Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зональненская средняя общеобразовательная школа»

Томского района Томской области

Конспект урока по музыке
в 7 классе

«Музыкальный и художественный образ защитника Отечества в песнях и стихах композиторов и поэтов фронтовиков»

подготовила

учитель музыки

Усова Мария Витальевна

п.Зональная станция

2014

Пояснительная записка

Атмосфера жизни учеников и учителей нашей школы изначально сориентирована на творчество и поиск. Мною был разработан урок «Музыка + литература» с целью патриотического воспитания школьников с опорой, прежде всего, на тему Великой Отечественной войны

Мой поиск не стал изобретением новой системы, он стал апробацией уже существующих систем и взглядов. Идея патриотизма, любви к своей стране, своему народу и стала объединяющей. «Литература и музыка — искусства, находящиеся в первородном единстве. Музыка чутко реагирует на интонации поэтической речи, находя, ей свои эквиваленты. Она часто заимствует у стихотворных строк выразительные оттенки и усиливает их, дает крылья поэзии». (Л.Маслова). Поэзия тоже часто откликается на интонацию музыкальной речи. Часто музыка играет более действенную роль, уточняет и усиливает литературную характеристику героя.

Память о войне. Она не стирается, не тускнеет с годами. Поэтому, наверное, это не только память отдельных людей или одного поколения. Это память Народа, навечно врубленная в его историю, в его настоящее и будущее, в его национальное самосознание.

Русскую литературу, как ни одну другую литературу мира, буквально пронизывает пафос патриотизма, сыновней любви к Родине, особенно ярко проявляющейся в годину решающих для Отечества испытаний.

Моя задача взволновать, пробудить в каждом ученике чувство сопричастности к событиям прошедших героических лет, вызвать чувство личной заинтересованности. Лучше понять музыку поможет слово поэта.

Главная задача не сформировать один единственно правильный ответ на множество вопросов, а напротив, дать представление о многообразии жизненных явлений через постижение тончайших противоречивых чувств композиторов и переживаний поэтов. Через искусство слова и звука помочь ребенку познать окружающий мир во всем многообразии.

Методологическими основами для создания общей технологии восприятия произведений любого вида искусства могут стать положения:

— у всех видов искусства одна «корневая» система, жизнь, окружающий мир;

— общая стратегия освоения мира;

— общая цель: общение, желание найти собеседника, выразить свою позицию;

— единая структурная единица — образ, энергетическим центром которого является «пафос», идея;

фрагменты произведения — это «система раздражителей», намеренно организованных для остановки внимания собеседника;

— основной метод структурирования эмоций — контраст и сопоставление (тождество), отражающие закон жизни;

— вариативность восприятия, представляющего слияние эмоциональной и рациональной оценки и являющего собой культуру самораскрытия личности.

Внимание учителя акцентируется на развитии у детей «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения», как основ творческого воображения.

Цель:

Патриотическое воспитание школьников. Роль литературы и музыки во время Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Познакомить детей с песнями композиторов-фронтовиков.

2. Познакомить с лирикой поэтов, служивших на фронтах Великой Отечественной войны.

3. Исполнение песен и стихов композиторов и поэтов-фронтовиков.

4. Воспитывать уважение к творчеству композиторов и поэтов-фронтовиков.

Оборудование:

1. Компьютер.

2. Телевизор.

3. Репродукция картины Ю.М.Непринцева «Отдых после боя».

Музыкальный материал:

1. В.Лебедев-Кумач «Священная война».

2. К. Листов «В землянке».

3. Н.Богословский «Темная ночь».

4.Фрагмент из кинофильма «Офицеры» (песня «От героев былых времен»).

Поэзия:

1. А.Твардовский «Василий Теркин», глава «Гармонь».

2. К.Симонов «Жди меня».

3. К.Симонов «Родина».

4. Сборник частушек.

Урок начинается с беседы учителя.

Учитель:

В годы Великой Отечественной войны многие поэты и композиторы находились в частях действующей армии, прочно связав свою творческую судьбу с жизнью и борьбой воинов. Сама жизнь подсказывала авторам слова и образы находившие путь к сердцам миллионов. Во фронтовой печати работали поэты: А.Сурков, А.Твардовский, К.Симонов. В армейских ансамблях служили А.Александров, Б.Мокроусов, М.Фрадкин. Ребята, а как вы понимаете такое выражение «Песня и стих — эхо бомба и знамя?»

Дети:

Песни и стихи помогали людям вместе бороться против врага. Вместе они победят.

Учитель:

Какую роль играли литература и музыка во время Великой Отечественной войны?

Дети:

И стихи и песни были очень понятны. Они соединяли людей.

Учитель:

Ребята, а как вы думаете, какая песня нужна была в первые дни войны?

Дети:

Мужественная, сильная, объединяющая всех.

Учитель:

Такая песня была написана на третий день после начала войны. Она называлась «Священная война». Послушайте, как вспоминает об этом сын композитора Александра Борисовича Александрова (фрагмент воспоминаний). Предлагаю вам ее послушать. (Звучит «Священная война» в записи.)

