УРОК ПО МУЗЫКЕ
5 класс
Тема урока: «Цвети мой океан степной»
Тип урока: «Углубление в тему»
Цель урока: Формировать у учащихся музыкальную культуру, прививать любовь и интерес к казахскому национальному искусству.
Задачи:
Образовательная: Познакомить ребят с творчеством Курмангазы;
формирование понятия «Родина», через прикосновение к национальным ценностям; знакомство со своеобразным колоритом казахских народных инструментов.
Развивающая: Стимулировать класс на овладение эмоциональным восприятием музыки и выразительной речью. Работа над вокально-хоровыми навыками.
Воспитательная: Воспитывать способность воспринимать музыку как образное искусство, рожденное жизнью. Воспитывать любовь и интерес к казахской музыке.
Наглядные пособия:
-
Фонохрестоматия.
-
Вендиаграмма.
-
Кластер с ключевым понятием Курмангазы.
-
Оформление кабинета.
-
Работы детей.
Оборудование:
-Аудио-видео материалы;
-Портреты композиторов (Курмангазы, Абая);
-Партитуры песен.
ПЛАН УРОКА
-
Музыкальное приветствие. Организационный момент.
-
Тема урока.
-
Исполнение песни «Туган жер» («Родная земля»)
-
Слушание музыки:
-Курмангазы кюй «Балбраун».
-Видеоматериал. Фильм 2 «Курмангазы. Кюй. Сары арка».
-
Музыкальный материал:
-Исполнение песни «Алтын дала»
-Слушание песни «Табигат».
-
Сравнительный анализ: вендиаграмма.
-
Вывод. Кластер-схема на критическое мышление.
ХОД УРОКА
-
Музыкальное приветствие. Распевка. Организационный момент.
-«разогрев» голосового аппарата;
-«расширение» примарных звуков;
-работа над звуковедением и дыханием.
-
Тема: «Цвети мой океан степной».
Букетом полевых цветов
Передо мной маячишь ты.
И счастлив я, и жить готов
Во имя этой красоты.
Жумагали Саин.
Богата и щедра казахстанская земля, величественна и прекрасна её природа, неповторима красота снежных и бескрайних степей, голубых озер и горячих песков.
На фоне музыки кюй «Акку» звучат стихи:
Первый ученик:
Ах, если б вы могли только увидеть,
Ах, если б вы понять могли,
Ах, если б вы могли почувствовать
Всю красоту Казахстанской земли.
Второй ученик:
Моя Родина- это просторы степные,
На которых пасутся стада.
Это реки, озёра, пруда голубые,
Близ которых растут города.
Третий ученик:
Удивляет глаза белоснежность вершин,
Рек текущих прозрачность и синева
Широта, необъятность, молчанье равнин
И далёкого неба голубизна.
Самобытный, удивительно напевный казахский музыкальный язык появился очень давно, когда начала формироваться казахская народность.
И в самых разных по содержанию и жанрам песенных и инструментальных произведениях находит своё отражение тема родной земли. Много стихов, пословиц и поговорок посвящено родной земле, её удивительной природе и людям, живущим в этом краю.
—Какие вы знаете пословицы и поговорки о Родине?
-
На Родине и земля прекрасна и народ любим.
-
Любовь к Родине у семейного очага рождается.
-
На чужбину попав, поймёшь, как дорога Родина.
-
Исполнение песни «Туган жер» (Родная земля).
—Какой прозвучал жанр? (Песня)
Многие композиторы рассказывали о родной земле в инструментальном жанре.
-Как называются такие произведения у казахского народа? (Кюй)
Кюй- инструментальное произведение.
-Кто исполняет кюй? (Кюйши)
-Кто ещё может исполнять кюй? (Акыны, жырши, жырау)
-На каком инструменте обычно исполняют кюй? (На домбре)
-Чем является домбра для казахского народа? (Гордостью, символом)
-Почему она раньше висела почти в каждой юрте?
(Является душой и сердцем казахского народа)
-
а) Слушание. Кюй «Балбраун» Курмангазы.
Задание перед слушанием. (Разноуровневое).
-
Учащиеся, которые находятся на репродуктивном уровне: задание «Подбор прилагательных».
-
Выбрать прилагательные, характеризующие данный музыкальный образ произведения
-
2. Продуктивный уровень. Работа по карточке.
-
Задание: составить цветовую гамму произведения.
-
Творческий уровень.
Задание: придумать стихотворение.
Беседа о прослушанном.
—Как вы думаете, кто написал этот кюй? (Курмангазы)
-
Бал- мёд; бырау — эмоциональный медовый настрой.
