и музыкального образа. Средства музыкальной выразительности. Работать в группе и индивидуально; Выразительно исполнять песню для передачи образа. Воплощение собственного взгляда на проблему через различные способы вербализации. | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | нет | |
Методическое назначение средств ИКТ | нет | |
Аппаратное и программное обеспечение | Компьютер; альбомные листы, краски, аудио диски, портрет композитора | |
Образовательные интернет-ресурсы | нет |
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Ход урока | |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Актуализация личностного жизненного опыта учащихся | Кто из вас считает себя счастливым человеком? А что такое счастье? Расскажите об этом без слов. Найдите способы (жест, мимика, поза). Впереди вас идет человек, счастлив он или нет, определите. Что поможет вам понять? (походка, жесты, поворот головы, темп шага) |
Длительность этапа | 5 мин | |
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | Высказывание суждений, с использованием обобщения жизненного опыта детей. | |
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ | фронтальная | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Актуализирует и мотивирует на дальнейшую деятельность. | |
Методы обучения, приемы, техники | Беседа, постановка проблемного вопроса, пластическое интонирование | |
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи | Ход урока
| |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Перевод словесного высказывания в графическую форму | Изобразите графически (линией) интонацию счастливого человека. Учащиеся рисуют в тетрадях. Желающие выходят к доске. Сравните свои линии с линиями на доске. Найдите общее. Может это быть мелодией? Спойте мысленно эту мелодию. Получилось состояние счастливого человека? Я нарисую линию по-другому, нисходящую. А этот человек счастлив? Аргументируйте свой ответ. |
Длительность этапа | 3мин | |
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | рисование | |
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ
| Фронтальное и индивидуальное | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Направляет и осуществляет процесс деятельности | |
Методы обучения, приемы, техники | Метод создания художественного контекста, частично-поисковый |
Ход урока
| ||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | научатся сопоставлять музыкальный образ и средства для его воплощения | Послушайте, чем наполнено сердце этого человека? Учитель исполняет песню «Зеленая рощица» р.н.п. О чем рассказывается в песне? Автор рассказал нам о соловье? Почему он себя с птицей сравнил? О какой неволе говорит? Что может быть клеткой, обязательно ли неволя в буквальном смысле? В музыке есть смирение? Найдите как мелодия подчеркнула, что хочется вырваться, а не может. (исполняю фрагмент). Изобразите жестом движение мелодии. Сравните с мелодией, которую нарисовали в своих тетрадях. Почему ваша мелодия не похожа на мелодию этой песни? Вывод: разные состояния – разные интонации – разные мелодии. Спойте по жесту. «Ох» здесь для чего? Как вздох, еще больше подчеркивает безысходность, тяжесть, тоску. Споем всю песню. Что хочется сделать, когда рядом такой человек?
В. Лаурушас «В путь». Послушайте произведение и подумайте, что послужило толчком к его созданию? (слушание) — Поделитесь, что услышали. (Услышали движущийся поезд). Опишите его движения. — С чего началось движение? — Все время двигался, одинаково? Опишите словами это движение. Значит человек рассказал нам о поезде. — Что это обыкновенный поезд из металла? Нет, он живой, у него есть настроение и характер. Какое настроение было в начале, а потом, когда остановился? Здесь заканчивается путь поезда? Снова гудок, в путь. Зачем автор рассказал нам о поезде? Что он этим хотел сказать? Вся человеческая жизнь это — вечное движение, дорога, путь. Композитор так и назвал свое произведение «В путь». Назовите средства, которыми воспользовался автор?
|
Длительность этапа | 22мин | |
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | Восприятие, исполнение, анализ | |
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ | Коллективная, фронтальная | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Активизирует восприятие, исполняет песню, дирижирует, задает вопросы. | |
Методы обучения, приемы, техники | Метод размышления Переинтонирование музыкального образа в словесный, художественный, метод осознания личностного смысла музыкального произведения | |
|
| Назовите прием на сравнение двух различных состояний, интонаций, характеров (контраст). Назовите приём иносказания (аллегория) Назовите форму построения произведения? (трехчастная). Почему не оставил двухчастную форму? Что хотел этим сказать? (остановка – это временное состояние, главная мысль – в путь, вперед). Обратили внимание на символы, знаки в музыке? Назовите (гудок, как первый крик человека, начало жизни, движения). Где сам автор в произведении? Он наблюдатель? Автор говорит о себе. (учитель приводит факт из жизни композитора, подтверждая сказанное выше) |
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | Ход урока
| |
Длительность этапа | 10мин | Попробуйте письмо этого человека к нам передать другим людям. Переведите язык музыки на другие языки. Разбейтесь на 3 группы: художники, литераторы, критики. Группа художников передаст свои мысли об услышанном в рисунке. Группа литераторов художественным словом. Критики сделают вывод о приделанной работе на уроке, как это получилось. Работа происходит во время повторного звучания произведения. Представление работ. Во время представления работ групп учащиеся пришли к выводу, что смысл художественного произведения не всегда понятен сразу. Чтобы понять образ к этой музыке, нужно вслушаться, всмотреться, поставить себя на место автора. |
Виды деятельности учащихся для проверки полученных образовательных результатов | Работа по группам (художники, литераторы), слушание | |
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности |
| |
Методы контроля | Защита работ по группам | |
Способы коррекции | Дискуссия между групп | |
Форма организации деятельности учащихся | Групповая | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Наблюдение | |
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание | Ход урока
| |
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | Что мы сегодня делали? Как это делали? Как вы себя чувствовали? Что поняли?
| Ребята, что же мы сегодня делали на уроке? Как мы это делали? Как вы чувствовали себя на протяжении всего урока? Что поняли?
Мы попытались прожить вместе с человеком его путь, «примерили» его ощущения на себя. Какой путь будет у каждого из вас, на этот вопрос вы будете отвечать всю жизнь. |