Учитель:

Почему эта песня повторялась много раз, что она давала людям?

Дети:

Она объединяла людей, помогала поверить им в свои силы.

Учитель:

Символом чего стала эта музыка?

Дети:

Символом войны и веры в победу.

Учитель:

А для кого-то эта песня стала последней и самой главной.

Песня «Священная война» стала первой и самой главной в Великой Отечественной войне, а самым главным и объединяющим людей стало стихотворение К.Симонова «Родина». Послушайте, созвучно ли оно песне «Священная война»? (Звучит стихотворение.)

Дети:

Эти стихи призывают защищать Родину, хоть каждый представляет себе ее по-своему.

Учитель:

Какие слова мы можем выделить в этом стихотворении?

Дети:

«-Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы.

Да! Можно голодать и холодать.

Идти на смерть, но эти три березы.

При жизни никому нельзя отдать!» Учитель:

Война продолжалась, люди жили на войне. Начали появляться другие песни. Как вы думаете, какие?

Дети: Лирические. «Огонек», «В землянке», «Темная ночь».

Учитель:

Предлагаю вам исполнить некоторые из них. (Исполняем «Темную ночь» и «В землянке»). Не было ни одного бойца, который бы не напевал про себя эти песни, как не было, пожалуй, и солдата, который бы не переписал в заветную тетрадку стихи К.Симонова «Жди меня». Давайте послушаем это стихотворение. (Звучат стихи К.Симонова «Жди меня»). В чем секрет существования этих стихов и песен на войне?

Дети:

Родина и дом, близкие и родные люди; вера в победу и любовь. Песни дают ощущение близости этих необходимых для человека ценностей. Солдатское сердце ищет только лозунга и призыва, но и ласкового тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что обрушивала на него жестокая действительность. Учитель:

Звучала маршевая музыка, лирическая. Она была необходима. А было ли место на фронте шутке и смеху?

Дети:

Конечно, после боя, на отдыхе солдаты могли бы вспоминать смешные случаи из своей жизни.

Учитель:

Какой жанр был любимым у русского человека? Почему?

Дети:

Частушка, острая, веселая, она поднимала боевой дух, вселяла уверенность в победе.

Учитель:

Ребята, у меня в руках сборник частушек, написанных во время войны. Я хочу показать некоторые из них (звучат частушки начала войны). Война рождала своего героя. Каким он был?

Дети:

Храбрым, мужественным, веселым. Он умеет петь частушки и играть на гармони.

Учитель:

Посмотрите на картину. Вы не узнаете главного героя? Кто он?

Дети:

Василий Теркин.

Учитель:

Почему вы так думаете?

Дети:

Он в центре. Все смотрят на него.

Учитель:

Он такой как все или необычный?

Дети:

Такой же, но и не похож на всех. Это собирательный образ.

Учитель:

Ребята, откройте поэму А.Твардовского «Василий Теркин», глава «Гармонь». Как к Теркину относятся солдаты?

Дети:

-«Как-то вдруг теплее стало на дороге фронтовой…»

Учитель:

Как относятся к гармонисту?

Дети:

Как к хорошему знакомому, как к другу,

«-И сказали два танкиста

Гармонисту:

Знаешь, друг…

Не знакомы ль мы с тобою?

Не тебя ли это, брат,

Что-то помнится из боя

Доставляли мы в санбат?»

«- Забирай, играй в охоту,

В этом деле ты мастак,

Весели свою пехоту».

Учитель:

Кто же вынес все тяготы войны, кто победил?

Дети:

Простой, русский солдат.

Учитель:

Война закончилась. Отгремели последние залпы. Прошло много лет, а мы по-прежнему обращаемся к теме Великой Отечественной войны. Почему?

Дети:

Это наша память, память людей.

Учитель:

После войны появляются другие песни. Песни-воспоминания: «Баллада о солдате», «Дороги».

«На сотни лет эта война останется отправной точкой для всех искусств от эпопей до лирических стансов», — сказал А.Н.Толстой. Как вы понимаете это выражение? Предлагаю вам вспомнить героев Великой Отечественной войны, перелистать страницы истории и спеть песни из кинофильмов. (Исполняем песню из кинофильма «Офицеры» с фрагментом фильма,)

Список использованной литературы:

1. Кабалевский Д.Б. Музыка — М.: «Просвещение»,2006

2. Маслова Л.П. Педагогика искусства — Новосибирск: «НИПКПРО», 2000

3. Сборник частушек – М.: «ЭКСМО»,2007

4. Симонов К.М. Собрание сочинений в 10 томах. Том 1 — М.: «Художественная литература», 1981

5 .Твардовский А.Т. Василий Теркин — М.: «Художественная литература», 1976

Использованные материалы:

1. Песня «Священная война» (сл.А.Александрова, муз. В. Лебедева-Кумача)

2. Песня «В землянке» (сл.А.Суркова, муз. К. Листова)

3. Песня «Тёмная ночь» (сл. В. Агатова, муз. Н.Богословского)

4. Песня из кинофильма «Офицеры» (сл.Е.Аграновича, муз.Р.Хозака)


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here