Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №42
г.Ижевска
Конспект урока по музыке
в 4 классе
«Этот удивительный Китай…»
подготовила
учитель музыки
Широбокова Елена Петровна
г. Ижевск
2012
Тип урока: урок первичного ознакомления с новым материалом
Задачи:
Образовательные:
-
Познакомить учащихся с особенностями китайской музыки и культуры
Воспитательные
-
Воспитывать уважение к культуре другого народа, толерантность, любовь к музыке
-
Помочь учащимся выработать более вдумчивое отношение к искусству, более разностороннее его восприятие
Развивающие
-
Активизация эмоционального отклика на музыку,
-
Развитие творческих способностей;
-
Развивать аналитическое мышление, речь, умение слушать и слышать музыку
-
Развитие музыкального кругозора
-
Развитие вокально-хоровых навыков
Методы:
-
Метод междисциплинарных взаимодействий
-
Метод музыкального обобщения:
а)проблемно-поисковая ситуация
б)закрепления знаний на разных видах учебной деятельности
-
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному
-
Метод эмоциональной драматургии
Оборудование:
-
наглядные пособия
-
видеомагнитофон
-
музыкальный центр,
-
плакат с текстом эпиграфа
-
доска, мел
Музыкальный материал:
-
«Танец дракона»- китайская народная музыка
-
«Маила»- китайская народная песня
-
«Катюша»- муз.Блантера, сл.М. Исаковского
-
«Большой хоровод» муз.Савельева
Структура
-
Сообщение темы, цели, задач урока;
-
Ознакомление с новым материалом;
-
Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
-
Подведение итогов урока;
-
Рефлексия
-
Постановка задания на дом
ХОД УРОКА:
Организационный момент:
Вход детей под китайскую народную музыку.
Ребята, обратили ли вы внимание на музыку, под которую вы зашли в класс? Как вы думаете музыка какой страны могла звучать? (ответы детей). Давайте споем музыкальное приветствие, здороваясь по-китайски- ни хао.
Ознакомление с новым материалом
Сегодня мы совершим с вами музыкальное путешествие в прекрасную страну Китай. Обратите внимание на тему нашего урока: «Этот удивительный Китай…». Я очень хочу, чтобы мы с вами окунулись в атмосферу музыки, танца, искусства этой удивительной страны и ушли с урока с новыми впечатлениями и открытиями.
О Китае можно рассказать очень много. Давайте посмотрим на карту и найдем расположение этой страны. Она находится на востоке. (Показываю на карте). Вашим домашним заданием к этому уроку было приготовить сообщение о Китае, жизни и быте ее жителей.
(Сообщения детей)
Китай — родина одной из четырех великих цивилизаций древнего мира, она насчитывает историю длиной в 5000 лет. Можно сказать, что любой китаец, даже тот, который не живет на родине, остается верным традициям китайской культуры — так велико ее влияние.
Рассказ учителя о китайском национальном костюме:
В китайской одежде наиболее предпочтительными являются темные тона, украшенные яркой вышивкой. Длина и цвет китайской одежды подчиняется определенным правилам. Разные цвета китайцы ассоциируют с различными временами года: зеленый- с весной, красный- с летом, белый- с осенью, черный- с зимой.
Китай занимает третье место в мире по территории после России и Канады (площадь Китая 9,6 млн. кв.км.).
:Китай занимает первое место в мире по численности населения. Общая численность составляет больше, чем 1 миллиард человек.