-
На балу у Брауна.
Биография Курмангазы (рассказывают дети)
б) Слушание: видеозапись, кюй «Сары арка» Курмангазы.
-
Музыкальный материал. Исполнение песни «Алтын дала» («Золотая степь»)
Перевод этой песни:
1 куплет:
Золотая степь начало всех начал
Является родиной великих дарований
Аль Фараби, Махамбета, Сабита Муканова
Абая Кунанбаева, Мухтара Ауэзова.
Припев:
Просторная степь простирается от Алтая до Урала
2 куплет:
Степь приносит щедрость и богатство
Приими от души моё благословение
О, Родина, если мы не сделаем ошибок,
То ты ещё можешь послужить началом новых дел.
-
Сравнительный анализ — вен диаграмма.
— Исполнение песни «Табигат» («Природа»)
Исполняет дипломат областного конкурса
«Звёзды Пришиимья» Нугуманова Меруэрт
-
Вывод. Кластер-Схема на критическое мышление.
В кюях Курмангазы слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи. Слушая музыку Курмангазы. Мы ощущаем сильный духовный подъём и радостное эмоциональное состояние.
САМОАНАЛИЗ УРОКА МУЗЫКИ
Тема урока: «Цвети мой океан степной»
Эпиграф.
Букетом полевых цветов
Передо мной маячишь ты.
И счастлив я, и жить готов
Во имя этой красоты.
Жумагали Саин.
Тип урока: «Углубление в тему»
Форма урока: Коллективно-мыслительная.
Цель урока: Формировать у учащихся музыкальную культуру, прививать любовь и интерес к казахскому национальному искусству.
Задачи:
Образовательная: Познакомить ребят с творчеством Курмангазы;
формирование понятия «Родина», через прикосновение к национальным ценностям; знакомство со своеобразным колоритом казахских народных инструментов.
Развивающая: Стимулировать класс на овладение эмоциональным восприятием музыки и выразительной речью. Работа над вокально-хоровыми навыками.
Воспитательная: Воспитывать способность воспринимать музыку как образное искусство, рожденное жизнью. Воспитывать любовь и интерес к казахской музыке.
Эффективность решения задач урока обеспечивается путём выполнения принципов обучения воспитания.
Принципы обучения и воспитания:
-
Единства воспитания, обучения, развития.
-
Научность.
-
Наглядность.
-
Связь музыки с жизнью
-
Активность и сознательность в процессе обучения (принцип увлечённости и интереса).
-
Доступность.
-
Систематичность и последовательность.
-
Прочность обучения и его цикличность (повтор на более высоком уровне).
Формы работы:
Индивидуальные ответы учащихся, работа в группах (по карточке), общеклассные.
Методы:
-
Перцептивные (направленные на восприятие):
-
Словесный (дискуссия)
-
Наглядный (портреты композиторов, видеоматериал, ИЗО)
-
Практический (вокально-хоровая работа, слушание музыки)
-
-
Гностические (знания усваиваются в процессе размышления)
-
Перспективный (забегание вперёд)
-
Ретроспективный (возвращение к пройденному)
-
Проблемно-поисковый
-
Логические:
-
а) сравнение;
б) обобщение;
в) анализ и синтез (характер , тембр, интонация)
-
Управленческие
-
Знания усваиваются под руководством учителя или без него;
-
Мотивация (сознание мотивов успеха поощрением);
-
Метод музыкальной драматургии.
-
Метод эмоциональной отзывчивости.
-
-
Контролирующие:
-
Устные и письменные.
-
Метод проявления знаний в процессе музицирования.
-
Оборудование:
-Аудио и видео материал.
-Портреты композиторов (Курмангазы, Абая)
-Партитуры песен.
Художественный материал:
-
Видеоматериал: Курмангазы, Сары арка», часть 2.
-
Портреты Курмангазы, Абая.
Музыкальный материал:
-
Курмангазы, кюй «Сары арка», Курмангазы, кюй «Балбраун», слушание.
-
Кюй «Акку».
-
Песня «Туган Жер», исполнение.
-
Байкенжеев, песня «Алтын дала», исполнение.
-
Песня «Табигат», слушание.
Основные задачи и общая дидактическая цель между собой взаимосвязаны. Материал, использованный на уроке, соответствует цели урока и программе. Содержание материала доступно и соответствует возрасту учащихся. Изложение урока было доступным и не предполагало перегрузки детей.
Воспитательная задача решалась на каждом этапе урока.
В кюях Курмангазы слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи. Слушая музыку Курмангазы, мы ощущаем сильный духовный подъём и радостное эмоциональное состояние.