Конспект урока по Музыке "Музыкальные формы. Рондо и вариации" 7 классКонспект урока по Музыке "Музыкальные формы. Рондо и вариации" 7 классКонспект урока по Музыке "Музыкальные формы. Рондо и вариации" 7 классКонспект урока по Музыке "Музыкальные формы. Рондо и вариации" 7 классКонспект урока музыки

на тему:

«Музыкальные формы. Рондо и вариации»

Автор: Мухаметшина Ольга Александровна

Должность: педагог-организатор, учитель искусства.

Название учреждения: МБОУ «Тюрнясевская СОШ» Нурлатский район, РТ.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка— это разработка конспекта урока музыки в 7 классе на тему: «Музыкальные формы. Рондо и вариации». Предназначена для учителей музыки средних образовательных школ.

Тема урока

Формы музыки. Рондо и вариации.

Цель урока

Расширение знаний воспитанников о разнообразии и особенностях музыкальных форм, используемых композиторами для создания музыкального произведения.

Задачиурока:

Обучающие:

  • Изучить муз. формы рондо и вариации;

  • Научить слышать форму музыкального произведения на примере произведения Бородина «Спящая княжна» и р.н.п. «Светит месяц».

Развивающие:

  • развивать музыкальную память;

  • развивать музыкальное мышление.

Воспитывающие:

  • воспитывать грамотного слушателя и исполнителя;

  • воспитывать ответственность при работе в коллективе.

Требования к организации и проведению занятия

  1. Организационные требования

Дидактический материал:

Звуковые файлы Бородин «Спящая княжна», р.н.п. «Светит месяц».

Литературный текст «Спящая княжна». Слайды с формулами рондо и вариаций.

Раздаточный материал:

Карточки с текстом муз.произведений.

Карточки с обозначением смены частей произведения, используемые при прослушивании вариаций.

Техническое оснащение

Персональный компьютер, проектор, экран, магнитофон.

  1. Дидактические требования

Форма занятия

Беседа, практическая работа.

Приемы и методы организации образовательного пространства

Словесные: беседа, рассказ, объяснение.

Наглядные: слайды, карточки с текстом муз произведений.

Практические: прослушивание и анализ музыкальных произведений, игра на внимание.

Используемые технологии:

Информационно-познавательная, компьютерная, игровая.

3. Социально-педагогические требования

Уровень обученности по программе

Седьмой год обучения

Ожидаемый результат занятия

К концу занятия учащиеся:

  • получат знания о музыкальных формах рондо и вариации;

  • изучат состав симфонического оркестра;

  • изучат строение рондо Бородина «Спящая княжна» и р.н.п. «Светит месяц»;

  • разовьют музыкальную память;

  • разовьют музыкальное мышление;

  • разовьют навык грамотного слушателя;

Методы диагностики, используемые на занятии

Игра, наблюдение.

План занятия

п/п

Этап занятия

Методы и приемы

Время (мин.)

1

Организационный этап:

  • Приветствие

  • Целевая установка

  • Упражнение на дыхание

Задача: настрой воспитанников на деятельность.

Словесные: беседа, объяснение

Наглядные: слайд с темой урока

Практические: дыхательная гимнастика

5

2

Основной этап:

  • Показ слайдов

  • Прослушивание и анализ музыкальных произведений Бородина «Спящая княжна» и р.н.п. «Светит месяц».

Задачи: в соответствии с темой занятия.

Словесные: беседа, рассказ, объяснение

Наглядные:слайды, карточки

Практические: прослушивание и анализ музыкальных произведений, командная работа.

25

3

Контрольный этап:

  • Игра «Определи форму»

Задача: проверка знаний, полученных на занятии.

Словесные: беседа, рассказ, объяснение

Наглядные: карточки

Практические: командная работа

10

4

Эмоционально-оценочный этап:

  • Подведение итогов

Задача: мобилизация детей на самооценку; дать оценку каждого ребенка и коллектива в целом.

Словесные: объяснение

Наглядные: музыкальный буклет

Практические: оценивание достигнутых результатов

5

Ход занятия

Организационный этап

Педагог приглашает пройти учащихся в учебный кабинет. Дети проходят в кабинет и становятся возле своих учебных мест.

Педагог: ( муз. приветствие)Здравствуйте, ребята!

Учащиеся: Здравствуйте!

Дети рассаживаются.

Педагог: Тема нашего сегодняшнего урока «Музыкальные формы. Рондо и вариации. (слайд 1)

Мы с вами уже знакомы с понятием форма и некоторыми муз. формами. Давайте попробуем их вспомнить. (перечисляют, дают определение, слайды 2,3,4)

Кто найдет эти музыкальные инструменты, поднимает руку.

Педагог: Молодцы! Вы все отлично справились!

Основной этап

Сегодня мы с вами познакомимся с новыми муз. формами. Ребята, вспомните сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» .

— С чего начинается эта сказка? (ответ)

— А чем заканчивается? (ответ)

-Т.е. мы приходим к выводу, что начало и конец у нас абсолютно одинаковы. А что происходит в середине сказки? (ответы)

— Есть ли моменты которые на протяжении всей сказки повторяются в неизменном виде? ( старик идет к морю)

— А есть места которые меняются? ( старуха то столбовая дворянка, то вольная царица и т.д.)