Столица Китая — СонаСяо Шен
Названия каких инструментов вы запомнили? (дети перечисляют названия китайских музыкальных инструментов: (шэн, гонг, чайн, тиба, эрху) К каким группам они относятся? (ударный-гонг, духовой-шзн, тиба и эрху- струнные) Музыкальные инструменты сопровождали пение народных песен. Китайская музыка отличается от русской и европейской тем, что в ней всего 5 тонов, а в европейской-7. (Наигрываю мелодию). Называется такой музыкальный строй- пентатоника. Для того, чтобы почувствовать особенную красоту китайской музыки и настроиться на пение, споем следующее упражнение. ( Распевание детей на слова: «О Китае я пою песню радостно свою») Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения Хорошо, ребята. Сейчас мы познакомимся с новой песней. А споют ее нам ансамбль девочек вашего класса. Послушайте и скажите, о чем поется в песне? Какая она по характеру? (исполнение ансамблем песни «Маила») Д: — Эта песня поется от лица девушки, которую зовут Маила. Она хорошо поет и играет на музыкальном инструменте. Ее любят слушать люди. Песня исполняется в радостном, веселом характере. Сейчас мы разучим мелодию припева этой песни. Давайте проговорим и выучим слова этой песни, отстукивая ее пульс. Приготовили ладошки (проговаривание слов). Послушайте мелодию припева песни (наигрываю мелодию). Какое здесь движение мелодии- поступательное или скачкообразное? ( Поступательное). А теперь споем со словами. Сейчас я спою с девочками куплет, а вы все вместе припев (исполнение). Ребята, мы продолжим работу и разучивание этой песни на следующем уроке. В Китае очень любят слушать и петь русские песни. Какую вы знаете песню, в названии которой тоже имя девушки, только русское? (Катюша) Эта песня стала известной во многих странах мира и к мелодии песни иногда сочиняют новые слова. Например, во время войны «Катюша» стала гимном итальянских партизан. Они пели в этой песне о том, как итальянские партизаны борются с фашистами и побеждают их. Также любят и ценят «Катюшу» и в Китае. Давайте пошлем музыкальный привет стране поднебесья (именно так называют свою страну китайцы), исполнив эту песню (выразительное исполнение песни). В чем сходство и отличие этих песен? (сходство — поется о девушках, поющих песни, отличие — разная мелодия, стиль) В Китае, ребята жители говорят и общаются не только на своем родном языке, но и выражают свои мысли и чувства языком жестов и движений. И ни один праздник в этой стране, не обходится без танца. Давайте и мы с вами побываем на празднике жизни, увидим всю красоту движений танца китайского народа (просмотр видеоматериала) Каким был этот танец? Д:- Очень красивым, с плавными и мягкими движениями, его исполняли девушки с веерами. Давайте и мы с вами попытаемся исполнить китайский танец, но не с веерами, а с бабочками ( детям раздаются заранее заготовленные бабочки, выполненные из цветной бумаги) Исполнение танца. ИТОГ УРОКА Ребята, обратите еще раз свое внимание на название темы нашего урока. Я не поставила в конце предложения точку, а поставила многоточие. Почему? Д.: Потому что о Китае можно еще многое рассказать. Помогла ли музыка нам сегодня совершить путешествие? ( Да) – Ребята, мы познакомились сегодня с особенностями китайской музыки, искусства. В ней есть черты, которые отличают китайскую музыку от любой другой. Давайте выделим эти черты. (Танцевальность, ритмичность, особенность музыкального строя, мелодичность музыки). Как называется музыкальный строй в китайской музыке? Припев какой песни мы разучили? Рефлексия Что больше всего запомнилось и понравилось на уроке? (ответы детей) – Оцените свою работу. Чтобы этот урок вам запомнился и остался в вашей памяти, я сегодня хочу сделать вам подарок и подарить буклет о Китае. В нем то, что мы сегодня прошли, а также, что я не успела рассказать. Вашим домашним заданием будет рассказать об этом уроке родителям, родственникам, друзьям. Большая просьба к вам вложить этот буклет в вашу тетрадь. Заключительное слово: Я надеюсь, что далекий Китай приблизился к нам. Наши сердца соединились, а границы исчезли , ведь музыка – это искусство человеческого общения! (надпись в виде плаката) Какую песню вы знаете о дружбе людей всей земли, где музыка язык — понятный всем? Д.:Песня «Большой хоровод» Давайте исполним эту песню, завершив наш урок. (Исполнение песни ) Урок окончен. До новых встреч с музыкой! Список литературы: 1. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Ч. 1. М., 1965. 2. Гуревич А.Я. Среднвековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. 3. Драч Г.В. Послеосевые культуры Древнего Востока // Мировая культура и искусство: Учебное пособие для преподавателей истории и мировой культуры / Под общ. ред. А.В. Незнамова. Воронеж: «Воронежское Черноземное издательство», 2001. 4. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989. 5. История Древнего мира II. Расцвет древних обществ. М., 1989. 6. Китай. История, экономика, культура. Сборник статей / Под ред. В. М. Алексеева и др. М.: Юристъ, 2001. 7. Музыка // Генеральное Консульство Китайской Народной Республики в г.Хабаровске // http://www.chinaconsulate.khb.ru 8. Образцов С. Театр китайского народа. М.: «Искусство», 1957. 9. Редер Д.Г., Черкасова Е.А. История Древнего мира. Ч. 1. М., 1985. 10. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т. 1. М., 1936. 11. Фань Вень-лань. Древняя история Китая от первобытнообщинного строя до образования централизованного феодального государства. М., 1958. Шаповалов В.В. Философия рациональности. М.: Дрофа, 1998. 12. Яснин К.Е. Национальные музыкальные системы как основа развития мирового музыкального искусства // Методика преподавания музыки в средней школе: Пособие для учителя музыки. Уфа: Башкортостан, 1990.