МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 52
Урок музыки в 5 классе
на тему «Звучит романса звук прелестный»
из раздела «Романс».
Выполнила учитель музыки
МОУ СОШ № 52
Хасина Ирина Владимировна,
учитель 2 категории.
ВОЛГОГРАД, 2006.
Открытый урок по музыке учителя Хасиной Ирины Владимировны
5 класс 2 четверть 1 урок.
Психолого-педагогическое обоснование:
Данный урок построен на принципе художественно-образного мышления, как основы развития личности, эмоционально-ценностного отношения к явлениям окружающего мира и искусства и использовании мультимедийных источников
На начало 2-ой четверти учащиеся умеют определять характер музыки, ее настроение; выявили жизненные связи и истоки родства между музыкой и литературой; выявили взаимосвязь между ними, заключающимися в единстве возникновения (один источник – звук), в общности средств выразительности: громкость (динамика), темп, тембр, ритм.
Содержательно-методического обеспечения урока
Направлено на решение проблемы 1 полугодия «Музыка и литература» в рамках программы Науменко, Алиева «Музыка 5 класс».
Проблема данного урока: «Без литературы не появились бы романсы».
Тип урока: урок новых знаний.
Проектируемый результат:
Уметь определять музыкально-образный язык романса.
Ведущий метод:
Метод проблемного изложения.
Цель урока:
Определить «РОМАНС» как жанр вокальной миниатюры.
Задачи:
— через повторение особенностей жанра «песни» в видеотесте, выйти на более сложный вокальный жанр «романса»4
— через проблемные вопросы, используя знания по истории России выявить природу возникновения «романса» как жанра и его эволюцию в России;
— на примере романса М. Глинки «Жаворонок» проанализировать взаимосвязь поэтического текста и музыки в этом жанре.
Дидактическое оборудование:
Компьютер, экран навесной, мультимедийный проектор, магнитофон, фортепиано, фонохрестоматия 5 класса 1 часть, нотная хрестоматия.
ХОД УРОКА
Учащиеся входят в класс, рассаживаются по местам.
Учитель интересуется настроением после каникул и спрашивает о теме последнего урока прошлой четверти. Ребята отвечают, что разговор шел о «песни». Давайте споем песню «Сказка по лесу идет».
Ребята исполняют песню.
Учитель: А давайте вспомним, что это за жанр «песня» и какими особенностями он обладает.
На экране через мультимедийный проектор ребята все вместе выполняют задания теста. Сначала в таблице из предложенных характерных черт выбрать те, которые соответствуют жанру «песни». Затем выбрать из 2 предложенных фрагментов тот, который соответствует «песне».
Похвалить за полученный результат и акцентировать внимание ребят на те черты, которые нам не подошли и тот фрагмент, который оказался не песней. Что же это за жанр? Романс. Вот о нем и пойдет сегодня речь. Наша цель сегодня: определить романс, как жанр вокальной миниатюры.
На доске записан аспект проблемы: «Без литературы не появились бы романсы».
Учитель обращает внимание ребят на проблему, написанную на доске, с просьбой подумать и высказать свое мнение.
Ребята делятся своими мыслями.
Учитель: Связь Музыки и Поэзии близкая (чтение стихов легко переходит в пение), но не упрощенная. Мы же говорим: поэтичность музыки и музыкальность стиха…Великие русские поэты считали музыку самым сокровенным искусством и потому не сомневались в гармонии мира, ощущали творческую силу как музыкальное начало.
Просмотр презентации «Звучит романса звук прелестный».
Учитель зачитывает непроизвольный диалог между Блоком и Гоголем, написанный на доске:
БЛОК: «Все – музыка и свет: нет счастья, нет измен… мелодией одной звучит тоска и радость…»
ГОГОЛЬ: «Если музыка нас оставит, что тогда будет с нашим миром?»
БЛОК: «Нет, музыка нас не покинет… все кончается, только музыка не умирает».
Учитель: Жанр «РОМАНСА» напрямую возник благодаря литературе, так как в средневековых западноевропейских литературах и в подражательной поэзии позднейших поэтов романсом называли лирическое любовное стихотворение песенного народного склада. А в испанской литературе романсом называли старинное стихотворение с историческим или эпическим сюжетом.
Эти факты не маловажны, потому что РОМАНС – испанское слово, в переводе значащее «на испанском».
Позже, романсом стали называть небольшое вокальное произведение для 1-го или 2-х голосов на слова какого-нибудь стихотворения с инструментальным аккомпанементом.
Во времена правления Петра 1 (показ иллюстраций) были введены новые правила, касаемые культурного досуга дворянского сословия. Обязательным стало домашнее музыкальное образование, что привело к созданию так называемых «музыкальных салонов».
Со становлением русской музыкальной профессиональной школой в лице М.Глинки, П.Чайковского и других композиторов, романс превратился в изюминку вокальной музыки, шедевром слияния двух искусств.
