на тему:
«Музыкальные формы. Рондо и вариации»
Автор: Мухаметшина Ольга Александровна
Должность: педагог-организатор, учитель искусства.
Название учреждения: МБОУ «Тюрнясевская СОШ» Нурлатский район, РТ.
Пояснительная записка
Данная методическая разработка— это разработка конспекта урока музыки в 7 классе на тему: «Музыкальные формы. Рондо и вариации». Предназначена для учителей музыки средних образовательных школ.
Тема урока
Формы музыки. Рондо и вариации.
Цель урока
Расширение знаний воспитанников о разнообразии и особенностях музыкальных форм, используемых композиторами для создания музыкального произведения.
Задачиурока:
Обучающие:
-
Изучить муз. формы рондо и вариации;
-
Научить слышать форму музыкального произведения на примере произведения Бородина «Спящая княжна» и р.н.п. «Светит месяц».
Развивающие:
-
развивать музыкальную память;
-
развивать музыкальное мышление.
Воспитывающие:
-
воспитывать грамотного слушателя и исполнителя;
-
воспитывать ответственность при работе в коллективе.
Требования к организации и проведению занятия
-
Организационные требования
Дидактический материал:
Звуковые файлы Бородин «Спящая княжна», р.н.п. «Светит месяц».
Литературный текст «Спящая княжна». Слайды с формулами рондо и вариаций.
Раздаточный материал:
Карточки с текстом муз.произведений.
Карточки с обозначением смены частей произведения, используемые при прослушивании вариаций.
Техническое оснащение
Персональный компьютер, проектор, экран, магнитофон.
-
Дидактические требования
Форма занятия
Беседа, практическая работа.
Приемы и методы организации образовательного пространства
Словесные: беседа, рассказ, объяснение.
Наглядные: слайды, карточки с текстом муз произведений.
Практические: прослушивание и анализ музыкальных произведений, игра на внимание.
Используемые технологии:
Информационно-познавательная, компьютерная, игровая.
3. Социально-педагогические требования
Уровень обученности по программе
Седьмой год обучения
Ожидаемый результат занятия
К концу занятия учащиеся:
-
получат знания о музыкальных формах рондо и вариации;
-
изучат состав симфонического оркестра;
-
изучат строение рондо Бородина «Спящая княжна» и р.н.п. «Светит месяц»;
-
разовьют музыкальную память;
-
разовьют музыкальное мышление;
-
разовьют навык грамотного слушателя;
Методы диагностики, используемые на занятии
Игра, наблюдение.
План занятия
Этап занятия | Методы и приемы | Время (мин.) | |
1 | Организационный этап:
Задача: настрой воспитанников на деятельность. | Словесные: беседа, объяснение Наглядные: слайд с темой урока Практические: дыхательная гимнастика | 5 |
2 | Основной этап:
Задачи: в соответствии с темой занятия. | Словесные: беседа, рассказ, объяснение Наглядные:слайды, карточки Практические: прослушивание и анализ музыкальных произведений, командная работа. | 25 |
3 | Контрольный этап:
Задача: проверка знаний, полученных на занятии.
| Словесные: беседа, рассказ, объяснение Наглядные: карточки Практические: командная работа | 10 |
4 | Эмоционально-оценочный этап:
Задача: мобилизация детей на самооценку; дать оценку каждого ребенка и коллектива в целом. | Словесные: объяснение Наглядные: музыкальный буклет Практические: оценивание достигнутых результатов | 5 |
Ход занятия
Организационный этап
Педагог приглашает пройти учащихся в учебный кабинет. Дети проходят в кабинет и становятся возле своих учебных мест.
Педагог: ( муз. приветствие)Здравствуйте, ребята!
Учащиеся: Здравствуйте!
Дети рассаживаются.
Педагог: Тема нашего сегодняшнего урока «Музыкальные формы. Рондо и вариации. (слайд 1)
Мы с вами уже знакомы с понятием форма и некоторыми муз. формами. Давайте попробуем их вспомнить. (перечисляют, дают определение, слайды 2,3,4)
Кто найдет эти музыкальные инструменты, поднимает руку.
Педагог: Молодцы! Вы все отлично справились!
Основной этап
Сегодня мы с вами познакомимся с новыми муз. формами. Ребята, вспомните сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» .
— С чего начинается эта сказка? (ответ)
— А чем заканчивается? (ответ)
-Т.е. мы приходим к выводу, что начало и конец у нас абсолютно одинаковы. А что происходит в середине сказки? (ответы)
— Есть ли моменты которые на протяжении всей сказки повторяются в неизменном виде? ( старик идет к морю)
— А есть места которые меняются? ( старуха то столбовая дворянка, то вольная царица и т.д.)
-Но в итоге все вернулось на круги своя, круг замкнулся, старуха осталась у разбитого корыта. Давайте попробуем мы с вами эту сказку изобразить схематически (один ученик работает на доске, остальные в тетради).