-Но в итоге все вернулось на круги своя, круг замкнулся, старуха осталась у разбитого корыта. Давайте попробуем мы с вами эту сказку изобразить схематически (один ученик работает на доске, остальные в тетради).

-В музыке то же есть такая форма изложения муз. материала, с помощью которой композиторы излагают свои муз. идеи. Эта форма называется рондо.

Работа в тетрадях: слайд 5

Рондо (фр.-круг) — музыкальная форма, построенная на чередовании рефрена и эпизодов.

Рефрен- это главная тема, которая всегда повторяется без изменений.

Эпизоды- музыкальные вставки.

Музыкальная формула рондо:

А

b

e

А

А

d

c

А

Вопросы по теме:

— Какая часть неизменна?( рефрен)

— Какая часть изменяется? (эпизоды)

Рефрен бывает один и тот же, а эпизодов много.

Давайте послушаем произведение Бородина (портрет) «Спящая княжна»

Задание: (раздаются карточки с текстом) Прочитать текст, определить где рефрен.

Во время прослушивания дети записывают в тетради муз.формулу «Спящей княжны».

— Давайте попробуем определить тембр голоса исполнителя/

— Каков характер мелодии? ( напевная, медленная и т.д.)

-Услышали ли вы форму произведения и смогли ли написать его формулу? (желающий записывает на доске, остальные сравнивают, подтверждают, либо опровергают правильность ответа)

А теперь мы познакомимся с другой муз. формой которая называется вариации.

Работа в тетрадях.

Вариации- форма состоящая из темы и нескольких ее повторений с изменениями в фактуре, гармонии, темпе и т.д.

Вариации, можно сказать, пересказывают тему много раз подрят, но каждая вариация звучит на особый лад. Например:

    1. Мягко

    2. Шутливо

    3. Страстно

Музыкальная формула вариации: (Слайд 6)

А3

А2

А1

А

Слушание вариации на тему р.н.п. «Светит месяц»

Вопросы:

— Каков характер произведения?

— Сколько раз изменилась тема?

— Чем отличается каждая из последующих тем?

Формулу прослушанного произведения записать в тетрадь.

— Назовите сходства и различия рондо и вариаций.

Контрольный этап

А сейчас мы с вами сыграем в игру «Определи форму» Для этого мы разделимся на две команды. Каждая команда получит конверт с заданием. Вам нужно будет не только определить форму произведений. Но и объяснить свой выбор.

  1. Сказка «Репка». Прослушивание музыкального произведения Моцарт «Турецкое рондо».

  2. Слушание вариации на тему р.н.п. «У ворот, у ворот», Сказка «Музыкант и певица»

Эмоционально-оценочный этап

Вы все замечательно работали на уроке. Сейчас посмотрите на своего соседа по парте и попробуйте оценить его работу на уроке.(выставление оценок). Домашнее задание придумать сказку либо в форме рондо, либо в форме вариации. на этом наш урок завершен, до новых встреч.

Приложение:

Сказка в форме рондо «Музыкант и певица»

Вступление

Жил-был один юноша по имени Федор. Он умел играть на флейте, фортепиано, скрипке, гармошке и даже на гуслях. Его отец делал музыкальные инструменты, и сыну нравилось пробовать их звучание еще с 4-х лет . А потом постепенно Федор научился играть и играл всё лучше и лучше.

А

Однажды, гуляя в лесу, он встретил девушку, которая очень красиво пела. Федор решил подыграть ей на своей флейте. Девушка сначала смутилась, но потом ей очень понравилось, как играл Федор. Ее звали Алиной. Они познакомились и решили петь и играть вместе. Федор и Алина стали выступать перед народом, всем очень нравился их дуэт.

В

Они так хорошо исполняли музыку, что сам император решил послушать их. За Федором и Алиной приехала торжественная королевская карета, им И тогда злые завистники перед концертом прокрались и испортили рояль, на котором должен был играть Федор. Он вышел на сцену, начал было играть , но услышал фальшивые звуки.

А

Федор не растерялся, схватил скрипку и сыграл так виртуозно, что музыка зазвучала ещё прекрасней. А голос Алины звучал просто божественно. Весь народ снова давался диву, а император пришел в такой восторг, что щедро наградил дуэт и подарил им волшебную карету для путешествий.

С

Но злодеи-завистники не остановились и решили испортить девушке голос. Они подсыпали ей в еду какое-то снадобье, и, съев ее, девушка потеряла способность петь. Тогда Федор отвез Алину к врачу. Оказалось, что нужно добыть противоядие, которое было очень трудно достать. Федор отправился в путь, нашел целительный пузырек и вылечил Алину.

А

Тогда им удалось выступить перед королями разных стран, и везде их щедро награждали волшебными подарками. Один из королей подарил Федору новую серебряную скрипку, другой подарил Алине волшебное платье, переливавшееся всеми цветами радуги. И когда они выступили – Федор со своей серебряной скрипкой и Алина в своем прекрасном платье – все жители, слышавшие их, стали самыми счастливыми и перестали огорчаться.

Кода

Следующие концерты Федора и Алины были поистине триумфальными. Они ездили по разным странам в волшебной карете и исполняли музыку, наполнявшую сердца людей добром и счастьем.

Логинова Виктория, 4 класс ДМШ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here