Учитель: Как вы считаете, что может отображаться в романсах? (разные стороны жизни, личные отношения героя, его переживания, чувства).
Слушают романс М.И.Глинки, написанный на стихи А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновение».
Учитель: Романс принято относить к КАМЕРНОЙ вокальной музыке, почему? Камерная музыка — музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского camera – комната).
Потому что РОМАНС, как откровение героя, которое не «кричат на весь мир», а делятся в доверительной беседе с близкими людьми.
ЗАДАНИЕ: А теперь, ребята, попробуйте, используя все знания, создать свою формулировку жанра «романс», чтобы как можно полнее вы отразили неповторимость этого жанра, в какой-то степени уникальность и исключительность.
Анализируем несколько версий, выбираем лучшую и записываем в тетрадь.
Учитель: Сейчас я прочту вам стихи Н. Оленина, посвященные одному романсу.
КАК ЩЕДРО ЛЬЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ
ИЗ НЕОБЪЯТНОЙ ВЫШИНЫ,
Я К НИМ ПРОТЯГИВАЮ РУКИ –
ЛАДОНИ МУЗЫКОЙ ПОЛНЫ.
ЗАПРЕТ НА МИГ, И СНОВА ЛЬЕТСЯ
ЖИВАЯ ЗВОНКАЯ СТРУЯ,
И СОЛНЦЕ ЛАСКОВО СМЕЕТСЯ,
И ДЫШИТ ЛАСКОВО ЗЕМЛЯ.
ЗАВИДУЯ САМОЗАБВЕНЬЮ
НЕУТОМИМОГО ПЕВЦА,
Я У НЕГО УЧУСЬ УМЕНЬЮ
И ПЕТЬ, И РАДОВАТЬ СЕРДЦА…
Слушание романса М.Глинки на стихи Н.Кукольника «Жаворонок».
АНАЛИЗ:
— В каком ладу написан романс?
— Как вы думаете, нужны ли здесь слова, или можно обойтись без них?
— Какие выразительно-изобразительные интонации мелодии и аккомпанемента помогают словам рисовать звуковую картину природы?
Раскрытие темы осваивается в процессе исполнения и восприятия музыки. Процесс исполнения необходимо предварять интонационным анализом стиха и музыкального сопровождения.
МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ ПЕСНЯ РАЗДАЕТСЯ,
НЕИСХОДНОЮ СТРУЕЙ ГРОМЧЕ, ГРОМЧЕ ЛЬЕТСЯ.
НЕ ВИДАТЬ ПЕВЦА ПОЛЕЙ, ГДЕ ПОЕТ ТАК ГРОМКО
НАД ПОДРУЖЕНЬКОЙ СВОЕЙ ЖАВОРОНОК ЗВОНКИЙ,
ВЕТЕР ПЕСЕНКУ НЕСЕТ. А КОМУ, НЕ ЗНАЕТ…
ТА, КОМУ ОНА, ПОЙМЕТ, ОТ КОГО – УЗНАЕТ.
ЛЕЙСЯ, ПЕСЕНКА МОЯ, ПЕСНЬ НАДЕЖДЫ СЛАДКОЙ,
КТО-ТО ВСПОМНИТ ПРО МЕНЯ И ВЗДОХНЕТ УКРАДКОЙ.
РАЗУЧИВАНИЕ.
-
разучивание с голоса учителя, используя графический показ рукой звуковысотность мелодии. (Можно использовать графический рисунок, вызывая ребят к доске изображать по одной фразе).
-
обратить внимание на фразировку, распевание слогов, динамические оттенки.
Учитель: Что послужило основой для возникновения жанра романса?
ВЫВОД (делают ребята): Без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы.
Дать домашнее задание: подобрать стихотворение для сочинения романса.
«ЖАВОРОНОК»
М.Глинка, Н.Кукольник
МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ ПЕСНЯ РАЗДАЕТСЯ,
НЕИСХОДНОЮ СТРУЕЙ ГРОМЧЕ, ГРОМЧЕ ЛЬЕТСЯ.
НЕ ВИДАТЬ ПЕВЦА ПОЛЕЙ, ГДЕ ПОЕТ ТАК ГРОМКО
НАД ПОДРУЖЕНЬКОЙ СВОЕЙ ЖАВОРОНОК ЗВОНКИЙ.
ВЕТЕР ПЕСЕНКУ НЕСЕТ, А КОМУ, НЕ ЗНАЕТ…
ТА, КОМУ ОНА, ПОЙМЕТ, ОТ КОГО – УЗНАЕТ.
ЛЕЙСЯ, ПЕСЕНКА МОЯ, ПЕСНЬ НАДЕЖДЫ СЛАДКОЙ,
КТО-ТО ВСПОМНИТ ПРО МЕНЯ И ВЗДОХНЕТ УКРАДКОЙ.