-В музыке то же есть такая форма изложения муз. материала, с помощью которой композиторы излагают свои муз. идеи. Эта форма называется рондо.
Работа в тетрадях: слайд 5
Рондо (фр.-круг) — музыкальная форма, построенная на чередовании рефрена и эпизодов.
Рефрен- это главная тема, которая всегда повторяется без изменений.
Эпизоды- музыкальные вставки.
Музыкальная формула рондо:
А
b
e
А
А
d
c
А
Вопросы по теме:
— Какая часть неизменна?( рефрен)
— Какая часть изменяется? (эпизоды)
Рефрен бывает один и тот же, а эпизодов много.
Давайте послушаем произведение Бородина (портрет) «Спящая княжна»
Задание: (раздаются карточки с текстом) Прочитать текст, определить где рефрен.
Во время прослушивания дети записывают в тетради муз.формулу «Спящей княжны».
— Давайте попробуем определить тембр голоса исполнителя/
— Каков характер мелодии? ( напевная, медленная и т.д.)
-Услышали ли вы форму произведения и смогли ли написать его формулу? (желающий записывает на доске, остальные сравнивают, подтверждают, либо опровергают правильность ответа)
А теперь мы познакомимся с другой муз. формой которая называется вариации.
Работа в тетрадях.
Вариации- форма состоящая из темы и нескольких ее повторений с изменениями в фактуре, гармонии, темпе и т.д.
Вариации, можно сказать, пересказывают тему много раз подрят, но каждая вариация звучит на особый лад. Например:
-
Мягко
-
Шутливо
-
Страстно
Музыкальная формула вариации: (Слайд 6)
А3
А2
А1
А
Слушание вариации на тему р.н.п. «Светит месяц»
Вопросы:
— Каков характер произведения?
— Сколько раз изменилась тема?
— Чем отличается каждая из последующих тем?
Формулу прослушанного произведения записать в тетрадь.
— Назовите сходства и различия рондо и вариаций.
Контрольный этап
А сейчас мы с вами сыграем в игру «Определи форму» Для этого мы разделимся на две команды. Каждая команда получит конверт с заданием. Вам нужно будет не только определить форму произведений. Но и объяснить свой выбор.
-
Сказка «Репка». Прослушивание музыкального произведения Моцарт «Турецкое рондо».
-
Слушание вариации на тему р.н.п. «У ворот, у ворот», Сказка «Музыкант и певица»
Эмоционально-оценочный этап
Вы все замечательно работали на уроке. Сейчас посмотрите на своего соседа по парте и попробуйте оценить его работу на уроке.(выставление оценок). Домашнее задание придумать сказку либо в форме рондо, либо в форме вариации. на этом наш урок завершен, до новых встреч.
Приложение:
Сказка в форме рондо «Музыкант и певица»
Вступление
Жил-был один юноша по имени Федор. Он умел играть на флейте, фортепиано, скрипке, гармошке и даже на гуслях. Его отец делал музыкальные инструменты, и сыну нравилось пробовать их звучание еще с 4-х лет . А потом постепенно Федор научился играть и играл всё лучше и лучше.
А
Однажды, гуляя в лесу, он встретил девушку, которая очень красиво пела. Федор решил подыграть ей на своей флейте. Девушка сначала смутилась, но потом ей очень понравилось, как играл Федор. Ее звали Алиной. Они познакомились и решили петь и играть вместе. Федор и Алина стали выступать перед народом, всем очень нравился их дуэт.
В
Они так хорошо исполняли музыку, что сам император решил послушать их. За Федором и Алиной приехала торжественная королевская карета, им И тогда злые завистники перед концертом прокрались и испортили рояль, на котором должен был играть Федор. Он вышел на сцену, начал было играть , но услышал фальшивые звуки.
А
Федор не растерялся, схватил скрипку и сыграл так виртуозно, что музыка зазвучала ещё прекрасней. А голос Алины звучал просто божественно. Весь народ снова давался диву, а император пришел в такой восторг, что щедро наградил дуэт и подарил им волшебную карету для путешествий.
С
Но злодеи-завистники не остановились и решили испортить девушке голос. Они подсыпали ей в еду какое-то снадобье, и, съев ее, девушка потеряла способность петь. Тогда Федор отвез Алину к врачу. Оказалось, что нужно добыть противоядие, которое было очень трудно достать. Федор отправился в путь, нашел целительный пузырек и вылечил Алину.
А
Тогда им удалось выступить перед королями разных стран, и везде их щедро награждали волшебными подарками. Один из королей подарил Федору новую серебряную скрипку, другой подарил Алине волшебное платье, переливавшееся всеми цветами радуги. И когда они выступили – Федор со своей серебряной скрипкой и Алина в своем прекрасном платье – все жители, слышавшие их, стали самыми счастливыми и перестали огорчаться.
Кода
Следующие концерты Федора и Алины были поистине триумфальными. Они ездили по разным странам в волшебной карете и исполняли музыку, наполнявшую сердца людей добром и счастьем.
Логинова Виктория, 4 класс ДМШ